Беглый русский
NewTimes.Ru
Перестановки во власти, чреватые появлением новых уголовных дел, показательный процесс о «массовых беспорядках» на Болотной площади, задержание Леонида Развозжаева, схваченного российскими спецслужбами на Украине, появление все новых политэмигрантов — последний месяц заставил граждан России безотносительно их политических взглядов задуматься о необходимости покинуть страну. The New Times публикует инструкции для тех, кто решил бежать от репрессий
Авторы
Олег Мавроматти — художник-акционист. Покинул Россию в 2000 г., после того как в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК — разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. В настоящее время проживает в США.
Петр Силаев (Петя Косово, DJ Stalingrad) — антифашист, писатель, автор повести «Исход». Покинул Россию в 2010 г. после акции левых активистов у здания горадминистрации Химок, одним из организаторов которой следствие считало его. Получил убежище в Финляндии.
Денис Солопов — антифашист, социальный активист, художник. По версии следствия (уголовное дело было возбуждено по ст. 213 УК — хулиганство), также участвовал в организации акции у химкинской администрации. В 2010 г. выехал на Украину, был помещен под экстрадиционный арест в Киеве, но после того как Нидерланды предоставили ему статус беженца, освобожден.
Когда уезжать?
Вы проходите свидетелем по одному из политических дел и имеете основания думать, что скоро превратитесь в подозреваемого. К вам регулярно приходят (вам звонят) из правоохранительных органов. Вашим знакомым задают о вас лишние вопросы. Вас ищут, несмотря на то что официально вы не в розыске (в рамках оперативно-розыскных мероприятий). У вас или ваших близких внезапно провели обыск. Вас вызывают на «беседу» в отделение полиции, Следственный комитет или Центр по борьбе с экстремизмом, при этом как минимум у одного из ваших знакомых ситуация аналогичная (либо этот человек уже арестован). Наличие хотя бы одного из перечисленных выше признаков является достаточным основанием для того, чтобы отправиться отдохнуть хотя бы на пару недель. Совсем плохой вариант — вы уже подозреваемый и вас объявили во всероссийский или международный розыск.
Денис Солопов: «Сперва подают всех в розыск по оперативно-розыскной базе. Сеть оперативников одновременно ломится ко всем людям из вашей записной книжки, ко всем родственникам и караулят там. В какой-то момент, когда они понимают, что человек скрылся, его подают в федеральный розыск, а потом по СНГ (его тоже называют «международным») и после или одновременно отправляют бумаги для розыска по линии Интерпола. В моем случае все так и было».
Но ситуация, когда человека объявляют в розыск сразу, — редкая. Если у следователя или оперативников есть задача вас посадить, то они пойдут на любые уловки — от неформального и вежливого приглашения на доверительную «беседу» до психологического давления на ваших родственников, чтобы поймать вас «на горячую» без объявления в розыск.
Инструкция I.
Для тех, у кого есть загранпаспорт
Шаг первый. Выберите страну, где вам, возможно, придется жить. Изучите список стран, в которых для граждан России действует безвизовый режим. Если вы понимаете, что проблемы у вас серьезные, то, не задерживаясь подолгу в транзитных пунктах вроде Украины, отправляйтесь в ЕС.
Петр Силаев: «Получить шенгенскую визу можно в ускоренном режиме — Испания и Финляндия за три дня ставят туристическую по предъявлении брони в хостеле и подобной чепухи. Плюс существует множество стран, куда виза для россиян вовсе не требуется.
Надо стараться всегда на несколько шагов опережать преследование — при дубовости и нерасторопности российской системы это не очень сложно. Если уверенности в том, что уже можно возвращаться, еще нет, вы всегда можете провести три месяца в Турции без визы».
Шаг второй. Подготовьтесь к отъезду. Все ценное и все то, что может вас как-то скомпрометировать, следует вывезти в надежное место. Это точно не родительский дом, не квартиры близких. Помните, что если во время вашего отсутствия у вас произойдет обыск, то придется забыть не только о компьютере и любых цифровых носителях, но и о книгах, личных записях и т.д.; часто изымают все без разбора. Желательно, чтобы эвакуацию имущества производили не вы, а кто-то другой — вам лучше не появляться по месту жительства.
Олег Мавроматти: «Когда я уехал, в России без конца проводили обыски в моей бывшей квартире, в квартире родителей, вызывали на допросы моих «соучастников». Все получилось странно, потому что я не скрывал свой отъезд. Даже напротив, я поставил следователя в известность, и он позволил. Но на следующий день, после того как я уехал в Болгарию, по телевизору меня объявили в розыск — была передача «Человек и закон», в которой мой следак сделал заявление, назвав меня «особо опасным сумасшедшим». Потом меня искали, но только на территории России: мой следователь обращался в Интерпол, но ему отказали».
Шаг третий. Если вы уверены, что вас пока не разыскивают, можете купить билет на поезд или самолет; при наличии малейших сомнений — не рискуйте и передвигайтесь транспортом, билеты на который можно приобрести без паспорта. Если у вас есть автомобиль, ехать на нем не советуем — отследить ваш путь по видеокамерам на постах ДПС не составит труда. Чем быстрее вы пересечете границу России, тем лучше. Если вас объявили в розыск только что, есть шанс проскочить, пока информация о вас еще не дошла до пограничников.
Петр Силаев: «В день икс я одолжил у одного приятеля, уроженца юга, его гражданский паспорт и по нему уехал на поезде в Минск. Там пересел на электричку в Калининград (уже со своим паспортом) и вышел на остановке в Каунасе, Литва. Я был довольно спокоен, поскольку милиция обычно быстро оформляет только розыскной листок по округу — до объявления в федеральный розыск у меня была как минимум неделя. Я был неправ. Как оказалось, в этот раз суд в Химках подсуетился и выдал санкцию в ускоренном режиме — я опередил ее лишь на два дня (федеральный розыск распространяется на Белоруссию)».
Шаг четвертый. По статистике политическое убежище россиянам чаще всего предоставляют в США, Великобритании, Нидерландах и Франции. Но это не означает, что в других странах вам надеяться не на что. Если вы решили просить политического убежища, в первую очередь свяжитесь с правозащитниками — они проконсультируют вас об особенностях этой процедуры в стране, где вы оказались. Однако чем раньше вы подадите ходатайство о предоставлении убежища, тем скорее ваше местонахождение станет известно российским правоохранителям.
Денис Солопов: «Законодательство относительно беженцев меняется очень часто, но выявить закономерности и тенденции можно. Уточняйте детали и просчитывайте риски, исходя из вашей ситуации. Очень часто маленькая оплошность становилась несчастливым концом длительного пути. Изучите максимально статистику и опыт тех, кто был до вас, ведь не вы первые и не вы последние. И помните, что от правозащитников и юристов вы получаете информацию, а не руководство к действию. Думайте своей головой. Юристы дают советы «по закону», вы действуете «по закону», и полиция арестовывает вас тоже «по закону».
Олег Мавроматти: «Как только я связался с процедурой беженства, начались проблемы. Разумеется, я привлек тем самым к себе внимание. Из-за того что я стал кандидатом в беженцы, приходилось еженедельно ездить в беженскую контору на регистрацию, стоять в очередях в адской давке с утра до вечера. В результате я прошел через два суда, и мне отказали — вели себя грубо, называли преступником. Я почти отчаялся. Но адвокат сказал, что я смело могу жить в Болгарии по российскому загранпаспорту, пока он не кончится, а вид на жительство купить. Так я и сделал. И пять лет после этого ни о чем не вспоминал».
Петр Силаев: «Российская милиция сама навела меня на мысль об убежище, совершив миллион правонарушений в рекордные сроки, а также подав на меня заявку в Интерпол. Моя процедура была осложнена тем, что Евросоюз никак не мог решить, какая именно из стран в соответствии с процедурой, предусмотренной Дублинским соглашением, ответственна за предоставление мне убежища: прибыл я в Литву, подал заявление в Бельгии, а виза у меня была финская. Приоритет при этом отдается визе, и мое дело перевели в Финляндию — там же я и получил свои документы через год. К моменту, когда интерполовский запрос поступил наконец в международную базу, я уже был полностью защищен».
Инструкция II.
Для тех, у кого нет загранпаспорта
Шаг первый. Без загранпаспорта ваш выбор невелик — Белоруссия, Украина или Абхазия. Если вас уже объявили в федеральный розыск, как вариант можно рассмотреть и залегание на дно в Москве, но, разумеется, это потребует огромного количества предосторожностей.
Петр Cилаев: «Я бы скорее схоронился в России и постепенно разведывал бы пути нелегального пересечения границы — благо их полно. Это и Абхазия-Грузия-Турция, и Белоруссия-Литва, и Украина-Молдавия — все популярные маршруты местных контрабандистов плюс еще множество других, менее известных. Один мой знакомый алжирец нашел такое место с помощью Google maps, находясь еще дома, в Северной Африке, — и счастливо осуществил свой план, перейдя по льду из России в одну из стран ЕС».
