Новый ГПК и рассмотрение избирательных споров
Алехичева Л.
С 1 февраля текущего года вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК), в котором появился ряд новелл в части рассмотрения заявлений о нарушении избирательных прав граждан по сравнению с ранее действовавшим Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Теперь данные заявления рассматриваются не в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, а как дела, возникающие из публичных правоотношений. Согласно ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и федеральными законами. Так, частью 3 ст. 260 ГПК предусмотрено, что дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей.
Важно, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК). То есть у суда, решающего вопрос о восстановлении нарушенного избирательного права, появляется возможность выходить за пределы тех требований, которые обозначены в заявлении, направленном в суд. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 249 ГПК). Все это делает более активной роль суда в рассмотрении рассматриваемой категории дел.
Кроме того, для более эффективного отправления правосудия по «избирательным делам» установлено, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 246 ГПК).
В целом, установленный ГПК прядок рассмотрения заявлений о нарушении избирательных прав граждан вобрал в себя соответствующие нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. Вместе с тем вводится ряд важных правил, рассмотрения и разрешения указанных заявлений судом кассационной инстанции. Если по другим делам суд кассационной инстанции должен рассмотреть дело, поступившее по кассационной жалобе или представлению, не позднее, чем в течение месяца со дня его поступления (для Верховного Суда Российской Федерации – двух месяцев), то согласно ч.3 ст. 348 ГПК кассационная жалоба, представление по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, поступившие в ходе избирательной кампании на рассмотрение в суд кассационной инстанции рассматриваются в течение 5 дней со дня их поступления. При этом кассационная жалоба на решение суда в ходе избирательной кампании может быть подана в течение 5 дней со дня принятия судом решения. Указанные правила создают большую определенность для участников избирательного процесса, предоставляют реальные возможности для защиты избирательных прав в кассационной инстанции в период избирательной кампании, а не после ее завершения, когда восстановление нарушенных избирательных прав является весьма проблематичным.
Вместе с тем уже имеющаяся практика применения новых норм ГПК показывает, что имеющая конструкция кассационного обжалования не является панацеей. Согласно ч. 2 ст. 337 кассационная жалоба подается через суд, принявший решение. Суды первой инстанции нередко затягивают отправление кассационных жалоб в суд кассационной инстанции, что затягивает начало их рассмотрения. Тем самым на неопределенное время удлиняются сроки, которые призваны «стоять на защите» избирательных прав граждан.
|