83 процента
Макаркин А.
На мой взгляд, самым интересным социологическим опросом 2012 года было исследование Левада-центра о посещениях россиянам «дальнего зарубежья». В результате получилась такая картина. У 83% граждан России нет зарубежного паспорта. Значит, русские студенты в Оксфорде и Париже, восторженные посетители музея Орсе или венской оперы, поклонники двухзвездочных отелей Египта и почти русской Антальи, паломники в Иерусалим (кому что нравится) и обитатели дешевых болгарских курортов – это максимум 17% российского населения…
Но и эта цифра является явно завышенной. Согласно тому же опросу, примерно раз в год или чаще на отдыхе или в частных поездках за границей бывает около 7% россиян. Раз в 2-3 года – 6%. А 10% раньше бывали, а сейчас нет – то ли возраст не позволяет, то ли денег нет, то ли разонравилось (предпочитают родной Сочи или почти родной Сухум-Сухуми). С деловыми поездками еще хуже – вроде Россия уже давно является частью мирового рынка, в этом году, наконец, вступила в ВТО. А раз в год и чаще по делам «дальнее зарубежье» посещают менее 5%, раз в 2-3 года – 2% россиян. 9% раньше ездили, сейчас нет. Если о мотивах 10% бывших отдыхающих можно спорить, то здесь, видимо, речь идет не столько о пенсионерах, сколько о челноках 90-х годов, некогда в своих походах за товаром добиравшихся даже до Поднебесной. Сейчас этот бизнес свернулся, и стимула покидать родной город для столь дальних поездок больше нет. Да и с деньгами все непросто.
Таким образом, подавляющее большинство россиян ни разу не видели Запад. А, следовательно, получают информацию о нем из телевидения, где рассказывают про то, что это страшное место, расширенный вариант Содома и Гоморры. Или из рассказов родственников, друзей и сослуживцев, большинство из которых также являются верными потребителями телевизионной информации. Неудивительно, что положительные оценки западных стран обычно связаны со стереотипами, существовавшими еще в советское время (Франция – страна шампанского и музеев и др.). А отрицательные часто обусловлены свежей информацией.
Фактически большинство граждан России почти полностью изолировано от мировых информационных потоков и довольствуются тем, что им предложит государство, контролирующее основные телеканалы. Поэтому для них Каддафи – это не диктатор, а нормальный лидер неплохой стабильной страны, которую «разнесли» западные империалисты и их агенты. Милошевич – невиновная жертва происков свирепого международного трибунала. А в Сирии законные власти сражаются с террористами, опирающимися на помощь альянса из США, Катара и «Аль-Каиды». 29% респондентов Левада-центра в июле высказались за то, чтобы встать плечом к плечу с Башаром Асадом, несмотря на известный принцип «лишь бы не было войны». Для сравнения: только 14% поддержали присоединение к западным санкциям против этой страны.
Неудивительно, что 43% россиян, опрошенных «Левадой», сочли приговор Pussy Riot недостаточно жестким, хотя первоначально количество тех, кто хотел бы отправить девушек в тюрьму, было существенно меньшим. После того, как им по телевизору разъяснили, что участницы группы посягнули на исторические устои нашего государства чуть ли не при участии зловредного Березовского, «двушечка» показалась слишком мягкой карой. Отсюда и поддержка большинством населения и творений «взбесившегося принтера», направленных против «иностранных агентов», оппозиционеров и «клеветников». А также и «людоедского» закона об усыновлении, от которого отшатнулись даже некоторые члены правительства. А «простой россиянин» прекрасно знает, что не зря американцы усыновляют наших больных детей – то ли на органы их сразу разберут, то ли поиздеваются предварительно. Ведь это у нас духовность, а у них сплошной поиск выгоды и культ «золотого тельца».
Таким образом, консервативную мобилизацию, начатую властью год назад (с заявления нынешнего уральского полпреда, а тогда скромного управленца среднего звена с Уралвагонзавода), можно считать тактически успешной. Почему тактически? Да потому что ставка на архаизацию усиливает и без того периферийный характер современной России, которую уже не боятся (времена СССР прошли), но не уважают, причем не только на Западе. Только что Китай, которого наши патриоты уже записали в стратегические союзники, дал кредит Украине на программу замещения российского природного газа донецким углем (и это на фоне сорвавшегося визита Виктора Януковича в Москву). И сам не торопится закупать дорогой газ из России, предпочитая более дешевые альтернативы.
Кроме того, и сами «простые россияне» не столь просты. Их консерватизм тесно связан с популистской повесткой дня, ожиданием повышения зарплат, пенсий, пособий, сохранения «советских» систем здравоохранения и образования (нетрудно заметить, что власть все меньше соответствует этой повестке – ресурсов не хватает). И их поддержка Владимира Путина все более связывается с такими унылыми понятиями как безальтернативность (созданная искусственно, когда в роли альтернатив выступают «заезженные» Зюганов и Жириновский) и страх перед хаосом в случае ухода «государя». Все меньше надежд, все меньше удовлетворенности политикой власти. Это подтверждают данные свежего опроса «Левада-центра». На вопрос о том, какие чувства проявились и окрепли у окружающих людей, 37% назвали усталость и безразличие, 19% - растерянность, 18% - ожесточение, агрессивность, 13% - обиду, по 12% - зависть и отчаяние. Оптимисты, видящие в своем окружении людей, надеющихся на лучшее, составляют 30%, а испытывающих уверенность в завтрашнем дне – всего 9%.
Усталое общество сегодня более или менее соответствует ожиданиям власти, но оно не является ее надежной опорой. Оно не любят Запад и либералов – но также терпеть не могут коррумпированных чиновников. Социальный контракт между ним и властью сохраняется (в отличие от другого контракта – между активными группами общества и властью – окончательно разорванного в декабре прошлого года), но колебания на сырьевых рынках могут в любой момент привести к его расторжению. И тогда власть столкнется с куда более серьезными проблемами, чем год назад – тем более, что у протеста уже есть лидеры с опытом организации массовых акций. Пусть и не идеальные, и конфликтующие друг с другом – но идеала в политике достичь крайне сложно. Если вообще возможно.
Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий
28.12.2012
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/15096.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Токарева Е., Если ты, скажем, профессор, или из другого низшего сословия…
Демократия.Ру: Коротич В., Верхний слой
Демократия.Ру: Беглый русский
Демократия.Ру: Фирсов А., Слоеный пирог российского общества
Демократия.Ру: Последние два десятилетия сделали бедных россиян еще беднее
Демократия.Ру: Делягин М., О пользе бедных
Демократия.Ру: Покровская О., Россияне беднеют быстрее, чем кажется
Демократия.Ру: Гонтмахер Е., Путину незачет
Демократия.Ру: Росстат: бедных россиян за последний год стало больше на 2 млн человек
|