Выборы в Башкирии и Дагестане
Центр Стратегических Исследований Приволжского Округа
16 марта в Дагестане и Башкирии прошли выборы. В Башкирии голосовали за депутатов в Госсобрание республики. Выборы прошли спокойно, хотя их считали беспрецедентными по накалу предвыборных баталий. Только непосредственно перед выборами окончательно прояснилась расстановка политических сил: фактически сформировались два противоборствующих лагеря. С одной стороны - представители “Единой России”, с другой - альянс оппозиционных кандидатов, объединивший под лозунгом “За честные, свободные и справедливые выборы”, казалось бы, непримиримых оппонентов - правых, левых, “яблочников”, национальное общественное движение с характерным названием “Русь” и лидеров Татарского общественного центра и Национально-культурной автономии татар. По мнению ряда местных аналитиков, которое поддерживали башкирские власти, за оппозицией стояли “очень большие олигархи”, которых сильно интересует башкирская нефть - пока еще не приватизированная. Предвыборный расклад был таков: за 120 мест в Госсобрании бились 393 кандидата, 109 из которых - “едороссы” и 80 - оппозиционеры. Еще 204 кандидата, которые провозглашали себя независимыми, так или иначе принадлежали к одному из двух лагерей. В кулуарах башкирского “Белого дома” можно было услышать любопытную “страшилку” о существовании неких секретных распечаток кандидатов в депутаты Госсобрания, фамилии которых были выделены разным шрифтом: однозначно “проходные” - жирным, “полупроходные” - курсивом, а “непроходные” никак не выделены. По другой версии, некоторых заносили в “черный список”, чинили им разные препятствия и пытались снять с предвыборной гонки. Шли разговоры о подготовке фальсифицированных избирательных бюллетеней с заранее поставленной галочкой возле фамилии кандидата.
Итак: “поддельные бланки”, “свои люди” в территориальных избиркомах, ЦИК, которую башкирские коммунисты называют не иначе как “филиалом администрации президента Рахимова”... В республике, в которой законодательно закреплено положение об “открытых и гласных” выборах, практически до последнего момента не был опубликован единый список кандидатов в депутаты. Возможно, потому, что он был чрезвычайно любопытен. Из него было хорошо видно, кто с кем соревнуется. К примеру, в Красногорском избирательном округе за один мандат боролись сын М.Рахимова Урал, скромно представленный как кандидат ООО “Бюро правовой экспертизы”, и... председатель колхоза “Кызыл Натис” Нуримановского района А.Саиделов.
Но в любом случае, в отличие от предыдущих республиканских выборов, эти, пожалуй, были самыми интересными и наиболее честными. Неразбериха, происходящая в республике из-за передела экономического и политического пространства, позволила заявить претензии на место в законодательной власти пусть не самым достойным, но хотя бы разным политическим кругам. Для консервативной Башкирии это - уже прогресс. Кроме того, от исхода выборов в республиканский парламент во многом зависел и успех президентской кампании в республике, намеченной на декабрь. Ведь по новой Конституции в республике остается, по сути, лишь две политические силы: президент, возглавляющий правительство, и парламент. В парламент избраны все 120 депутатов. Выборы были отмечены исключительно высокой электоральной активностью населения - около 60% от общего числа избирателей (для признания их состоявшимися было необходимо 25%), отсутствием “грязных технологий”, нарушений в процедуре голосования и высокой поддержкой населением “едороссов”, получивших 91 мандат. ЕР одержала очередную убедительную победу на региональных выборах. Можно предположить, что львиная доля избирателей досталась ей в наследство от блока “Отечество - Вся Россия”, который республика поддержала на прошлых парламентских выборах. Высокая электоральная активность в Башкирии традиционна. Более активно сельское население, чуть меньше - горожане. Наблюдатели положительно оценили то, что республиканское выборное законодательство приведено в соответствие с федеральным. Практически не было проблем с допуском наблюдателей на избирательные участки. Таковых от разных политических сил было на этот раз немало. Сами комиссии, по официальной информации, формировались наполовину из представителей различных политических партий. Этим людям по первому требованию без задержек выдавали копии протоколов заседаний участковых комиссий.
А вот выборы в Дагестане спокойными не назовешь, как и ситуацию в республике. Здесь впервые одновременно выбирали новый состав парламента и органов местного самоуправления. Еще накануне дня выборов представители МВД заявили, что была обезврежена группа преступников, готовивших диверсии и теракты. Охрану правопорядка на выборах обеспечивал весь 20-тысячный корпус дагестанской милиции. И дагестанский парламент сформирован. В ходе первого тура избраны 97 депутатов на 121 место в Народном собрании. В 23 округах 30 марта состоялся второй тур в связи с тем, что там одинаковое количество голосов набрали по два кандидата в депутаты. Еще в одном округе - по городу Кизляр - состоятся повторные выборы в связи с тем, что несколько кандидатов в депутаты сняли свои кандидатуры, в результате чего остался лишь один кандидат, а безальтернативные выборы запрещены законом. Явка избирателей превысила 65%. По словам председателя ЦИК республики С.Шапиева, выборы прошли в целом в рамках закона. Зафиксировано несколько незначительных нарушений, которые никак не отразятся на результатах волеизъявления. И никакие протесты оппозиции и громогласные заявления о многочисленных нарушениях и подтасовках на выборах не заставят республиканский избирком отменить итоги голосования хоть в одном округе.
А нарушения были. Так, в ночь перед выборами фиксировались случаи уничтожения избирательных бюллетеней. Однако это цветочки по сравнению с тем, что творилось в день выборов на некоторых избирательных участках. Самый вопиющий случай произошел, когда на одном из избирательных участков поднялась стрельба. Ее начали сторонники одного из кандидатов в депутаты Народного собрания, ворвавшиеся в зал и начавшие громить все, что попадалось им под руку. Как ни странно, урна с избирательными бюллетенями вроде бы уцелела, никто не пострадал, а голосование даже продолжилось. Однако несложно предположить, что мнение многих избирателей, уже было решивших, за кого отдать своих голоса, наверняка изменилось после данного инцидента. Кроме этого, было еще несколько “мелких” скандалов, по результатам которых были привлечены к уголовной ответственности 13 человек на трех избирательных участках. Такие мелочи, как выпроваживание наблюдателей с избирательных участков, нападение на корреспондентов и попросту отказ гражданам в возможности отдать свой голос за того или иного кандидата, избирком Дагестана и правоохранительные органы республики, конечно, не учитывали.
Оно и понятно. Ведь ради сохранения стабильности в субъектах Федерации и лояльности их правителей Центру Москва готова сквозь пальцы смотреть на “шалости” региональных элит. Позволительно почти все. Кремль идет на уступки строптивым “политическим тяжеловесам” и “крепким хозяйственникам”. Вновь получают в кормление свои вотчины М.Рахимов, Э.Россель и М.Шаймиев. То же самое происходит и в Дагестане. С той лишь разницей, что республиканская правящая элита способствует, скорее, нагнетанию напряженности в регионе, нежели спокойствию. Видимо, федеральные власти не учитывают, что в многонациональных кавказских республиках надо иногда давать выход эмоциям, способствуя смене правителей. А Дагестан - единственная республика в составе РФ, в которой глава субъекта Федерации избирается не прямым голосованием граждан, а Госсоветом. Причем по квоте от национальности. Однако нынешний глава Дагестана давно нарушил этот принцип. Он в течение нескольких сроков занимает этот пост, благодаря чему у власти постоянно находится даргинский клан. Именно он и оказывает такое дестабилизирующее влияние в республике - во многих районах, где проживают преимущественно лакцы, аварцы или другие национальности, главами администраций все равно являются даргинцы. Этот перекос в представительстве национальностей постоянно приводит к яростной борьбе во время выборов. И не только выборов - отчасти из-за слабости своего положения в госструктурах республики лакское национальное движение, возглавлявшееся раньше братьями Хачилаевыми, постоянно оказывалось в оппозиции к действующей власти и шло на открытую конфронтацию с органами правопорядка. Точно так же причиной многих покушений на дагестанских политиков является напряженность между различными национальными кланами. О том, что продолжение политики безоглядной поддержки действующей власти в условиях Дагестана может привести к взрыву на национальной почве, явственно свидетельствуют нынешние выборы. Не пора ли Москве задуматься и сменить своих фаворитов, попытавшись развязать сложный узел дагестанских проблем? Остается надеяться, что после президентских выборов Путин сможет решиться на это.
Статья опубликована на сайте Центра Стратегических Исследований Приволжского Округа
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Центр Стратегических Исследований Приволжского Округа: Выборы в Башкирии и Дагестане
|