Головоломка-2013
Шелин С.
Прелесть нашей экономики в ее простоте. Не в том смысле, что все предсказуемо, а в том, что все понятно. Задачи, которые перед ней ставит начальство и лично Владимир Владимирович Путин, ясны и прозрачны, как слеза ребенка, даже если и невыполнимы.
Марксисты-ленинцы любили выявлять противоречия капитализма и раскладывать их на главные и неглавные. У путиномики в следующем году будет всего два противоречия, но зато оба главные.
Первое. Как совместить стагнацию доходов федерального бюджета с ростом военно-полицейских расходов? Чем пожертвовать?
Второе. Как совместить кризис региональных бюджетов с выполнением путинских предвыборных обещаний относительно роста зарплат и социальных трат? Начальство долго спорило в своем кругу и в итоге пришло к мысли, что именно казна субъектов федерации — самый подходящий источник, чтобы эти обещания выполнить. Откуда регионы возьмут деньги, чтобы сдержать слово вождя?
Пройдем по этим двум пунктам.
Действительно ли стагнируют доходы федеральной казны? В отличие от доходов регионов доходы федеральные, как известно, напрямую завязаны на внешнюю торговлю. Российский экспорт за январь — август (более поздних официальных сведений пока нет) достиг $343 млрд и вырос в текущих долларовых ценах на 3,7% против восьми месяцев 2011 года. Ясно, что это не рост, а слезы. Тем более на фоне прироста экспортных доходов в 31%, который был годом раньше.
А если всмотреться в детали, то станет еще грустнее. Нефть почти не дорожает, газ дешевеет, и понятно, что барыши от их продажи почти не растут.
Но возьмем торговлю прочими товарами. За 8 месяцев этого года ненефтегазовых товаров было экспортировано на неполные $100 млрд (29% всего российского экспорта). Долларовая выручка от их продаж выросла за год всего на 2,7% (почти на $3 млрд). В том числе продажи продуктов питания благодаря хорошему прошлогоднему урожаю принесли добавочные $4 млрд. А экспорт почти всех прочих ненефтегазовых продуктов пребывает в глубоком застое, включая и продажи машин и оборудования.
То есть каких-либо резервных, ненефтяных товаров, которые в случае проблем с нефтеторговлей вытянули бы российский экспорт, путиномика просто не может предложить.
В предвыборном плане Путина обещано, кстати, создать к 2020 году 25 млн рабочих мест новейшего типа, чтобы штамповать продукцию, за которой встанет в очередь весь мир. За 2012 год таких мест должно, значит, появиться 3 млн, а за прошедшую часть этого года — больше 2 млн. Где же они, эти миллионы чудотворных мест?
Где можно записаться на экскурсию, чтобы на них посмотреть хотя бы издалека? Впрочем, не будем отвлекаться на риторические вопросы.
Стагнирует, конечно, не только экспорт, но и вся экономика. По оценкам Центра развития при ВШЭ, уже примерно полгода, как рост российского ВВП (освобожденный от сезонно-календарных факторов) почти прекратился. Тому, кто не верит альтернативным расчетам, полезно посмотреть на официальные. По сведениям Росстата, за первые 9 месяцев этого года промышленность выросла лишь на 2,9% против тех же месяцев прошлого года, а грузооборот транспорта (один из лучших индикаторов реального роста) — всего на 2,0%. Если это и не застой, то нечто сильно к нему приближающееся.
Следовательно, реальные доходы федерального бюджета в ближайшей перспективе будут такими или почти такими, как сейчас. Собственно, со стагнацией или спадом поступлений в бюджеты сталкиваются сейчас многие страны. Как-никак, глобальный кризис. Но ответить на это радикальным ростом военно-полицейских трат не догадался буквально никто. Назвать такое решение оригинальным — это еще ничего не сказать. Но Путин с Медведевым однажды дали себе слово его выполнить и вопреки всему все еще пытаются это слово сдержать. Следовательно,
в 2013 году неизбежны урезки прочих федеральных расходов — не в номинальном исчислении, так в реальном.
Понятно, что все не сиюминутное, все, не дающее немедленной пиар-отдачи, подлежит сокращению. Но, поскольку Путин дал себе и народу еще одно обещание — резко повысить зарплаты, и особенно тем, кто занят в образовании и медицине, значит, необходимо найти тех, кто его выполнит. Кроме регионов, это сделать просто некому.
Правда, в региональных бюджетах свой собственный кризис, вполне заметный уже и сейчас. Доходы российских регионов больше чем на две трети (за первые 7 месяцев нынешнего года — на 72%) складываются примерно поровну из двух налогов — налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц.
Так как рентабельность большинства наших предприятий низка и не растет, номинальные поступления от налога на прибыль выросли в январе — июле всего на 3,6% против тех же месяцев прошлого года. Если учесть инфляцию, то они просто снизились.
