Миллер и Голливуд. Глава «Газпрома» сотворил сенсацию
Латынина Ю.
«Никаких рисков мы не видим», — заявил г-н Миллер. США остаются газодефицитной страной». «Абсолютно все скважины» имеют отрицательную рентабельность. «Это… пузырь, который… в ближайшее время лопнет». «У нас есть точно такие же технологии. «Газпром», например, добывает из угля в Кузбассе».
Тут надо сказать, что даже Владимир Путин к сланцевому газу давно относится всерьез: еще в октябре прошлого года говорил о «сланцевой революции» и о рентабельности добычи сланцевого газа в США. По крайней мере, на пресс-службу «Газпрома» его слова тогда произвели впечатление, и она спешно стерла с сайта «Газпрома» интервью Алексея Миллера газете «Зюддойче цайтунг», в котором он в очередной раз поведал миру, что «так называемая революция сланцевого газа — это американский Голливуд».
Аппаратным промахом главы «Газпрома» не замедлили воспользоваться его конкуренты. Тележурналист Михаил Леонтьев разразился эмоциональным спичем, в котором заявил, что «крупнейшую российскую компанию возглавляет опасный сумасшедший». «Психоз», «прямой акт саботажа», «воровать меньше надо» — так и сыпалось из уст кремлевского соловья, и с этим спичем трудно не согласиться, если бы не одно «но». Называя главу «Газпрома» «психованным», Леонтьев попутно спел осанну выдающимся управленческим качествам главы «Роснефти» Игоря Сечина, который сейчас вместе с Геннадием Тимченко борется против газпромовской монополии на экспорт газа и который только что купил ТНК-BP, что уже привело к резкому падению добычи нефти в компании и росту долговой нагрузки на «Роснефть» до фантастической цифры в 27,5 млрд долларов.
Со сланцевым газом дело обстоит следующим образом. До «сланцевой революции», в 2008 году, Россия была крупнейшим в мире производителем газа, и, несмотря на то, что США отставали от России незначительно (580 против 640 млрд куб. м), цена на газ на Henry Hub добивала до 710 долларов за тысячу кубов, а в среднем в 2008-м она составила около 320 долларов.
Однако уже в 2009-м США обогнали Россию, произведя 620 млрд кубов газа (добыча в России упала до 575), и с тех пор эта разница только растет. При этом цена на газ внутри США сейчас меньше российской внутренней цены на газ, что: а) привело к реиндустриализации Америки; б) похоронило все надежды «Газпрома» по выходу на рынок США.
При этом себестоимость газпромовского газа растет: во втором квартале 2012 года, по данным Михаила Корчемкина, по сравнению с аналогичным периодом 2011-го она выросла на 81% (без учета роста НДПИ — на 63%), а поставки газа за границу падают: в страны СНГ за тот же период — на 29%, в Европу — на 10%. Понятно, что с точки зрения геологии сланцевый газ дороже, но газпромовским менеджерам геология не помеха.
История со сланцевым газом поучительна по нескольким причинам. Во-первых, есть такой миф — про «сырьевое проклятие». Американский сланцевый газ наглядно демонстрирует, что никакого «сырьевого проклятия» нет и что разруха не в клозетах — она в головах.
Вообще если кто не помнит, где впервые в мире добыли нефть, так я напомню, что это была Пенсильвания. И законы в США замечательно просты до сих пор. У меня есть друзья, которые из России в США поехали добывать сланцевый газ и не могут нарадоваться: чудесная страна, купил кусок земли — и делай с ним, что хочешь, хоть ешь, хоть бури. Никаких тебе лицензий, конкурсов и бюрократии.
Во-вторых, до 2008 года энергетическая стратегия Путина исходила из того, что Кремль будет вертеть Европу на своей газовой трубе и иметь от этого массу денег и удовольствия. Благодаря сланцевому газу эта стратегия накрылась медным тазом, и радужная тема «мы вам месторождения — вы нам газопроводы» сменилась другой: «кругом враги».
Единственным объектом для газовой колонизации теперь для «Газпрома» вместо Европы и даже стран СНГ является сама Россия: цены на газ и электричество в ней стремительно растут, лишая производство последних надежд на окупаемость, а глава «Газпрома» по-прежнему твердит про «сланцевый пузырь». И эти его высказывания, кажется, сделали его легкой мишенью для г-на Сечина.
Самым же поучительным в этой войне Сечина и Миллера кажется мне вот что.
Самый прибыльный способ использования газа — это создание нефтехимической промышленности, позволяющей получать огромные прибыли на высоких уровнях передела. Цена газа в США потому и добивала до 710 долларов, что химическая промышленность США занимает первое место в мире.
Г-ну Сечину или г-ну Тимченко с их ресурсом, казалось бы, можно было сказать президенту: «А давайте поставим за деньги, равные половине сочинской Олимпиады, завод до 6-го уровня передела и будем зарабатывать деньги».
Но, увы — нефтехимия хоть и приносит деньги, но она приносит деньги только на рынке. А мечты кремлевских пацанов не выходят за пределы внерыночных преференций и сырого кэша, вываливающегося из трубы прямо за проклятым бугром.
Юлия Латынина
05.04.2013
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/columns/57526.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Алексей Миллергоф
Демократия.Ру: Милов В., Немцов Б., Путин. Итоги
Демократия.Ру: Каспаров Г., Империя нефти и газа
Демократия.Ру: Топалов А., Газовый разворот. Россия готова переориентировать часть европейских газовых поставок на Китай и Корею
Демократия.Ру: Миллер просит не применять к «Газпрому» правил контроля за трансфертными ценами
Демократия.Ру: Милов В., Оборона «Газпрома»
Демократия.Ру: Ратникова Н., "Газпром" вооружается
Демократия.Ру: Полухин А., А можно бабки без конкурса? «Наши» хотят получать госфинансирование напрямую, а «Газпром» — не платить налоги
Демократия.Ру: Ратникова Н., ТНК-ВР додавили
|