Имя им — регион. Почему Олега Говоруна заменили на Игоря Слюняева?
Вардуль Н.
Ответ на заданный вопрос, казалось бы, очевиден. Утро 18 сентября было утром порки правительства, и хотя гнев Путина вызвал проект трехлетнего бюджета, главными саботажниками выполнения предвыборных обещаний Путина, которые в этот бюджет правительство не включило, были названы три министра, регионального развития — Олег Говорун, труда и социального развития — Максим Топилин, образования и науки — Дмитрий Ливанов.
На следующий же день вся тройка получила по выговору, но дальше их пути разошлись. Двое покаялись, а Говорун, как тогда же утверждалось, подал заявление об отставке. Последовали опровержения, в том числе и от пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Однако, как стало ясно теперь, заявление, скорее всего, именно в то время и было написано. Говорун, знававший в президентской администрации лучшие времена, проявил несговорчивость, отказался быть стрелочником —и поплатился. Казалось бы, все ясно.
История, однако, глубже. Можно копнуть ее аппаратную составляющую, руководствуясь тем, что официальные причины практически никогда не выдают реальное положение вещей. И накопать, например, что «зуб» на Говоруна у Путина вырос, как водится, раньше: министерство и его глава как председатель соответствующей комиссии не проявили себя в кризисной ситуации вокруг Крымска. А это, в свою очередь, в немалой степени было вызвано застарелым конфликтом Говоруна с бывшим банкиром, а ныне замминистра регионального развития, руководителем Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимиром Коганом. То есть пострадал Говорун, что называется, по сумме работ.
Но это не вся история. Это как раз тот случай, когда прямая бюджетная версия оказывается гораздо любопытнее конспирологических нырков.
Опираться следует на тот факт, что, несмотря на громкий скандал, проект федерального бюджета практически не изменился. Это вовсе не значит, что выволочка правительства «ушла в гудок». Просто бюджет у России не один. Я не о теневых бюджетах, их «внутренних карманах» и тому подобном; повторяю, конспирология отложена в сторону. В России есть федеральный бюджет, а есть консолидированный, в который помимо федерального входят региональные бюджеты, есть еще масштабные фонды.
Всех бюджетов командир — Минфин, а он, когда федеральный бюджет, за который министр отвечает непосредственно, оказывается под огнем требований президента, поступает совсем не как «батяня-комбат», он всегда пускает в расход регионы. Именно на них переведены стрелки выполнения предвыборных обещаний Путина.
По данным Минфина, на начало 2012 года госдолг субъектов РФ уже составлял 1,171 трлн руб., при этом в 19 регионах он зашкаливал за планку в 50% доходов. Извечный парадокс: правительство на всех углах демонстрирует недюжинное финансовое здоровье, обещает свести федеральный бюджет без дефицита, а регионы, из которых Россия и состоит, в долгах.
Дальше предоставляю слово аналитикам агентства Standard& Poor’s. «В следующие несколько лет российские регионы будут вынуждены активно занимать, им нужно будет привлекать все больше средств с рынка», — говорит директор направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Борис Копейкин. Причем темпы роста заимствования начнут расти: «Если в следующем году регионы займут 500 млрд руб., то в 2013 году — не менее 700 млрд руб. Из-за этого некоторые регионы могут столкнуться с угрозой дефолта».
Напомню, министр финансов Антон Силуанов, перенаправив выполнение обещаний президента с федерального на региональный уровень, в начале октября утверждал, что такого риска нет. Его уверения, однако, S&Pне убедили.
Дело в том, что регионы попали в клещи. Их доходная база в целом сокращается, «ждали, что налог на прибыль, на который приходится 30% поступлений в местные бюджеты, будет расти быстрее инфляции, однако информация об уже собранных налогах говорит, что это не так. В реальном выражении этот источник сокращается», — констатирует Копейкин. Расходы же, и без того практически неподъемные, будет и дальше разгонять необходимость выполнять все те же предвыборные обещания Владимира Путина.
Две красноречивые цифры от S&P: на предвыборные обещания, зафиксированные в майских указах Путина, придется потратить 8,4% ВВП, и только 15% из этих денег будет финансировать федеральная казна. Остальное придется на расходы регионов.
Угроза банкротства регионов — не химера. Пост министра регионального развития становится расстрельной должностью.
Новый министр Игорь Слюняев не может этого не знать. Но у него есть важное отличие от предшественника: если Говорун сделал карьеру в кремлевской администрации, то Слюняев до министра был губернатором Костромской области, которая сумела привлечь внушительные объемы иностранных прямых инвестиций не богатым подземельем, а тем, что инвестиционный климат здесь лучше общероссийского. До этого он успел послужить и в ВДВ, и в МВД, и в банке, и в Федеральной дорожной службе, был первым замминистра транспорта, зампредом Комитета Совета Федерации по бюджету.
Так что опыт у него совсем другой — не столько политический, сколько практический.
Чего ему не хватает, так это опыта пожарного. Регионы в огне.
Николай Вардуль
18.10.2012
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/economy/54986.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Почему Путин не Александр. И почему нас ждут не реформы, а катастрофа
Демократия.Ру: Туровский Р., Региональные экономики и региональный сепаратизм
Демократия.Ру: Фирсов А., Путин и экономика. Комментарии к статье В.В.Путина
Демократия.Ру: Фирсов А., Позволяет ли современная наука об управлении называть Сталина, Медведева и Путина эффективными менеджерами
Демократия.Ру: Орешкин Д., Пространство и бремя
Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
Демократия.Ру: Нефедова Т., Россия распадается на "черные дыры"
Демократия.Ру: Кричевский Н., Россия, которую мы...вымираем
|