Мандат нынче дорог
Выжутович В.
Выборы в кредит не делаются. Непреложная эта истина запечатлена в циничном присловье телевизионщиков: «Нет бюджета - нет сюжета». Что означает: деньги - вперед! Ни одна услуга в избирательной кампании не будет оказана без стопроцентной предоплаты. По некоторым сведениям, минута предвыборной телерекламы в прайм-тайм оценивается в 600-800 тысяч рублей.
Значительных вложений требуют и партийные издания. Их предвыборные тиражи многократно увеличиваются. Например, на спецвыпуск «Правды», выходящей тиражом в 5 миллионов экземпляров, коммунисты, по подсчетам экспертов, потратят более 61 миллиона рублей. Расходы ЛДПР, чья газета издается тиражом в 2 миллиона экземпляров, будут существенно ниже. Больше всех потратится на прессу «Справедливая Россия». Тираж ее газеты, по данным из штаба партии, в октябре-ноябре составит 25 миллионов экземпляров. Нарастят тиражи и региональные издания этой партии. Всего за три предвыборных месяца «Справедливая Россия» выпустит 222 миллиона газетных экземпляров, израсходовав на партийную прессу 288,5 миллиона рублей. А вот партия власти не намерена увеличивать общий тираж своих изданий. По словам главы комиссии по агитации и пропаганде «Единой России» Андрея Исаева, тиражи пойдут вверх лишь «в отдельных регионах, в первую очередь там, где федеральные выборы совпадают с региональными, и безусловно, это повлечет расходы из предвыборного фонда».
Кстати, предвыборные фонды тоже стали куда как солиднее. Год назад были приняты поправки в законодательство, увеличивающие предельные суммы расходов. Для партий (без учета трат из предвыборных фондов региональных отделений): с 400 миллионов до 700 миллионов рублей. Для региональных отделений: с 6 миллионов до 15 миллионов рублей - если на территории субъекта Федерации зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей; с 10 миллионов до 20 миллионов рублей - если свыше 100 тысяч избирателей; с 30 миллионов до 55 миллионов рублей - если более 2 миллионов избирателей.
Коммунисты считают, что такой порядок «фактически превращает выборы из соревнования партийных идей, политических программ в соревнование денежных мешков». Либерал-демократы вообще предлагают снять всякие ограничения на партийные предвыборные расходы.
Как бы то ни было, денег на избирательную кампанию партиям позволено тратить теперь куда больше, чем прежде. При таких послаблениях избирательные фонды могут и должны наконец стать прозрачными. К этому постоянно призывает ЦИК.
Что ж, под натиском новых правил черный нал, пожалуй, и отступит. Но ровно до той границы, что отчерчена разрешенными тратами. А за пределами легальной сметы он будет по-прежнему непобедим. Потому что есть рынок политических услуг. И на нем, как на всяком рынке, все стоит столько, сколько стоит. Цена, как и положено, определяется тут соотношением спроса и предложения, а не параграфом закона. Согласно этому параграфу, размер избирательного фонда партии не должен превышать 700 миллионов рублей. Но, по прикидкам экспертов, этот бюджет будет превышен. Ограничивая предвыборные расходы, законодатели руководствовались стремлением обеспечить всем партиям равные финансовые возможности. Между тем разные партии обладают разной инвестиционной привлекательностью. И никакие денежные стандарты, прописанные в законе, не уравняют на предвыборной дистанции всех и вся. Каждый получит от спонсоров столько, сколько заслуживает. Не больше и не меньше.
Структура предвыборных расходов у всех партий примерно одинакова. Это залог (а при его отсутствии - сбор и проверка подписей). Это затраты на социологические исследования, рейтинговые опросы, формирование фокус-групп и т.п. Это предвыборная агитация. Рискуя расстроить отдельных представителей электората, назову еще одну статью расходов - «управляемые слухи». Заказанные какой-нибудь партией, они пойдут гулять по городам и весям. И наконец вот такая графа - «прочие расходы». «Что значит «прочие расходы?» - был, помню, задан вопрос при общественном обсуждении доклада «Экономическая цена выборов», подготовленного одной консалтинговой компанией. Эксперт, представлявший доклад, смущенно замялся: «Ну, вы же понимаете…» Предположение, что это взятки чиновникам и другие «непрозрачные» траты, опровергнуто не было.
