Две, три, много Греций
Мигунов Д.
Дефицит региональных бюджетов в ближайшие годы будет стремительно расти и через шесть лет достигнет отметки в 1,8 триллиона рублей. Часть субъектов уже стала дефицитными даже с учетом субсидий из федерального бюджета, которые вряд ли значительно вырастут в будущем - Россия начинает жить в режиме экономии. Все это грозит локальными финансовыми кризисами, количество которых со временем будет нарастать.
О резком увеличении региональных дефицитов сообщил на этой неделе заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Он отметил, что нехватка средств в бюджетах к 2018 году вырастет в 36 раз. В первую очередь это будет вызвано повышением социальных расходов, таких, как зарплата учителей, врачей и прочих бюджетников. Данные статьи будут, по всей вероятности, увеличиваться в объемах быстрее налогооблагаемой базы.
Клепач при этом признал, что не видит конкретных способов по спасению субъектов федерации от этой напасти. По словам чиновника, возможно, регионам придется занимать средства на рынке или повышать налоги. В любом случае легких решений на этом пути нет, поскольку урезать расходы в данной ситуации будет чрезвычайно трудно политически.
Стоит отметить, что нынешний показатель суммарного бюджетного дефицита российских регионов сравнительно невелик - всего 50 миллиардов рублей. Однако эта цифра вовсе не размазана тонким слоем по всем субъектам РФ. Напротив, это всего лишь "средняя температура по больнице" - одни регионы финансово успешны и показывают стабильные профициты (как правило, это территории с большой ролью добычи природных ресурсов в экономике), другие же являются хроническими реципиентами межбюджетных трансфертов.
Откровение замминистра последовало спустя сутки после того, как "Финмаркет" опубликовал весьма любопытное исследование по текущей финансовой ситуации в отдельных областях, республиках и краях. По сравнению с показателями федерального бюджета, который, вероятно, закончит год с профицитом, эта статистика куда менее радужная.
13 российских регионов по итогам восьми месяцев смогли собрать в бюджет меньше, чем потратили. Эта цифра дается уже с учетом поступивших из центра субсидий, которые, к слову, увеличились более чем на четверть. Если бы этого не произошло, то число регионов, находящихся в минусе, составило бы 47 - более половины от всех субъектов РФ. Больше всего израсходовала (в сравнении с доходами) Чукотка - 47 процентов. В глубоком минусе находятся Амурская, Нижегородская и Волгоградская области.
Во многих случаях увеличение дефицита в большей степени связано с падением доходов, нежели с ростом расходов. Достаточно посмотреть на налог на прибыль, являющийся ключевым источником пополнения местных бюджетов. Падение отмечено в 29 регионах страны, причем в Чечне обвал произошел на 46 процентов, на Чукотке - на 44 процента, а в Липецкой области - на 35 процентов.
Обвал налоговых поступлений обычно свидетельствует о нехороших тенденциях в экономике в целом, возможно, даже о предкризисном состоянии. Предварительные статистические данные подтверждают этот вывод. В 34 регионах промпроизводство снизилось в сентябре по отношению к тому же месяцу прошлого года, а в 19 падение обозначилось за все три прошедших квартала. Причем в числе субъектов, показавших слабые результаты, значатся не только традиционные аутсайдеры со слабой и нестабильной промышленностью, вроде Чечни и Дагестана, но и такие промышленные территории, как Красноярский край и Кемеровская область.
Более того, в 13 регионах экономика фиксирует чистые убытки, то есть суммарная прибыль всех неубыточных предприятий оказывается меньше потерь всех убыточных, что, собственно, и приводит к обвалу поступлений по налогам в бюджеты.
Сам по себе дефицит бюджета не является неразрешимой проблемой. Сбалансированный бюджет в современном мире - скорее отдаленная цель для большинства государств и регионов, чем реальное положение дел. Вопрос, однако, в том, сколько должно то или иное административно-территориальное образование в сравнении с объемом своей экономики и может ли оно рефинансировать свои долги.
Крупнейшим должником среди российских регионов традиционно является Москва, бюджет которой является дефицитным уже много лет. Но для столицы это не так опасно - она имеет высокий кредитный рейтинг и может занимать средства на открытом рынке. Да и экономика крупнейшего города страны растет экспоненциально, так что задолженность по отношению к ВВП увеличивается незначительно.
А вот уже у Подмосковья ситуация совершенно иная. Собственно, регион однажды уже приходилось спасать - это случилось во время кризисного 2009 года, когда правительству пришлось срочно выделить несколько миллиардов рублей на погашение долгов области. По сути дела, в стране образовалась такая мини-Греция, неспособная сама себя обеспечить. Хорошо, что восстановление после кризиса по всей стране в целом и области в частности оказалось достаточно быстрым, так что ситуация не усугубилась.
Сейчас же проблемных регионов может оказаться значительно больше. Даже при общем экономическом росте в стране дефициты стремительно растут. Что же произойдет, когда на Россию накатит вторая волна кризиса, которую экономисты считают неизбежной с течением времени? Получится, что в стране возникнет сразу несколько "Греций", которые придется спасать за счет федерального бюджета.
Судя по выступлению Клепача, во власти только-только начали задумываться над таким сценарием развития событий. Долгое время власть, с одной стороны, подкармливала регионы трансфертами, но с другой - лишала возможности зарабатывать, отбирая львиную долю налогов в центр. Ничего не предпринималось и для того, чтобы компании регистрировались в тех регионах, где они работают.
Предлагаемые решения выглядят, мягко говоря, неубедительно. Повышение налогов - самый лучший способ еще сильнее прибить экономику во время неблагоприятной конъюнктуры. Кроме того, совершенно не факт, что это не приведет к уходу бизнеса в тень. Одним лишь повышением эффективности администрирования эту проблему не снять. Что касается заимствований, то, учитывая слабый интерес инвесторов к облигациям регионов (за пределами нескольких наиболее "продвинутых") и небольшой опыт последних в качестве эмитентов, можем предположить, что лекарство окажется еще хуже болезни.
Косметическая реформа в виде возвращения выборности губернаторов вовсе не способствует децентрализации экономики, сконцентрированной сейчас в мегаполисах сверх всякой меры. Источниками доходов по-прежнему распоряжается Москва, стимула развиваться, увеличивать налогооблагаемую базу у провинции нет (исключения вроде нефтяных регионов или Краснодара только подтверждают правило). Если дальше громких заявлений регионализация экономики не продвинется, то долговой кризис, аналогичный европейскому, но куда более опасный в силу существенно меньшего процента зажиточного населения в стране, не за горами.
Дмитрий Мигунов
21.11.2012
Статья опубликована на сайте Лента.Ру
Постоянный URL статьи http://lenta.ru/articles/2012/11/21/regions/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Туровский Р., Региональные экономики и региональный сепаратизм
Демократия.Ру: Нефедова Т., Россия распадается на "черные дыры"
Демократия.Ру: Набиуллина: в России не выживут некоторые средние и малые города
Демократия.Ру: Владимир Рыжков: В основе всего, что делает власть, лежит глубокое презрение к народу
Демократия.Ру: Вардуль Н., Имя им — регион. Почему Олега Говоруна заменили на Игоря Слюняева?
Демократия.Ру: Латынина Ю., Почему Путин не Александр. И почему нас ждут не реформы, а катастрофа
Демократия.Ру: Фирсов А., Путин и экономика. Комментарии к статье В.В.Путина
Демократия.Ру: Орешкин Д., Пространство и бремя
Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу
|