Демократия.Ру




С годами из двух зол выбираешь все меньшее и меньшее. Семен Альтов


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 13:51

Обновлено: 28.04.2003  Версия для печати

Скрытые пружины предвыборной кампании: рейтинги и потенциал политических партий

Центр стратегического анализа и прогноза

Центр стратегического анализа и прогноза
(руководитель - проф. Д. Ольшанский)

Данные проведенного ЦСАиП совместно с ЦИОМ «Глас народа» 16-20 апреля очередного экспертного опроса (50 экспертов — политологов, журналистов, политических функционеров и штатных экспертов спецслужб) позволяют выявить скрытые факторы предвыборной борьбы и оценить потенциал ведущих политических партий по 10 параметрам: 1) региональные партструктуры, 2) творческий потенциал «штабов», 3) «административный ресурс», 4) известность и популярность программ, 5) финансовые ресурсы, 6) харизма ведущих фигур партсписка, 7) яркость и наступательность PR-акций, 8) известность в электорате, 9) информационная поддержка СМИ, 10) готовность избирателей голосовать «за» — электоральная поддержка. Помимо оценок по параметрам, в этот раз эксперты оценивали и потенциал партий обобщенно, в целом.

Предвыборный потенциал партий оценивался по экспертным оценкам, основанным на официальной и неофициальной информации об их деятельности, а также на данных опросов разных социологических служб. Так возникли прогнозные параметрические рейтинги. Методика показала адекватность и прогностическую силу в избирательных кампаниях 1995-96 гг. и 1999-2000 гг. Полученные результаты видны из таблиц.

Новый фон предвыборной кампании

Убийство депутата Государственной думы С. Юшенкова создало новую ситуацию, в которой разговор о «скрытых пружинах» приобретает особый смысл. Одной из начатых, но не законченных убитым акций было создание коалиции демократических (а возможно, не только демократических) сил, которая могла изменить предвыборные расклады. Теперь эта коалиция вряд ли состоится. Объективно, это может сработать в пользу тех, кто сумеет подобрать «малых демократов» — Союза правых сил или Яблока. Не исключены и иные претенденты. Так или иначе, после этого убийства, носящего явно политический и где-то даже ритуальный характер (уже прозвучало выражение «PR-убийство»), требуется переоценка предвыборных сил.

Обобщенный потенциал первой десятки партий, по усредненным оценкам экспертов, выглядит следующим образом:

Место Название партии Ср. балл
1. Коммунистическая партия РФ 6.94
2. Единая Россия 6.56
3. Либерально-демократическая партия России 4.86
4. Яблоко 4.78
5-6. Союз правых сил 3.68
5-6. Народная партия России 3.68
7. Аграрная партия России 1.76
8. Партия пенсионеров 1.24
9. Объединенная промышленная партия 1.12
10. Экологическая партия «Зеленые» 1.08
11. Другие партии 1.00

В общем списке определилось явное расслоение. Лидирующие партии разделились попарно: КП РФ конкурирует с Единой Россией за 1-2 места, ЛДПР с Яблоком за 3-4, Союз правых сил с Народной партией России за 5-6 места. Позиции остальных партий пока заведомо ниже.

В целом, отметим не слишком высокий общий уровень оценок: предвыборная кампания еще явно не набрала полные обороты. Показатели только двух партий превысили средний уровень (5 баллов). Остальные только стремятся к нему. Это подтверждает очевидное: только КП РФ и Единая Россия бесспорно будут достаточно широко представлены в новой Государственной думе. Состязание этих сил - борьба двух электоральных моделей. КП РФ берет свое за счет силы региональных партструктур, известности и привлекательности программы у части населения, а также «раскрученности» в электорате партийного брэнда. В совокупности, это обеспечивает преимущественное положение по электоральной поддержке. Единая Россия по-прежнему опирается на сверхмощные административный и финансовый ресурсы и мощную поддержку СМИ. Эксперты наконец оценили усилившуюся яркость PR-акций Единой России в последнее время. В совокупности, это дает вторую позицию по электоральной поддержке.

