На фиг, на фиг, к Вешнякову...
Рогов К.
Фаворит первого тура на выборах мэра Норильска профлидер Валерий Мельников, набравший 47% голосов, снят со второго тура решением суда. Российская избирательная система приобретает законченный вид. Согласно моде — вертикальный.
Собственно, такой исход дела прогнозировали наблюдатели еще на прошлой неделе. «Норильский Никель» не может допустить, чтобы в мэры прошел кандидат, сделавший кампанию на критике регионообразующего предприятия. Не может этого допустить и бывший хозяин Норильска Александр Хлопонин, ставший губернатором края. Так считали пессимисты, оказавшиеся реалистами. Оптимисты же говорили, что победа оппозиционного Мельникова не представляет для «Норникеля» особой опасности. Что, собственно, мэр может сделать против гиганта, от которого регион полностью зависит?
Оптимисты посрамлены. Явный фаворит гонки снят. Благо, усовершенствованное г-ном Вешняковым выборное законодательство ныне предоставляет практически неограниченные возможности для «настройки» народного волеизъявления.
Рассуждения оптимистов имели свой резон. В конце концов конфликт труда (профсоюзный Мельников) и каптала (владельцы и менеджеры «Норникеля») вполне типовой и традиционный. Так или иначе, «разруливать» феномен Мельникова все равно придется и не факт, что откровенно и вполне цинично снятый с выборов, он менее опасен, чем в должности мэра, на которой ему придется так или иначе договариваться с тем же «Норникелем» по текущим делам городских хозяйственных обстоятельств. Так что логика оптимистов вполне бы выглядела разумно.
Если бы все было так.
Но все не так. Случай Мельникова — это не только конфликт труда и капитала в отдельно взятом Норильске. Нынешний норильский избирательный казус рассматривается на уровне всего края и в кулисах федеральной политической сцены в контексте противостояния двух политических и бизнес групп — красноярского севера, связанного с интересами «Норникеля», с одной стороны, и красноярского юга и связанных с ним ФПГ, с другой.
Всем памятно, что сам Александр Хлопонин на пути к губернаторской должности испытал практически те же неприятности, что ныне Мельников. Крайизбирком попытался денонсировать его электоральную победу. И преспокойно денонсировал бы, если бы не вмешательство Москвы. Александр Вешняков просто-напросто разогнал избирком и утвердил победу Хлопонина властью Москвы.
Хлопонин выглядел почти героем. Представитель крупного бизнеса, европеизированный успешный менеджер, преодолевший психологическое сопротивлению красноярского юга, сопротивление местных элит и мощнейших московских олигархических групп, он смотрелся образцом «хозяйственника нового типа». Экзальтированные столичные медиа заговорили о его премьерском и президентском потенциале. А «Единая Россия» захотела Хлопонина в свои списки — как образцового работника патриотическо-капиталистической формации.
Однако в самом Красноярском крае позиции Хлопонина были не столь сильны. Красноярская политическая элита имеет богатый опыт по «скручиванию» чужаков. Предыдущей ее жертвой был харизматический генерал Лебедь, также пришедший к власти благодаря поддержке «норильской группы» (группы Потанина). Как раз сегодня генералу открыт памятник генералу на Новодевичьем кладбище в Москве, а в Красноярске прошли памятные мероприятия. Но в реальности, к моменту своей гибели, считавшийся на федеральной политической сцене образцом «сильной личности», Лебедь был на гране полного поражения в схватке с красноярскими «нашими». Теперь «наши» пробуют на твердость Хлопонина.
По весьма распространенному мнению, именно южные ФПГ оказали поддержку профлидеру Мельникову. Характерно, что и на снятие Мельникова остро отреагировал сегодня как раз оппонент Хлопонина на губернаторских выборах, глава законодательного собрания Александр Усс.
Так это или не так. Но победа Мельникова сильно ударила бы и по федеральному имиджу Хлопонина как «хозяйственника нового типа» и по его позициям в крае. Хлопонин прекрасно помнит, что выборы губернаторские выиграл. Но въехал в свой кабинет не благодаря этому. А благодаря указу Владимира Путина. Именно тогда состоялась его победа, когда Путин подписал этот указ, а «смотрящий» по выборам г-н Вешняков разогнал Красноярский избирком.
Опыт настройки волеизъявления с помощью судебных подножек, столь блистательно разработанный Кремлем на губернаторских выборах последних двух с половиной лет, как это принято в России, «пошел вниз» и распространяется теперь на взаимоотношения региональных администраций со своими территориями. Сняв Мельникова с выборов, «партия Хлопонина» продемонстрировала политическим оппонентам свою силу. И сделала серьезную заявку на то, чтобы считаться настоящей властью в краю. Потому что властью является не тот, кто может выборы выиграть, а тот, кто может их отменить. Ну, а все эти волеизъявления — это же так, разминка, плакатики-шмакатики, политологи-шмуитологи, Киркоровы-Аленделоны. В общем, развлекуха. Это все — на фиг, на фиг, к Вешнякову.
Кирилл Рогов
Фото: Константин Куцылло
28 апреля 2003 20:54
Статья и фото опубликованы на сайте Газета.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/comments/22573.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Грани.Ру: Горяев И., Железная пята "Норильского никеля"
Демократия.Ру: Бузин А., Норильск - город хлебный
Демократия.Ру: Любарев А., Норильский беспредел
|