Электоральный парадокс
Информационное агентство МиК
До парламентских выборов остается восемь месяцев, поэтому с каждым днем российские партии становятся все активнее. Они выбирают союзников, ищут спонсоров, изобретают программы, придумывают, чем привлечь к себе избирателей. Последняя задача многим партиям кажется самой главной, поскольку все социологические опросы показывают, что треть избирателей не знает, за кого проголосует на парламентских выборах. Это больше, чем электорат лидирующей в опросах компартии: за нее готовы проголосовать 21-25% россиян, в то время как количество неопределившихся избирателей составляет более 30%.
Какой социальный статус имеют неопределившиеся со своими политическими предпочтениями граждане? Учитывая обобщенные социально-демографические характеристики наиболее сплоченных электоральных групп, поддерживающих компартию (малообеспеченные слои, бюджетники, пенсионеры), «Яблоко» (научная и техническая интеллигенция, молодежь), ЛДПР (военные, малообеспеченные и маргинальные слои), СПС (представители бизнеса, руководители, молодежь), можно с большой долей вероятности предположить, что среди тех избирателей, кто не решил, за кого он будет голосовать, будет мало очень богатых и очень бедных граждан. Может быть, речь идет о представителях т.н. среднего класса? Охоту за их голосами готовы начать не имеющая отчетливую социальную электоральную базу «Единая Россия», о чем не раз заявляли ее лидеры, мелкие центристские партии, а также два представителя демократического лагеря – СПС и «Яблоко».
Что представляет из себя средний класс, да и есть ли он вообще в России? По мнению журнала «Эксперт», который третий год совместно с группой Monitoring.Ru проводит всероссийское исследование «Стиль жизни среднего класса», средний класс России — это часть населения, которая обладает: — доходом, позволяющим тратить на питание не более 1/3 совокупного дохода семьи; — работой, являющейся способом самореализации; имуществом, нуждающимся в сохранении и приумножении;
- менталитетом, позволяющим адаптироваться к реальности и вести активную жизнь. С учетом региональной социальной стратификации можно предположить, что количество граждан, относящихся к категории среднего класса по первым двум показателями, в различных субъектах федерации будет различным: в крупных городах с высоким уровнем жизни – больше, в сельской местности и мелких городах, расположенных в дотационных регионах — меньше.
Чтобы составить реальную картину, можно в качестве примера воспользоваться исследованиями волгоградских социологов. Фонд «Институт экономических и социальных исследований», изучив уровень доходов волгоградцев и оценки ими своего благосостояния, пришел к выводу: около 55% волгоградцев имеют доход менее 3 тыс. рублей на члена семьи; 14,5% семей распоряжаются доходом до 5 тыс. рублей на человека, 9% семей имеют доходы свыше 5 тыс. рублей на человека в месяц.
Чтобы избежать искажений, социологи попросили людей самих определить уровень своей жизни с помощью оценочных суждений. Выяснилось, что доля жителей города, которые с трудом сводят концы с концами, покупая лишь еду и одежду в случае крайней необходимости, составляет 25%. Чуть менее половины без проблем приобретают еду и одежду, на сложнобытовую технику им необходимо копить деньги. Доходы 14% респондентов полностью обеспечивают повседневные потребности жизни, материальные затруднения вызовут лишь крупные покупки, например, автомобиля, 8% могут позволить в любой момент приобрести новый автомобиль, а 1% имеет возможность купить недвижимость.
Женщины более критичны в оценке своего дохода: 65% из них имеют доходы ниже 3 тыс. рублей, в то время как среди мужчин таких насчитывается 42%. Доля мужчин с доходом свыше 5 тыс. рублей составляет 14%, у женщин этот показатель равен 5%. До уровня 3 тыс. рублей в месяц ситуация по различным возрастным группам примерно одинакова. Расхождения начинаются при повышении дохода. Наиболее высокодоходной группой являются люди в возрасте от 25 до 34 лет, 20% которых имеют доходы свыше 4 тыс. рублей в расчете на члена семьи. С небольшим отрывом следуют представители возрастной группы 35-44 года — 17,5%. Доля молодых людей (до 24 лет) и людей старшего возраста (45-55 лет) в высокодоходных группах заметно снижается — до 11,5% и 7,2% соответственно.
Образование и полученная квалификация — основополагающие критерии отнесения того или иного человека к среднему классу. Это напрямую подтверждается данными Фонда. Чем выше уровень образования опрошенных, тем больше их доля в высокодоходных слоях населения. Если среди общего числа опрошенных новую машину и недвижимость могут приобрести 3,5% респондентов, то в группе людей с высшим образованием этот показатель возрастает до 9%.
Доля волгоградцев, имеющих текущий доход выше 5 тыс. рублей на человека, составляет порядка 9%, 2% из которых социологи традиционно относят к элите — «игрек классу». Таким образом, на долю среднего класса в узком понимании этого слова остается около 7%.
Отмечая, что в последнее время в концепциях формирования среднего класса материальная составляющая отходит на второй план, являясь лишь условием для реализации имеющихся у человека знаний и умений, социологи подчеркивают важность таких факторов, как самоопределение, самооценка, а также уровень образования и квалификации, которые востребованы на рынке, а, значит, создают предпосылки для дальнейшего повышения текущего дохода. Таким образом, величина среднего класса в обществе расширяется за счет представителей с несколько меньшим текущим доходом, но соответствующим другим условиям. В Волгограде это еще 5-7% жителей. В целом, считают социологи Фонда, совокупная величина среднего класса города соответствует данным, характеризующим социальную структуру российского общества в целом. То есть речь идет всего о 12-14% россиянах.
Знают ли партии, заявляющие о своих претензиях на симпатии среднего класса, что эта электоральная база так узка?
Более оптимистичная картина может получиться, если оценивать принадлежность граждан к среднему классу по их собственной оценке своей материальной обеспеченности. Согласно исследованиям ФАПСИ, проведенным в Центральном федеральном округе, доля респондентов, относящих себя к категории «среднеобеспеченных», «богатых» и «очень богатых» (то есть оценивающих свое материальное положение как благополучное), с марта 2001 года до марта с.г. возросла до 40%. Одновременно доля считающих себя живущими «бедно» и «ниже черты бедности» (категория неблагополучных в материальном отношении опрошенных) снизилась с 68,7% до 58%. Улучшение оценки своего материального положения характерно для населения всех субъектов РФ, входящих в ЦФО, за исключением Воронежской области, отмечает ФАПСИ. Также снизилось количество опрошенных, негативно оценивающих свое материальное положение, большинство респондентов высказывает позитивные оценки. Из всех регионов выделены два наиболее ярких по отношению к данной позиции опроса: жители Тульской области негативно оценивают свой жизненный уровень, жители Брянской области - позитивно.
Экстраполировать ситуацию в Центральном федеральном округе на остальные шесть сложно, поскольку уровень жизни во входящих в ЦФО Москве и Московской области несравним с остальной Россией. Однако если считать количество граждан, оценивающих свое материальное положение как благополучное, критерием, достаточным для их причисления к среднему классу, можно с большим приближением предположить, что средний класс в Центральном федеральном округе составляет 40%, что, как уже отмечалось, не соответствует социальной структуре общества в остальной России.
Определяя границы среднего класса с точки зрения еще одного фактора — адаптационных возможностей, можно обратиться к исследованиям ВЦИОМ. Согласно полученным данным, на вопрос: «Сумели ли вы приспособиться к переменам в стране?» — половина взрослого населения России сегодня отвечает положительно. Еще четверть полагает, что приспособится к новому экономическому укладу в ближайшем будущем. Оставшаяся часть к адаптации не способна, и ожидать от нее каких-либо сдвигов в этом вопросе не приходится. С этой точки зрения потенциал для формирования среднего класса еще выше, чем когда речь идет об уровне доходов, образовании и востребованности граждан.
Кстати, ВЦИОМ попытался выяснить симпатии народа к политическим силам в целом: 21% набрали коммунисты, 16% — демократы, а 41% респондентов заявил, что не испытывает добрых чувств ни к одной из существующих политических сил (!). Симптоматичный показатель, превышающий даже число неопределившихся избирателей. Он указывает на глубокое разочарование россиян в партиях как таковых и свидетельствует об их политической растерянности.
Сравнивая эти показатели с высоким уровнем доверия граждан к президенту В.Путину и одобрения его деятельности, можно предположить, что именно симпатии главы государства к той или иной партии могут сыграть определяющую роль для привлечения этой партией голосов избирателей, а не предметная работа с тем или иным электоратом. С этой точки зрения поиск среднего класса и расчет на его симпатии может стать ловушкой: с учетом невысокой политической активности таких избирателей речь может идти о получении от 7% в среднем по стране до 20% голосов на отдельных территориях.
Вывод из этой арифметики прост и тревожен одновременно: сегодняшним российским партиям на выборах выгодно бороться не за голоса избирателей, а за один голос — президента В.Путина.
Статья опубликована на сайте Информационного агентства МиК
Постоянный URL статьи http://www.iamik.ru/shownews.php?id=7765
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Информационное агентство МиК: Электоральный парадокс
Демократия.Ру: Солодов А., Иллюзорность многопартийности
Демократия.Ру: Кынев А., Диагноз - партийная недостаточность
Демократия.Ру: Фирсов А., Забег «серых лошадок»
Циркон.Ру: Задорин И., С путинским большинством не все так однозначно
|