Однако оба лидера, кроме достоинств, имеют очевидные слабости. У КП РФ низок творческий потенциал штабов, снизился административный ресурс, явно ухудшилось финансовое положение, слабеет харизма Г. Зюганова. PR-акции коммунистов, как и информационная поддержка в СМИ оставляют желать лучшего. У Единой России не заметен реальный креатив в работе штаба (достаточно вспомнить не очень уместный митинг против войны в Ираке в день, когда война кончилась), неубедительна «лоскутная» программа (принятый на недавнем съезде декларативный партийный манифест пока не оценен экспертами), по-прежнему низка и мало привлекательна харизма лидеров. Известность в электорате растет, но медленно, за счет не столько качества, сколько количества и масштабов PR-мероприятий (торжествует пресловутый «план по валу»).

Две партии, ЛДПР и Яблоко, имеют реальные шансы на преодоление 5-процентного барьера. На стороне ЛДПР - харизма В. Жириновского и яркие PR-акции с его участием. Партия хорошо известна в электорате и обладает мощной поддержкой СМИ. Отсюда - третья позиция по электоральному ресурсу. На стороне Яблока - все еще самый креативный штаб, известность программ (Яблоко и Г. Явлинский - признанные рекордсмены по созданию самых разных программ), немалые финансовые ресурсы М. Ходорковского, вторая по яркости харизма лидера. Отсюда - устойчивое четвертое место по электоральной поддержке. Хотя отметим, что в предвыборной кампании Яблока не видно ощутимых «рывков» - она идет по рутинным схемам.

Еще две партии, Союз правых сил и Народная партия России, находятся на подступе к 5-процентному барьеру. Однако отметим, что показатели СПС в последние месяцы снижаются. Проблемы с местными отделениями (например, в С.-Петербурге и на Алтае), переход председателя политисполкома Янбухтина на работу в Единую Россию, снижение PR-активности лидеров и, как следствие, их харизмы ведут к тому, что население начинает «подзабывать» данную партию. Отсюда - заметное снижение электоральной поддержки. С другой стороны, постепенно набирает темп наиболее агрессивная среди всех прочих кампания Народной партии. Она выходит на заметные места по силе региональных партструктур, креативному потенциалу штабов, административному ресурсу. Нарастает яркость партийных PR-акций и, вместе с тем, информационная поддержка СМИ. Совокупный ресурс СПС и Народной партии эксперты оценили как практически равный, но динамика последнего времени - в пользу Народной партии.

Четыре следующих за лидерами партии составляют «головку», начало довольно большого второго эшелона. Сейчас к этой «головке» эксперты относят Аграрную партию России, Партию пенсионеров, Объединенную промышленную партию, Экологическую партию «Зеленые» («Кедр»), а также недифференцированное множество под названием «Другие». Отметим неожиданное 9 место впервые появившейся в списке Объединенной промышленной партии. Не исключено, однако, что с течением времени к этому второму эшелону присоединятся и некоторые другие, пока отставшие партии - например, селезневская Партия возрождения России или напомнившая на днях о себе съездом мироновская Партия жизни. В целом же, список партий, имеющий право участвовать в выборах, известен. Реально, по мнению экспертов, в бюллетене окажется от 20 до 30 партий или объединений. В принципе, пока еще у всех игроков есть некоторое время, но его становится все меньше. Главная «скрытая пружина» - необходимость завоевать право быть игроком перед спонсорами и кремлевской администрацией. Сейчас идет борьба между партиями за попадание в «повестку дня».

10 слагаемых успеха

Сила региональных партструктур - один из самых устойчивых параметров. Изменения в нем всегда медленны. За последний месяц отметим только две «рокировки»: Народная партия догнала ЛДПР, а Яблоко сравнялось с СПС.

Творческий потенциал «штабов». После мартовского неожиданного прироста (тогда сказалось кадровое усиление и мощная подготовка к съезду), в апреле вновь несколько сдала Единая Россия, уступив чистое третье место Народной партии. Несколько приподнялась Аграрная партия, еще ниже опустились «Зеленые». Стабильным становится 7-е место КП РФ.

«Административный ресурс» эксперты в основном стабильно отдают Единой России. Причем оценки этой партии столь высоки, что возникает ощущение: больше власти (Кремль и, особенно губернаторы) ни на кого административного ресурса тратить не будут. Во всяком случае, оценки других партий за месяц снизились. Изменились и занимаемые ими места. После начала активной контркоммунистической кампании в ряде регионов (например, Саратов), резко упал административный ресурс коммунистов: со 2 места они опустились сразу на 5. За счет региональных реорганизаций СПС с 4 места опустился на 6, тогда как Яблоко, напротив, заняло его место. Неожиданно на 2 место с 5 поднялась ЛДПР. Стабильно 3 место Народной партии. Однако все это - мелкие крохи административного ресурса, остающиеся от Единой России.

Программы почти всех российских политических партий мало известны населению и, по мнению экспертов, не слишком для него привлекательны - выше среднего по этому параметру эксперты по-прежнему оценивают только КП РФ: коммунистические идеи популярны у части россиян. После мартовского съезда по этому параметру явно поднялась с 9 места на 4 Единая Россия - видимо, сказывается принятие морозовского манифеста. Яблоко поменялось местами с СПС, несколько опередив его в этот раз.

По финансовым ресурсам по-прежнему впереди всех Единая Россия. На 2 месте по-прежнему находится СПС. С 3 места на 6 опустилась КП РФ - сказывается целенаправленная работа против коммунистов и на этом фронте. С 5 на 3 место поднялось Яблоко - судя по всему, Ходорковский выполняет свои обещания. Несколько поднялась Народная партия России - похоже, ее спонсоры усилили финансирование, оценив динамику предвыборной работы партии. Остальные партийные структуры по-прежнему выглядят почти нищими - особенно это относится к Партии пенсионеров и Экологической партии «Зеленые».

Харизма ведущих фигур будущих партийных списков выглядит не очень убедительно. Впереди по-прежнему ЛДПР. Со 2 на 4 место опустились коммунисты. Немного поднялись СПС и Яблоко. В целом же, остается заметным дефицит ярких лидеров в лидирующей группе. В. Жириновский, Г. Явлинский, Б. Немцов с И. Хакамалой, Г. Зюганов и Б. Грызлов с Г. Райковым - этим почти исчерпываются все лидеры нашей нынешней публичной политики. Пока еще партлидеры, кроме В. Жириновского, не включились в кампанию на полную мощность.

По яркости и наступательности PR-акций с 5 на 1 место поднялась Единая Россия, взяв его не столько яркостью, сколько массовостью и оргресурсом привлечения людей на митинги. ЛДПР отошла на 2 место - начинает сказываться усталость от В. Жириновского. С 3 на 6 место отошла КП РФ. Напротив, с 6 на 4 место поднялась Народная партия. Со 2 места на 5 опустилось Яблоко - и здесь появляется «эффект оскомины».

По известности в электорате практически нет изменений. Это естественно - данный параметр относится к числу стратегических, здесь перемены происходят неспешно и трудно ждать быстрых перемен - новые брэнды раскручиваются медленно.

Информационная поддержка СМИ по-прежнему наиболее очевидна и максимальна у Единой России. СПС поменялся местами с ЛДПР, сменив 2 место на 3. С 6 места на 4 поднялась Народная партия. Напротив, с 4 на 6 место опустились коммунисты. Происходят естественные процессы: против КП РФ начата борьба по всем основным линиям.

Оценка электоральной поддержки во многом основана на данных последних массовых опросов. Впереди по-прежнему КП РФ, ей несколько уступает Единая Россия. На 3-е место вышла ЛДПР, обогнав Яблоко. В целом же, лидирующая шестерка по этому параметру довольно серьезно оторвалась от других партий. Корреляция данных экспертных опросов с результатами массовых социологических опросов о готовности голосовать за ту или иную партию показывает, что барьером, отделяющим лидирующую группу от второго эшелона, являются 3,2-3,7%. Те, кто сегодня не может собрать такие цифры, к серьезным игрокам не относятся.

Справка о методике и опросе

Методика построения параметрических прогнозных рейтингов разработана специалистами ЦСАиП и многократно использовалась в ходе федеральных (парламентских и президентских) предвыборных кампаний 1995-1996 и 1999-2000 годов. Это давно отмечено специалистами: «Обоснование прогноза аналитических центров отличалось как характером подхода, так и мерой основательности. Чаще всего... использовались опросы экспертов. Так или иначе, со всеми достоинствами и недостатками, они пытались идти путем суммирования мнений экспертов. Достаточно характерна в этом отношении была процедура Д. Ольшанского, опросившего 50 экспертов по 10 параметрам предвыборной кампании. Эта процедура, помимо социологических рейтингов, включала оргструктуры поддержки кандидата на должность Президента, интеллектуальный потенциал команды, «административный ресурс», известность и привлекательность программы, финансовые ресурсы, яркость харизмы, популярность лозунгов, известность в электорате, информационную поддержку средств массовой информации. Как видно, это были интересные и достаточно продуктивные категории анализа».

Андрющенко Е.Г.
Социологические прогнозы результатов выборов Президента Российской Федерации // Выборы Президента Российской Федерации. 1966. Электоральная статистика. - М.: Центризбирком, изд-во «Весь мир», 1996. - С.284.


В настоящем опросе участвовало 50 экспертов, среди которых 1) политологи, 2) журналисты, 3) функционеры политических структур, партий и движений, 4) штатные аналитики спецслужб (ФАПСИ, ФСБ, МВД, МЧС, Совет безопасности). Представители последних групп участвовали в опросе на условиях анонимности. Список экспертов первых групп прилагается.

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

Эксперты Организации
Борев Владимир Юрьевич Газета «Советник президента»
Вардуль Николай Владимирович Газета «КоммерсантЪ»
Волкова Марина Витальевна «Независимая газета»
Гульбинский Николай Арсентьевич Фонд «Реформа»
Дианов Максим Анатольевич Институт региональных проблем
Задорожнюк Иван Евдокимович «Психологический журнал»
Кинсбурский Александр Владимирович ЦИОМ «Глас народа»
Лапшин Аркадий Олегович Журнал «Власть»
Лысенко Владимир Иванович Центральная избирательная комиссия
Любашевский Юрий Яковлевич Независимый институт политический технологий
Маршак Аркадий Львович Российская Академия предпринимательства
Милитарев Виктор Юрьевич Горбачев-Фонд
Млечин Леонид Михайлович ТВЦ
Ольшанский Дмитрий Вадимович Центр стратегического анализа и прогноза
Орешкин Дмитрий Борисович Аналитическая группа «Меркатор»
Пионтковский Андрей Андреевич Центр стратегических исследований
Подберезкин Алексей Иванович Институт современного социализма
Поляков Владимир Геннадьевич «Литературная газета»
Римский Владимир Львович Фонд ИНДЕМ
Рогов Кирилл Юрьевич Интернет-ресурс «Polit.ru»
Романова Ольга Евгеньевна REN-TV
Рябов Андрей Виленович Фонд Карнеги
Седов Леонид Александрович ВЦИОМ
Сироткин Владлен Георгиевич Дипломатическая академия МИР РФ
Степанов Евгений Иванович Центр конфликтологии РАН
Топалов Михаил Николаевич Институт социологии РАН
Тощенко Жан Терентьевич Журнал «Социологические исследования»
Федоров Андрей Владимирович Фонд политических исследований и консалтинга
Федоров Валерий Валерьевич Центр политической конъюнктуры России
Харичев Игорь Александрович Центр прикладных избирательных технологий
Хвостов Андрей Анатольевич Психологический институт РАО
Черняк Игорь Александрович Газета «Комсомольская правда»
Чумиков Александр Николаевич Международный пресс-клуб
Шестопал Елена Борисовна Философский факультет МГУ

Усредненные оценки партийных ресурсов

Место Название партии Ср. балл
  Сила региональных партструктур  
1. Коммунистическая партия РФ 7.66
2. Единая Россия 6.58
3-4. Либерально-демократическая партия России 4.60
3-4. Народная партия России 4.60
5-6. Яблоко 3.82
5-6. Союз правых сил 3.82
7. Аграрная партия России 2.20
8. Экологическая партия «Зеленые» 1.16
9. Партия пенсионеров 0.96
10. Объединенная промышленная партия 0.84
  Творческий потенциал партийных «штабов»  
1. Яблоко 4.66
2. Союз правых сил 4.34
3. Народная партия России 4.16
4. Единая Россия 3.88
5. Либерально-демократическая партия России 3.48
6. Аграрная партия России 2.12
7. Коммунистическая партия РФ 1.98
8. Объединенная промышленная партия 1.22
9. Экологическая партия «Зеленые» 1.12
10. Партия пенсионеров 0.87
  «Административный ресурс»  
1. Единая Россия 9.16
2. Либерально-демократическая партия России 4.40
3. Народная партия России 4.12
4. Яблоко 3.72
5. Коммунистическая партия РФ 3.50
6. Союз правых сил 3.16
7. Аграрная партия России 2.08
8. Объединенная промышленная партия 1.10
9. Партия пенсионеров 0.76
10. Экологическая партия «Зеленые» 0.50
  Известность и привлекательность программ  
1. Коммунистическая партия РФ 5.58
2. Яблоко 4.02
3. Союз правых сил 3.82
4. Единая Россия 3.74
5. Народная партия России 3.68
6. Аграрная партия России 2.20
7. Либерально-демократическая партия России 2.08
8. Партия пенсионеров 1.68
9. Экологическая партия «Зеленые» 1.26
10. Объединенная промышленная партия 1.22
  Финансовые ресурсы  
1. Единая Россия 9.28
2. Союз правых сил 5.82
3. Яблоко 5.36
4. Либерально-демократическая партия России 4.84
5. Народная партия России 4.80
6. Коммунистическая партия РФ 3.42
7. Аграрная партия России 2.44
8. Объединенная промышленная партия 2.26
9. Партия пенсионеров 1.15
10. Экологическая партия «Зеленые» 1.11
  Харизма ведущих фигур партсписка  
1. Либерально-демократическая партия России 6.86
2. Яблоко 5.12
3. Союз правых сил 4.42
4. Коммунистическая партия РФ 4.38
5. Единая Россия 3.68
6. Народная партия России 3.44
7. Аграрная партия России 2.00
8. Объединенная промышленная партия 1.00
9. Партия пенсионеров 0.68
10. Экологическая партия «Зеленые» 0.64
  Яркость PR-акций  
1. Единая Россия 4.82
2. Либерально-демократическая партия России 4.42
3. Союз правых сил 4.12
4. Народная партия России 4.10
5. Яблоко 3.00
6. Коммунистическая партия РФ 2.10
7. Аграрная партия России 1.22
8. Экологическая партия «Зеленые» 0.68
9. Партия пенсионеров 0.64
10. Объединенная промышленная партия 0.60
  Известность в электорате  
1. Коммунистическая партия РФ 8.58
2. Либерально-демократическая партия России 7.48
3. Единая Россия 6.88
4. Яблоко 6.32
5. Союз правых сил 5.04
6. Народная партия России 4.44
7. Аграрная партия России 3.48
8. Экологическая партия «Зеленые» 2.22
9. Партия пенсионеров 1.38
10. Объединенная промышленная партия 1.26
  Информационная поддержка в СМИ  
1. Единая Россия 8.80
2. Союз правых сил 5.48
3. Либерально-демократическая партия России 5.12
4. Народная партия России 4.92
5. Яблоко 4.90
6. Коммунистическая партия РФ 4.52
7. Аграрная партия России 1.18
8. Объединенная промышленная партия 1.05
9. Экологическая партия «Зеленые» 0.88
10. Партия пенсионеров 0.66
  Электоральная поддержка  
1. Коммунистическая партия РФ 7.42
2. Единая Россия 6.38
3. Либерально-демократическая партия России 4.04
4. Яблоко 4.00
5. Союз правых сил 3.44
6. Народная партия России 3.39
7. Аграрная партия России 1.83
8. Экологическая партия «Зеленые» 1.22
9. Партия пенсионеров 1.14
10. Объединенная промышленная партия 1.07

Центр стратегического анализа и прогноза
117133, Россия, Москва, ул. Теплый Стан, 4-2-201.
Тел.: (095)760-9344. Тел/факс: (095)954-2726. E-mail: [email protected]




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта