Голосование домашних эльфов
Латынина Ю.
10 февраля мы с Акуниным немножко поспорили. Я рассказала ему, какое гигантское количество народа свезли в бочках на Поклонную, и он сказал, что этих людей унизили и оскорбили и они при голосовании покажут фигу. На что я, будучи пессимистом, заметила, что это свободный человек, когда его унизили и оскорбили, считает, что его унизили. А униженный раб, напротив, проникается величием того, кто унизил, и своей к величию сопричастностью. Это все равно что ожидать, что домашние эльфы из «Гарри Поттера» проголосуют против волшебников из-за жестокого обращения.
Увы, права оказалась я, а не Акунин. Это я не к тому, что выборы были честные. Для меня они никак не честные, потому что «карусели» я видела собственными глазами, а на нашем участке № 79, где я была стационарным наблюдателем и где все было честно, победил Прохоров. Но даже на этом участке № 79 в центре Москвы Путин набрал 33%.
Ольга Романова, наблюдая голосование в Бутырке, отметила, что все было честно и что 90% было за Путина. «Народ рисовал в квадратике короны, некоторые писали «За царя»… люди думают, что если они проголосуют «правильно», это им зачтется».
В Бутырке я не была, но наблюдала сходный эффект на голосовании по «дополнительным спискам», организованном ОЭК. Мы с мобильной бригадой следили за этими «избирателями» от самого офиса ОЭК, а двое наших даже внедрились к ним в автобусы. Их пригнали на работу в выходной, их мариновали два часа на работе и потом два часа в автобусах, а потом они все честно стали в очередь на участке № 1946 в Царицыно и проголосовали за Путина.
Еще несколько примеров.
Из 370 тыс. жителей Нижнего Тагила 130 тыс. так или иначе связаны с «Уралвагонзаводом». УВЗ — одно из немногих мест, реально выигравших от избирательной кампании. Полгода назад министр обороны Сердюков отказался покупать российские танки, потому что это бронированный металлолом по цене трех «Леопардов». Но после того как рабочие УВЗ предложили Путину помощь в разгоне митингов, правильство сразу передумало и подписало трехлетнюю программу по закупке танков на 60 млрд рублей.
Мозгопромывание на УВЗ было зверское, ролики в столовой крутили день и ночь, всем объясняли, что видеокамеры на участках для того и поставлены, чтобы следить за тем, где ставишь галочку (а может, это правда?!), в день голосования везде стояли патрули, которые раздавали проголосовавшим билетики лотереи (по ним потом начальники цехов выигрывали сковородки), не принесешь билетик — будет плохо. «Это секта какая-то, не завод», — пожаловался мне Егор Бычков.
Результат? 65% за Путина. В Бутырке, как видим, значительно больше.
А вот возьмем другой случай — республику Алтай, где недавно выстроили «Алтайское подворье», известное в народе как резиденция Путина. Только дорога туда стоит 4 млрд рублей. Это при том, что собственные доходы бюджета республики составляют 2 миллиарда. Алтай — республика маленькая, 80 тыс. населения, все все знают.
Можно было бы ожидать, что жители, которые в отличие от УВЗ ничего с дворца не поимели, возмутятся ситуацией: дорога — 4, а доходы — 2! Но нет, на Алтае Путин получил 58%, и голосование, по отзывам редактора оппозиционного алтайского «Листка» Сергея Михайлова, было достаточно честным.
А вот душераздирающая запись наблюдателя из Тюмени. «Записалась в глушь, в п. Утяшево. Грязь, сиф, развалюхи — в общем, тот еще поселочек, крепких хозяйств немного. Впрочем, х.. жизнь не помешала селянам отдать Путину 56,91% голосов».
В день голосования я видела два разных подвида россиян. Один — успешные менеджеры, айтишники, нефтяник — были со мной в наблюдателях и/или голосовали против Путина. Другой подвид я видела на «каруселях», на которые мы ездили с мобильной группой. У этого избирателя были пустые глаза и пьяный смех. Его возили в автобусах, как анчоуса, и он честно голосовал «за».
Первый род избирателей был, в сущности, как декабристы. Болконские и Пестели, которые образованием, состоянием, статусом были обязаны царю, а потом вдруг захотели еще и свободы, потому что человек, когда он уже произошел от обезьяны, начинает хотеть свободы.
Второй род избирателей от обезьяны еще не произошел и руководствовался древними биологическими инстинктами, предписывающими, к примеру, стае, в которой несколько петухов, всегда повиноваться тому петуху, у которого красный хохолок самый большой, или стаду шимпанзе повиноваться альфа-самцу. Что бы вам сказал забитый маленький шимпанзе, если бы вы попытались объяснить ему, что альфа-самец нечестно отбирает у него банан? Если бы он умел говорить, он бы ответил: «Я не допущу оранжевой революции».
Представим себе гипотетическое голосование в стаде шимпанзе. Два-три самых сообразительных самца, которые тоже претендуют на главенство, будут «против», а все остальные «за», причем чем жестче ведет себя альфа-самец или чем забитей данный конкретный член стаи, тем с большим чувством сопричасности он будет голосовать «за». Точно такое же распределение наблюдается и в голосовании за Путина: чем хуже жизнь, тем больше голосов за Путина. Если он в Утяшево, в грязи и без водопровода, то только 56%. А если в Бутырке — то все 90.
Юлия Латынина
12.03.2012
Статья опубликована в Ежедневном Журнале
Постоянный URL статьи http://ej.ru/?a=note&id=11874
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Как я был наблюдателем на выборах 2012
Демократия.Ру: Лось Д., А ты голосовал за депутата-бабуина?
Демократия.Ру: Судьба демократии в России в руках безразличного большинства
Демократия.Ру: Юлия Латынина: Итоги года 2011
Демократия.Ру: Латынина Ю., До хрена народу
Демократия.Ру: Латынина Ю., Когда конец?
|