Демократическая Империя и Проигравшая Россия
Радзиховский Л.
Война закончена. 9 апреля стало для Багдада тем же, что 9 мая для Берлина. Впечатление производит совпадение двух событий. В Багдаде «жертвы агрессии» ликовали по случаю победы над ними «страшных агрессоров» и сбрасывали памятник своему национальному вождю (газета «Завтра» даже назвала этого вождя «святым» — интересно, святым какой религии? «Завтрашней»?), а в Москве в те же минуты проходил митинг «Долой войну!». Призыв митингующих был услышан, их желание удовлетворено — редко когда требования митингов так быстро реализовывались. Но все это не смешно. Это очень стыдно. И очень опасно.
Все, что я думаю, хорошо выразил в новостях одного из телеканалов пожилой москвич. Глядя на митингующих «в поддержку Ирака», он сказал: «ведь американцы делают доброе дело — чистят Землю от всякого дерьма, от фашистов». И добавил, что те симпатичные молодые ребята, которых свезли на этот казенный митинг и которым было весело, потому что апрель, потому что шумно, потому что можно поорать — так вот, эти ребята ведь ничего не знают об этой войне, да и вообще уверены, что первым на Луне высадился Гагарин.
Стыдно. Стыдно, что мы — взрослые люди, политики, журналисты, все те пикейные жилеты, которые неустанно объясняли, в чем именно и как именно неправы американцы (а главным образом, неправы они в том, что наших советов не слушают) — так вот, стыдно, что мы оболваниваем не только друг друга (черт бы с нами!), но свой народ. И мы далеко продвинулись в этом деле — даже грохот от падения памятника Саддама не разбудит наших людей. Конечно, российскому народу объяснят, что этот памятник сбрасывала «пьяная толпа» или «агенты ЦРУ» — такая же «пьяная толпа» и такие же «агенты ЦРУ», которые сбрасывали памятник на Лубянке в дни той, нашей, нами дружно заплеванной революции. Да, давно сказано: самая прочная крепость — голова советского человека.
Впрочем, отбросим эмоции. Попробуем говорить только о фактах.
Факт первый. Американцы провели блестящую военную операцию. За три недели разгромлено крупное государство, сброшена одна из самых твердых и жестких диктатур мира, разгромлена большая армия. А наши СМИ в течение этих трех недель захлебывались: а) от прямого злорадства — ни черта у них не получается, их армия такая же бестолковая и беспомощная, как наша; б) от глубокого сочувствия страдающим мирным жителям.
Не знаю, сколько погибло мирных жителей. Но ведь вот он, Багдад — цел после американского штурма. А от Грозного после наших штурмов остались одни развалины. Это не повод для журналистского злоязычия, это трагедия.
Нам надо учиться методам современной войны. Учиться, потому что мы этими методами не владеем. Учиться у тех, кто владеет. А не ухмыляться над тем, что у них тоже бардака хватает и они тоже обстреливают своих. Да, хватает, да, обстреливают — но свои жертвы они считают не на тысячи, а на десятки. Над чем же нам злорадствовать?
Факт второй. Ни одна арабская страна не выступила против США. ОПЕК не выступил против США. Европа на улицах громко шумела, но правительства Франции и Германии тихонько отступают со своих позиций, повиливают (не забывая, конечно, о приличиях) перед США. ООН вообще ничего из себя не выдавил. Если это не политическая победа США, то расскажите, что же это такое? Буш — далеко не самый умный, не самый тонкий, даже далеко не самый решительный президент США — все-таки принял решение и довел его до конца.
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Мир прогнулся. Можно это осуждать, можно по этому поводу негодовать. Только одного нельзя делать — отрицать объективную реальность, потому что она обидна. И если сейчас руководители России, Франции и Германии будут обсуждать «будущее Ирака», то ведь это похоже на то, как если бы в 1945-м лидеры нейтральных держав собрались обсуждать «будущее Германии». Может быть, с точки зрения международного права это и верно, не берусь судить, но едва ли такое поведение соответствует суровым и неприятным реалиям.
Факт третий. Американцы доминируют во всем мире. Они — последняя мировая империя, мировой жандарм. Это мы с удовольствием повторяем. Но мы забываем сказать еще одно — как именно они выполняют свои «жандармские функции». Были мировые империи Гитлера, Наполеона, Сталина. Те империи давили своих вассалов: вишистская Франция лежала распластанная под немецким сапогом; германские курфюрсты униженно кланялись генералам Наполеона, и он назначал своих братьев королями наспех созданных государств; СССР рулил «братскими странами», держа их одной рукой за кадык, а другой закрывая им глаза. Эти империи рухнули быстро. Почему? Потому что держали мир «на коротком поводке».
А мировому жандарму — США суждена, смею предположить, много более долгая жизнь. Почему? Они держат мир на «длинном поводке», спокойно позволяют своим союзникам: Франции и Германии — громко и публично выступать против них (кстати, Франция этим занимается добрых 40 лет — с тех самых пор, как с помощью США восстановила свою экономику). Захватив Багдад, войска США не разогнали антиамериканский митинг, который шел одновременно с митингом проамериканским. США ведут себя как «демократическая империя».
Да, США действуют в обход ООН — в том числе и потому, что ООН вообще действовать не в состоянии, для того эта организация и придумана. Да, США свергают (или стараются свергать) чужие легитимные режимы, которые им не нравятся, нарушая тем самым международное право. Но вот что интересно — все эти режимы, по странному совпадению, есть режимы диктаторские. Ни разу США не пытались вооруженной силой давить на режимы демократические, которые им тоже могли сильно не нравиться. Дело в том, что США считают себя не просто мировым жандармом, но солдатами свободы. Они генетически запрограммированы как свободная, демократическая, причем еще и революционно-демократическая страна — такова уж их история. Были геноцид и рабство (в ХIX веке это не казалось противоречащим свободе для белых), но исходный импульс, заложенный в Декларации независимости, оказался сильнее. При всей непоследовательности, лицемерии, ханжестве американской политики она опиралась (и опирается!) на идеологию свободы в ее традицинно-пуританском, квакерском понимании. А генетика политического строя так же объективна, так же определяет политику, как генетика человека определяет его судьбу.
Нет в мире святых, в политике тем более.
Но в мире должен быть порядок. Особенно — в ядерном мире. И этот порядок наводится силой. Да, этот порядок несправедлив и осуществляется в интересах тех, кто его осуществляет. Да, непорочного зачатия войн (под чутким руководством ООН) почти не бывает (хотя первая война против Ирака была именно такой). Да, бескровных войн не бывает. Это все — азы, возмущаться этим — то же самое, что возмущаться плохим устройством человека (ходит в уборную, потеет, агрессивен, жаден и похотлив). Да, плох, плох человек — есть другие модели?
Реальные вопросы в другом: как сделать войны по возможности менее кровавыми ? США многое сделали в этом направлении. Как воевать так, чтобы вас встречали как освободителей? Американцы и в этом сделали немало. Как осуществлять руководство миром так, чтобы можно было сказать: «да, это — несправедливость. Но лучше такая несправедливость, чем беспорядок»? Американцы пытаются кое-что сделать и здесь.
И вот факт четвертый, самый печальный.
В нашей холодной, покорной, равнодушной стране общественное мнение тихо, но отчаянно сопротивляется любым попыткам президента проводить хотя бы минимально разумную в отношении США политику. Прежде всего, этому сопротивляется наша «элита». Эта гэбэшно-мгимошная элита, кое-как знающая английский, говорящая по-русски на англизированном сленге, бывающая в Нью-Йорке куда чаще и с куда большим удовольствием, чем «во внутренней России», зараженная самым примитивным бытовым расизмом в отношении «черных» и «желтых» (таким расизмом, который в США невозможен уже лет 20-30), элита, недавно поделившая свои праведно нажитые деньги между долларами и евро, свои квартиры между Нью-Йорком и Берлином, а своих детей — между Гарвардом и Сорбонной, — вот эта «патриотическая элита», сидя в своих «ягуарах» и «мерседесах», гневно клеймит американский империализм, бурно сочувствует угнетенным народам Востока.
Рыба с головы гниет. И гнилые комплексы — зависти, подростковых обид на то, что Большие Господа на Западе тебя, любимого, не принимают на равных, что не приглашают на «party» к миллиардерам, вот эти мелкотусовочные комплексы мелких тусовщиков продаются за «патриотизм» и «государственный интерес». И этими комплексами заражается весь организм страны. И на торговле этими комплексами делается большой политический капитал. «А че, пипл хавает !» — как выражается та часть нашей элиты, которая работает в области эстрады неполитической. Да, пипл хавает — еще и добавки просит. Как всегда — «народ и партия едины, раздельны только магазины». Но когда речь идет об Америке, можно и про магазины временно забыть.
Америка победила Ирак. А мы в очередной раз легко победили здравый смысл.
Бедная, бедная Россия …
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ,
политический обозреватель канала «Россия»
10.04.2003
Постоянный URL статьи: http://www.politcom.ru/2003/pvz108.php
Политком.Ru — информационный сайт политических комментариев
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Политком.Ру: Радзиевский Л., Демократическая Империя и проигравшая Россия
Демократия.Ру: Ирак: Зачистка, Восстановление, Референдум
|