Демократия.Ру




Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало. Франклин Рузвельт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:41

Обновлено: 08.09.2011  Версия для печати

Милитаризация России

Берг М.

Куда ведет кризис культуры. Игорь Клямкин

Мы никак не можем понять, чем Россия отличается от Европы. И почему? То есть понимаем, когда пересекаем границы нашей родины, и не понимаем, когда в нее возвращаемся. Родина-уродина. Понимаем по результату, но не очень пониманием, как это получилось. Неужто все дело в дремучем пареньке Путине или в нашем византийском православии? Или в татаро-монгольском иге? Или в семидесяти годах коммунистического рабства? Но почему у них (в том числе у наших бывших товарищей по социалистическому несчастью) получилось войти в Европу, а у нас нет? Почему у них парламенты, партии, законы, суды, а у нас все как бы – как бы законы, как бы суды, партии и парламенты, одна фикция. И все у нас как бы, вроде, почти, как у маленьких, которые копируют жизнь взрослых в играх, но все равно есть взрослые и есть маленькие, которые никак не могут вырасти и попасть во взрослый мир. Что с нами такое, что мы не можем перестать быть детьми и повзрослеть?

Все дело в типе социальности, сложившейся в России, полагает участник семинара «Куда ведет кризис культуры» Игорь Клямкин. И, вслед за Гербертом Спенсером, делит все общества на два типа социальности — военной, принудительной и торговой, договорной. Им, кстати, соответствует два способа приращения общественного богатства – силовой захват чужих территорий и торговля, стимулирующая производственную деятельность. То есть, грубо говоря, социальность, основанная на приказе, как в армии (это, понятное дело, мы), и социальность, основанная на договоре (и как следствие, на праве). Именно здесь лежит грозная граница, отделяющая нас от счастья и унижения, то есть от Европы и всего западного мира. В России было и есть все, как в Греции, нет только процесса, основанного на добровольном договоре между разными социальными силами социальной иерархии. Хотя и в Европе он, этот важнейший тип социальности, появился не сразу.

Клямкин начинает с анализа послемонгольской Московии, которая практически сразу (по инерции наследования) стала складываться как милитаристское государство. Причем этот милитаризм понимался не только как готовность к войне, но и как милитаризация мирной жизни. Сразу стала очевидна фокусировка на силе, мол, в силе правда. И соборное православие лишь подыгрывало в этом государству. Потому что Россия приняла веру из рук умирающей Византии и всегда помнила, что вера должна быть истинной, а Византию вера не спасла, она, несмотря на православие, погибла под тяжестью мусульманского напора, который оказался сильнее. Именно поэтому (несмотря на конфессиональное несходство) Московия и создала в виде государства смесь османского султанизма с православным милитаризмом, ставящим силу над законом и верой.

Милитаризация, причем не только военной жизни, но и мирной по военному образцу – вот модель развития сначала Московии, потом и петровской империи. Все строится по приказу, в том числе и вера. Полным ходом идет формирование культуры всеобщего холопства, идеологии преданности, беззаветного служения без каких-либо ограничений, не щадя живота своего. Вся Россия превращена Петром в огромную казарму, все граждане, в том числе дворяне – обязаны служить. То, как они служат, особая тема, но милитаристский уклон культуры очевиден. Они имеют только обязанности, а вот право царя – наказывать их или награждать. Никакого представления о частной собственности – земля может быть подарена, но в любой момент может опять отойти в казну. Никакой независимости от престола: казнить или миловать – прерогатива любого вышестоящего, эдакая вертикаль власти.