Поскольку планы по налогу на прибыль не выполнены, почти все регионы, включая и благополучные Москву с Петербургом, сейчас поджимают свои бюджеты текущего года и снижают проектировки на следующий год.
Так что предписание вождей именно сейчас дополнительно раскошелиться, чтобы поднять зарплаты бюджетникам, выглядит более чем пикантно.
Теоретически этот приказ можно и выполнить. Но это подразумевает снятие финансирования с развития местных транспортных систем, с модернизации жилкомхоза, с экологических проектов и вообще буквально со всего, хоть сколько-нибудь перспективного.
Есть, правда, способ найти добавочные деньги: обложить народ новыми поборами. Начальство горячо надеется разбогатеть на акцизах (на бензин, табак, пиво, водку и т. п.), а также на всевозможных имущественных налогах с физлиц.
Но надеется, скорее всего, зря. Даже и после всех последних подъемов эти налоги и сборы в сумме приносят сейчас меньше одной десятой всех региональных доходов и тридцатую долю федеральных. Еще одно двойное их повышение финансовый кризис принципиальным образом не смягчит, зато широкие массы разозлит наверняка. Но это почти неизбежная часть повестки 2013 года. Как и подъем по восходящей препирательств центра и регионов из-за дележки добычи от акцизов, да и вообще из-за доходных источников.
Снисходительный человек назовет это издержками, неизбежными при достижении великой цели, то бишь обещанного роста зарплат.
Осталось ответить, возможен ли этот рост. Надо сказать, что если брать всерьез официальные отчеты, то в нынешнем году реальные зарплаты (т. е. определенные с поправкой на инфляцию) действительно на подъеме. В январе — сентябре они на 9,4% выше, чем в январе — сентябре 2011-го. Это в несколько раз больше, чем экономический рост в стране за тот же отрезок времени, и опять же диаметрально противоречит политике других стран, борющихся с кризисом, экономящих расходы и пытающихся повысить свою конкурентоспособность. Впрочем,
значительную долю этого суммарного зарплатного скачка обеспечило радикальное повышение заработков силовиков, осуществленное с 1 января 2012 года. Доходы других категорий наших граждан росли совсем не так стремительно.
В здравоохранении зарплаты составляют сейчас всего 76% от средних по России, а в образовании и вовсе 70%. Чтобы поднять их до уровня путинских обещаний, нужны очень мощные добавочные траты, а той мотивации, какая была с заработками омоновцев, у властей, согласитесь, в данном случае нет.
Однако приказ регионам отдан. Если они и в самом деле его выполнят, то 2013 год станет годом достижения своеобразной гармонии: центр тратит все свои деньги на полицию, армию и ВПК, а регионы — на содержание бюджетников. Расходы на какое бы то ни было развитие забыты как прекрасный сон.
При всей экономической абсурдности политическая логика в этом есть. Мне приходилось недавно писать, что взамен старого путинского социального контракта эпохи «жирных лет» (отказ от свободы в обмен на рост благосостояния) Кремль пытается сформулировать новый, пускай и более скромный, но все-таки гарантирующий массам фиксацию достигнутого жизненного уровня, а для некоторых слоев даже и его подъем.
Ведь социальный контракт подразумевает добровольное согласие на него низов. Не надо забывать, что контракт № 1 был принят народом без всякого насилия сверху. За него благодарили. Чтобы оставалась надежда на более или менее добровольное принятие контракта № 2, он должен быть щедрее, чем то, что предлагают своим народам выборные правительства в свободных странах.
За отказ от свободы российским властям приходится сулить своим подданным дополнительную плату.
А если денег на это все-таки не найдется, то саму идею контракта между верхами и низами придется вообще снимать с повестки дня и от сравнительно добровольного сотрудничества с народом переходить к диктату, техника которого сейчас отрабатывается на московских хипстерах. Но, хватит ли на такое воли и сил, дело совсем не очевидное. Десятки миллионов рассерженных людей — вовсе не то же самое, что десятки тысяч.
В этом и головоломка 2013 года. Пытаясь держаться социального контракта, власть загоняет страну в экономический тупик. А рискнув от этого контракта отступить, загоняет в политический тупик саму себя. Общеприятных решений у головоломки нет. Но бездумью как житейской стратегии придет конец даже и в глубинке.
Сергей Шелин
19.11.2012
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/column/shelin/4822865.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Шелин С., Верхам нечего предложить
Демократия.Ру: Шелин С., Утро второй путиномики
Демократия.Ру: Шелин С., Упразднение путиномики
Демократия.Ру: Шелин С., Сверхдержавный сосед. Если мечта Путина сбудется, то к 2020 году Россия станет вполне различимым сырьевым придатком Китая
Демократия.Ру: Фирсов А., Путин и экономика. Комментарии к статье В.В.Путина
Демократия.Ру: Лацис О., Что осталось от стратегии
Демократия.Ру: Михайлов А., Шагреневая кожа экономики
Демократия.Ру: Невейкин В., Двойное ведение
|