Специалисты по избирательным технологиям считают, что место в Госдуме подорожало. Тому много причин.
Во-первых, повысилась привлекательность административного ресурса законодателей. Статусная рента, получаемая сегодня с депутатского мандата, не идет ни в какое сравнение с подобными доходами на заре российского парламентаризма. Между теми, кто инвестирует, и теми, кто, оправдывая вложения, функционирует на Охотном ряду, существует не просто наикрепчайшая, но едва ли не смертная связь. Мне рассказывали историю. Когда некий думский деятель, занимающий видный пост в одном из ключевых комитетов, собрался баллотироваться в мэры родного города, имея при этом высокие шансы, к нему немедленно явились визитеры. С примерно такими словами: «Ты будешь сидеть в Госдуме до конца депутатского срока. Иначе, смотри, с тобой всякое может случиться. Несчастный случай, например…» Вторая причина дороговизны - возросшая результативность думских лоббистов.
Третья - растущая апатия населения. Массовое бегство от избирательных урн, сознательная порча бюллетеней - это народный ответ на выборы без выбора. Потому что исход избирательной кампании нередко предрешен. Люди простые, неискушенные чувствуют это интуитивно. А наиболее образованная и просвещенная часть населения легко вам объяснит, что в России есть три реальных «избирателя»: административный ресурс, капитал и пиар. Их «голоса» и решают все. В общем, чтобы поднять явку, требуется все больше средств.
Добавим сюда капиталоемкую бюрократизацию партийных аппаратов, снимающих с выборов свой навар. Учтем и профицитность бюджета с его нефтедолларовой накачкой, что позволяет безболезненно увеличивать госрасходы на избирательную кампанию. Наконец не забудем и вот что: 35 процентов денег, отгружаемых в предвыборные закрома, расходуются не по целевому назначению. То есть попросту разворовываются.
Так не лучше ли снять бесполезные ограничения, как это давно сделано в Соединенных Штатах? Рынок предвыборных услуг стал бы тогда прозрачнее, а продажа этих услуг - налогооблагаемой. По мнению экспертов, бешеные траты на избирательную кампанию, осуществляемые по черным и серым схемам, - это отложенные инвестиции в российскую экономику.
Как-то так получается, что сегодня в России - две избирательные системы. В одной продекларированы, но не действуют финансовые пределы. В другой действует, но не декларируется финансовый беспредел. В советские времена, когда обмен квартир с доплатой был запрещен и считался спекуляцией, граждане писали в объявлениях: «Меняю двухкомнатную на трехкомнатную. По договоренности». И те, кто обменивался, и те, кто давал разрешение на обмен, одинаково понимали, что означает «договоренность». У российской избирательной системы, в ее финансовой части, имеется аналогичный символ лицемерия. Это коробка из-под ксерокса.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
18.10.2011
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://politcom.ru/print.php?id=12729
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Сурначева Е., Бочарова С., «Придется платить». Президент объявил о старте избирательной кампании
Демократия.Ру: Цветкова Р., Родин И., Дожить до 2012-го
Демократия.Ру: Хоц А., Холуйская цифра
Демократия.Ру: Морарь Н., «Черная касса» Кремля
Демократия.Ру: Выжутович В., Готовьте коробки из-под ксерокса
Демократия.Ру: Иванов В., Николаева А., Благородная бедность. Все ведущие партии официально живут на $20 млн в год
Демократия.Ру: Костюков А., Редкий кандидат уложится в лимит. Можно ли попасть в Думу за 6 миллионов рублей?
Демократия.Ру: Кынев А., Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан
Демократия.Ру: Корня А., Родин И., ЦИК сыграет на поле Минфина
|