В это же время в Европе проходят процессы демилитаризации. Да, был и период милитаризации, хотя всегда, при любом усилении королевской власти, которое, в конце концов, дошло до абсолютизма, в отношениях между вассалом и сувереном сохранялись и тщательно оберегались добровольно-договорные, контрактные отношения. Вассал не только имел обязанности, но и права, прописанные в договоре, на которые суверен не посягал, а если посягал, то получал отпор. В это же время по всей Европе укреплялись города, их сила, торговая и производственная, финансовая и культурная, отодвинула проблему противостояния короля и баронов – армия становится наемной (чего никогда не было в России, в том числе по причине бедности). Вопрос уже стоит не в том, кто будет служить, а кто будет платить. Города платят, сила и влияние купечества растет, и вместе с ним растет ценность идеи контракта, договора, права.

Этого никогда не было в России. В России была допетровская и петровская мобилизации, после чего начался процесс демилитаризации. То же самое было при большевиках, с их военным коммунизмом, а потом при Сталине – глобальная милитаризация, сменившаяся хрущевской демилитаризацией. Понятно, что вся эта схема циклов милитаризации-демилитаризации нужна автору, чтобы объяснить сегодняшнюю ситуацию создания в России квазисоциальности, не основанной ни на праве, ни на каком-либо общем интересе. Милитаризация, утверждает Клямкин, как бы этого ни хотелось элите, невозможна, а демилитаризация не завершена, и выход в сторону договорных отношений (то есть в сторону государства права) даже не просматривается. Россия в очередной раз застряла в тупике между эпохами – верхи хотели бы сдвинуть ситуацию с места, но все апробированные в прошлом приемы не работают.

В результате Путин и его присные используют инерцию построения милитаристского сознания для легитимации власти, для консолидации вокруг нее населения, что проявляется в риторике «вставания с колен», «фронтов», «властной вертикали», образов внешнего и внутреннего врага. Но общество разочаровано, оно не может объединиться вокруг этих квазицелей, столь милых для сердца и кармана элиты, но уже далеко на таких привлекательных, как это было при Сталине. Да, общество продолжает жить осколками тех ценностей, которые в массовое сознание накрепко были вбиты во время Большой Репрессии: главные герои – Александр Невский, Иоанн Грозный, Петр I. Главное событие XX века – победа в Великой Отечественной войне. Наша страна – осажденная крепость, все так называемые либеральные страны, во главе с главным врагом – США, хотят оттяпать у нас нефтяные месторождения и никому не нужные территории, чтобы опять поставить на колени. А мы-то – еще вчера великая супердержава, империя от моря и до моря, и мы никому не дадим себя унизить…

Люди вяло (а порой и опять со злым азартом) повторяют эту жвачку, но она никак не отменяет процессов деиндустриализации, потери былых высот в науке и образовании, очевидную все большему числу людей деградацию страны, ее несовременность и неэффективность.

Конечно, можно усомниться, нашел ли Игорь Клямкин истинную причину радикального отставания России от других европейских и развитых стран? У нас нет незыблемых, железобетонных контрактных отношений, обязательных не только дли поданных, но и для власти, которая продолжает вести себя так, будто она священна, сакральна, стоит над законом, как Божье установление, но она далеко уже не сакральна, а просто продолжает делать вид, что ничего не изменилась. Нефтяная рента позволяет существовать этой квазисоциальности ни шатко, ни валко, но пути вперед, в современность, в Новое время – нет. Государство права не построено, и элите сама эта идея кажется смертельно опасной. Пути вперед – нет, пути назад – нет, есть лишь путь в бездну.


Михаил Берг
08.09.2011

Статья опубликована в Ежедневном Журнале
Постоянный URL статьи http://www.ej.ru/?a=note&id=11311


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Паин Э., Война как образ жизни

 Демократия.Ру: Гольц А., День Победы или Праздник Милитаризма?

 Демократия.Ру: Вишневский Б., Дети осажденной крепости

 Демократия.Ру: Шевцова Л., Конец эпохи: Логика осажденной крепости

 Демократия.Ру: Шевцова Л., Запад нужен Владимиру Путину в качестве пугала

 Демократия.Ру: Рощин А., Наша идеология

 Демократия.Ру: Пионтковский А., Дети Гершензона

 Демократия.Ру: Бовт Г., Нищета философии «оттепели»




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта