Добавить Гондураса по вкусу
Бовт Г.
Дряхлеющая инфраструктура, пораженное коррупцией и неэффективностью репрессивное государство, распоясавшаяся преступность, особенно уличная. Удручающая бедность населения, не видящего просвета надежды в своем жалком существовании. Особенно убогом на фоне вызывающе роскошной жизни кучки чиновников, бизнесменов и просто друзей, приближенных к президенту, захватившему власть, мягко говоря, не совсем демократическим путем несколько лет назад. Экономика, зависимая от двух экспортных монокультур. Как заставить ее работать, не то что – диверсифицировать?
Правительство Гондураса решило пойти нетрадиционным, даже в какой-то мере отчаянным путем.
Осознав, что даже такую маленькую страну все равно целиком не поднять, а все население из нищеты рывком не вытащить, оно придумало создать островки роста. Так родился план строительства частных городов, так называемой RED-zone (от испанского RED – Regiones Especiales de Desarollo). Еще их называют «модельные города», «вольные города» и т. д. Там будут свои законы, свои суды, своя полиция и система самоуправления, не подчиненная национальной верховной власти. Города смогут самостоятельно вступать в отношения с другими регионами страны, а также иностранными государствами. Все конституционные неувязки в связи с созданием экстерриториальных образований гондурасский парламент – благо, он не место для особых дискуссий после военного переворота 2009 года – снял мигом одним законом, принятым в июле текущего года.
Сначала городов будет три, проект стартует уже 1 октября. Даже по гондурасским меркам он обойдется совсем недорого (уж непонятно, как они там берут откаты и делают заносы) – какие-то жалкие 15 миллионов долларов. Осуществление проекта возьмет на себя частная фирма. Будут созданы не менее 5 тысяч рабочих мест, а в перспективе – аж 200 тысяч людей смогут заняться чем-то, кроме выращивания и экспорта бананов и кофе.
Тут, согласно драматургии сюжета, явно напрашивается вопрос: чем мы хуже Гондураса? Да ничем не хуже, а по многим показателям даже лучше.
ВВП на душу населения у нас более $16 тыс. (мы между Аргентиной и Пуэрто-Рико), тогда как в Гондурасе – $4300 (это примерно как в Монголии). По такому показателю, как число убийств на 100 тыс., мы с жесткой системой контроля владения огнестрелом намного отстаем от Гондураса, где оружие гуляет по рукам фактически свободно: Гондурас уверенно держит первое место в мире (82 убийства на 100 тыс.), деля его с Колумбией, зато у нас – «почетное» пятое место в мире – от 11 до 15 на 100 тыс. в последние годы (для сравнения: в США, где стволами владеют 90% взрослых, – 5).
Короче, Россия, конечно, не Гондурас никакой. Однако кое в чем, чуть-чуть, все же она натуральный Гондурас. Коррупция местами уже парализует работу государственных структур. Судебная система пребывает в состоянии, которое по многим показателям ничем не лучше самых отвязных стран мира. Небрежение вопросами развития инфраструктуры, доставшейся в наследство от канувшего в Лету «золотого века», делает нас похожими на государства, давно уже записанные в разряд failed states. Равно как и деградирующие системы образования и – вопреки всем вбухиваемым туда средствам – здравоохранения.
Имея огромную территорию, страна веками не может добиться того, чтобы уровень жизни в разных ее частях не отличался в разы, а был примерно одинаков. Москва же вообще в этом смысле является государством в государстве. Такое явление, чтобы чуть ли не единственный полноценный мегаполис настолько отстоял в уровне и образе жизни от остальной страны, пожалуй, беспрецедентен в современной мировой практике. Да еще был бы при этом столь нелюбим за свою «зажратость» не живущими (но во многом стремящимися туда) прочими жителями страны. По уровню же разрыва между самыми бедным и самыми богатыми россиянами наша страна уже догнала и перегнала Северную Америку и находится как раз на уровне самых неприглядных режимов Америки Латинской. Вроде того же Гондураса.
Нынешняя власть, возможно, вполне отдает себе отчет в том, сколь взрывоопасной может быть смесь социальной ненависти и недовольства собственным убогим положением, помноженными на зависть к «богатеньким буратинам», которая способна созреть в низах российского общества. К тому же многонационального. Которое в последнее время в значительной своей части движется не столько по пути модернизации и избавления от архаики, сколько по пути маргинализации, люмпенизации значительной части населения на фоне варварского проедания технологического и прочего наследия советской эпохи. Именно поэтому столь пристальное внимание в практической политике – от выборов до каждодневной риторики и пропаганды или, например, готовящейся почти в тайне пенсионной реформы – придается не столько образованным и как-то преуспевшим группам населения, сколько низшим слоям общества. Во многом именно они, так и не принявшие за последние двадцать лет новый экономический уклад жизни, не встроившиеся в него, являются в настоящее время электоральной опорой власти. И в этих условиях, похоже, власть решила окончательно похоронить идею «модернизации для всех». Всех вытянуть, кажется, уже не видится реализуемой задачей даже на фоне осознания того, что страна, видимо, «навсегда» отстает от передовых держав по всем ключевым показателям.
Отсюда, в частности, упование на отдельные региональные или отраслевые мега- (и не очень мега) проекты: Олимпиада, мост на остров Русский, спецпрограмма развития Дальнего Востока, газификация Владивостока к саммиту АТЭС и т. д. Какие-то из таких проектов (типа создания туристического кластера на Северном Кавказе) выглядят совершеннейшей утопией. Притом утопией, попахивающей «большой Панамой». Но, объективно говоря, у некоторых из подобных проектов все же есть вполне здравая составляющая.
Но эта здравая составляющая чахнет в условиях непрекращающегося общественно-политического маразма, в который в последнее время сползает режим. Разговоры про бесконечные реформы правоохранительных органов, судебной и в целом правовой системы и улучшение инвестиционного климата уже не вызывают даже саркастической усмешки, превратившись в совершено пустое сотрясение воздуха. Кажется, что система не принимает ничего нормального, – все тотчас извращается до полной противоположности от задуманного, разворовывается, тонет в болоте разлагающейся, неповоротливой и все менее управляемой бюрократической машины.
Колоссальное сопротивление человеческого материала, как говорится, – что сверху, что снизу. Полная непроходимость здравых законодательных идей – на фоне фонтанирующего возбужденного кретинизма последних месяцев.
В таких условиях, может, и нам пойти по пути Гондураса в каком-нибудь одном-двух отдельно взятых местах? Создав там точки роста, точки прорыва? Притом все с нуля. И это, увы, не Сколково.
Особенно с нуля надо создавать судебную систему. Лучше такую, чтобы имела высшей апелляционной инстанцией нечто либо в Стокгольме, либо в Лондоне (благо к английскому праву уже многим не привыкать). Так, кстати, собираются сделать в «свободных городах» Гондураса, схожая практика есть в Эмиратах, Гонконге. Полицию тоже создать с нуля. Лучше путем международного аутсорсинга, а также, чтобы у людей не было опыта работы в отечественных правоохранительных органах. Так же, как и у судей – опыта работы в российской судебной системе. Так в свое время набирали у нас в «Макдоналдс» – чтобы работники не знали тлетворного опыта советского общепита, он портил навсегда. Набирать судейских лучше притом из адвокатуры, а не из прокуратуры. Создать настоящее местное самоуправление – со своей налоговой базой под имеющимися полномочиями и честными выборами без всяких фильтров. Но с активным и пассивным избирательным правом сначала только для налогоплательщиков. Вообще надо продумать, как набирать людей для жизни в таких «точечных оплотах счастья». Кого «брать в космонавты»? Ясно ведь, что абы кого там селить не стоит. Среда заест, как говорил русский классик.
Получилась бы такая забавная смесь из опричнины, южноафриканских бандустанов для белых, Сингапура, Гонконга, «свободных зон по-китайски» и Гондураса. И еще греческих городов-полисов, как было некогда в Причерноморье, где они весьма даже процветали какое-то время в окружении сущих варваров.
Конечно, все вышеизложенное легко заклеймить и затроллить как проявление бредового утопизма. Собственно, это не надо, конечно, вообще воспринимать буквально.
Буквально надо воспринимать лишь вот что: нынешние общество и экономика в России находятся в таком состоянии, что для того, чтобы их подтолкнуть к прогрессивному развитию, к модернизации, к росту, чтобы вывести из мертвечины застоя и архаики, нужны некие экстраординарные, скорее всего, совершенно смелые и неожиданные меры, формы и средства, которые никак не укладываются в рамки существующей модели. Но появление которых – чем быстрее, тем лучше – уже является вопросом выживания страны в ее нынешних границах.
Георгий Бовт
10.09.2012
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/column/bovt/4762613.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Подрабинек А., Гондурас - не про нас
Демократия.Ру: Ольшанский Д., Декларация боярского будущего
Демократия.Ру: Макаренко Б., Габон без лесорубов
Демократия.Ру: Гольц А., Так мы сверхдержава или что?
Демократия.Ру: Мостовщиков С., Планы Путина – планы народа
Демократия.Ру: Фирсов А., Путин и экономика. Комментарии к статье В.В.Путина
Демократия.Ру: Если в этом городе [Сколково] в конечном итоге не будут жить и работать два-три-четыре нобелевских лауреата, значит мы не решили свою задачу
Демократия.Ру: Латынина Ю., Трудности модернизации
|