Денис Солопов: «Вокруг границ очень много мифов о неприступности. Старые советские границы предельно ослаблены. А вновь появившиеся границы между бывшими советскими республиками еще слабее. По статистике успешных случаев пересечения этих границ довольно много, но риск, конечно же, остается».
Шаг второй. Постарайтесь все же получить загранпаспорт. Наведите справки через турфирмы, которые предлагают «помощь в оформлении виз» и другие услуги, однако помните, что это стоит денег. Если вам удалось получить загранпаспорт, внимательно прочтите инструкцию первую. Если нет, то кроме Украины, Белоруссии и Абхазии остаются еще и радикальные варианты.
Петр Силаев: «Вопреки общему мнению, лица всех людей физиогномически делятся лишь на дюжину типов. Если у вас есть друг с загранпаспортом, сильно похожий на вас, есть большая вероятность, что девушка из ночной смены на одном из оживленных автомобильных или железнодорожных погранпостов вас не отличит. Вашу задачу облегчает то, что вам насущно необходимо пересечь только российскую границу на выход. Если вас все же задержат, например, эстонские пограничники, вы должны быть готовы сунуть им в лицо папку с заготовленными документами на политубежище — они вас арестуют, но выслать сразу, не рассмотрев вашего дела, не смогут».
Шаг третий. Если вы оказались, к примеру, на Украине, немедленно обращаться в миграционную службу и подавать ходатайство о политическом убежище не стоит (почему — см. в инструкции первой). Соблюдайте изложенные ниже правила безопасности и внимательно следите за развитием событий.
Петр Силаев: «Подавать на убежище на Украине я бы лично не стал — довольно боязно полностью отдаваться на чей-то произвол, особенно если это правительство Януковича. Очевидно, что там кооперируются с Россией и в серьезных случаях всегда подчиняются Кремлю. История с моим другом Денисом Солоповым скорее является исключением, а похищение Леонида Развозжаева — скорее правилом».
Общие правила безопасности (в обеих ситуациях)
Избавьтесь от мобильного телефона. Помните — вашу записную книжку «отрабатывают» (звонок с номера друга или кому-либо, чей телефон могут прослушивать, — уже серьезная опасность). В экстренном случае пользуйтесь таксофоном либо покупайте с рук дешевые аппараты и сим-карты, например, в подземных переходах. Хорошая альтернатива — программа Skype, нужно только пополнить счет для звонков на телефоны (этот способ не обеспечит конфиденциальности, но позволит скрыть физическое местонахождение).
Жить по адресу регистрации нельзя — это будет одно из первых мест, куда за вами придут. Если вы снимаете жилье, о нем тоже придется забыть. И разумеется, больше не приходить ни на работу, ни на учебу. Не пользуйтесь своей электронной почтой и социальными сетями. Выходить в интернет можно при помощи системы TOR либо из разных интернет-кафе. О том, где вы находитесь и что собираетесь делать, знать не должен никто, в том числе родственники. С ними вы свяжетесь, когда будете уже в относительной безопасности.
Без крайней необходимости не предъявляйте паспорт (если вы уже в розыске, то это полностью исключено). О самолетах и поездах придется тогда забыть. Передвигаясь на электричках и автобусах, во время пересадок или ожиданий (особенно в провинции) не задерживайтесь на вокзалах — велика вероятность, что к вам подойдет патруль. Заметив его, лучше сыграть на опережение — подойти и вежливо поинтересоваться, где здесь находится, например, туалет. Можете передвигаться автостопом, но это довольно непредсказуемый процесс, и контроль на границе будет строже.
По прибытии в страну назначения старайтесь не привлекать к себе лишнего внимания и не распространяться о своих обстоятельствах случайным людям. Скрываться удобнее всего в крупных городах либо популярных туристических местах. Не перемещайтесь по городу с крупным багажом. В курортных местах будьте туристом.
12.11.2012
Статья опубликована на сайте NewTimes.Ru
Постоянный URL статьи http://newtimes.ru/articles/detail/59408l
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Шевцова Л., Россия: логика упадка
Демократия.Ру: Латынина Ю., Когда конец?
Демократия.Ру: "Затаили все". Интервью с Евгением Ройзманом
Демократия.Ру: Бурсов Г., Крах «русского мира»: кризис, гниение, распад
Демократия.Ру: Фирсов А., Социализм, как высшая стадия феодализма
Демократия.Ру: Пономарев Л., Политзаключенные и новый ГУЛАГ
Демократия.Ру: Об атаке властей на демократическую оппозицию и гражданское общество. Заявление неполитических общественных объединений
|