Портрет российского бизнеса: 20 лет спустя
Бунин И.
Центр политических технологий начал проведение третьей волны исследования, направленного на изучение предпринимательской культуры. Первая волна завершилась изданием в 1994 году книги «Бизнесмены России: 40 историй успеха». В 2006 году вышла в свет новая книга «40 историй успеха. Бизнес несмотря ни на что», ставшая результатом второй волны. Сейчас можно подвести первые итоги третьей волны (опрошено 20 респондентов).
В начале 90-х годов мы изучали генерацию бизнесменов, только что ставших ключевыми участниками создания в России рыночной экономики. Спустя десятилетие предметом нашего анализа стали представители бизнеса, уцелевшие в бурных перипетиях предыдущих лет – некоторые из них продолжили занятие предпринимательством, другие стали работать на государство. Сейчас же нас интересуют люди, которые в течение всех двух десятилетий занимались своим делом, сохранив и преумножив свой бизнес. Для них предпринимательство стало делом жизни, а не этапом в выстраивании карьеры. Нас интересовал их опыт – чем они отличаются от тех, кому повезло меньше или кто перешел в другие сферы, почему именно они добились успеха.
Прежде всего, необходимо отметить, что успеха достигают те, кто прагматично не забывает об осторожности. «Предпринимательский инстинкт подсказывает, что российскому бизнесмену всегда нужно иметь «подушку безопасности», - сказал один из наших респондентов. Но при этом прагматизм должен сочетаться с ощущением миссии, стремлением создать ценности, которые будут существовать в долгосрочной перспективе. «Моя цель - сделать предприятие великим, но в понимании вечности компании», - с этим высказыванием согласны многие предприниматели.
Старт бизнеса
Почти все наши респонденты начали свое дело из более сложных побуждений, чем только стремление заработать, хотя эта мотивация также упоминалась достаточно часто. Иногда – в более широком контексте поиска своего места в новых условиях, из-за желания каким-то образом изменить свою жизнь, используя возникшие возможности. «Самым главным было ощущение будущего, и в этом состоял весь смысл». Но простые мотивации сочетались и с более сложными: представлениями о необходимости с помощью бизнеса создавать «общественное благо». Очень сильна была мотивация создать продукт или услугу первым, а значит, предложить постсоветскому обществу что-то новое.
Однако некоторые предприниматели с самого начала с помощью своего бизнеса стремились заявить о себе – для них личностные мотивации превалировали над «общественными», а свое дело было в большей степени отражением своего характера, стремлением продемонстрировать себе и окружающим собственные возможности. Многие бизнесмены согласны с тем, что существует «ген предпринимательства», который и заставляет их генерировать идеи и участвовать в бизнесе как в игре.
Один или несколько
Ряд предпринимателей остаются верны единому направлению деятельности, и если расширяют бизнес – то только внутри своей сферы. Причины этого различны - от недостатка ресурсов для развития в других областях до приверженности только одному делу. Однако множество бизнесменов в дополнение к своей основной деятельности начали реализовывать различные проекты, которые, зачастую, не имеют к ней никакого отношения.
В ряде случаев «диверсификация активов» произошла спонтанно: те, кто открыл еще один бизнес далеко от «своей» сферы, рассказывали, что это стало воплощением мечты, неким творческим шагом. Для некоторых из них этот второй бизнес стал реализаций некой «социальной миссии» по улучшению жизни, и вопрос прибыльности этого бизнеса стоял уже не так остро, как в случае основного дела: «Я это делал не осознанно, а интуитивно. Мне было интересно. Я поймал себя на мысли, что не ориентирован на деньги, и этим я отличаюсь от многих предпринимателей». Это подтверждается тем, что новые направления деятельности этих бизнесменов очень тесно связаны с творческой идеей улучшения социального пространства, преобразования городской среды.
Если первый бизнес нередко носит высокотехнологичный характер, то второй – это кафе, магазины, гостиницы и т.д. Другие предприниматели постепенно превратили в бизнес то, что можно назвать хобби – свои наработки в сферах, которые интересовали предпринимателя помимо его основной деятельности.
Между государством и миром
Успешные бизнесмены из нашей выборки не могут игнорировать российское государство, но хотели бы не слишком сильно связывать себя с его структурами. Типичная история – активное взаимодействие с различными государственными органами на начальном этапе становления бизнеса. В особенности это касается тех компаний, которые, по сути, выросли из советской промышленности. Представители отраслей, которые можно назвать стратегическими, так или иначе взаимодействуют с государством постоянно. Примечательно, что, вопреки расхожему мнению, многим бизнесменам из их числа удается самостоятельно определять рамки этого взаимодействия, не позволяя государству «продавливать» невыгодные для компании решения.
Значительная доля предпринимателей, принимавших участие в исследовании, развивают бизнес не только в России, но и за рубежом, в том числе, и в США, Европе, Китае и т.д., либо рассматривают возможность выхода на зарубежные рынки. Еще больше тех, кто когда-либо был вовлечен во взаимодействие с иностранными партнерами. В целом, взаимодействие с зарубежными партнерами сыграло значительную роль в развитии большинства компаний, руководители которых приняли участие в исследовании. Работа с иностранцами была полезна, так как она послужила легитимации отечественного бизнеса, открыла российским компаниям новые рынки, сделала возможным бурный рост бизнеса. Кроме того, выход на международный рынок позволил компаниям стать более независимыми от внутренней экономической и политической конъюнктуры.
Что дальше?
Сейчас для предпринимателей первого поколения становится актуальной тема «наследования» их бизнеса. Целый ряд наших респондентов выдвигали в качестве немаловажной проблему «преемника», подразумевая, что им необходимо передать управление бизнесом в надежные руки. Им представляется логичным вырастить преемника в своем коллективе, и одним из важнейших его качеств должна быть лояльность корпоративной миссии. Иногда преемник – это не один человек, а целая команда, если в компании принята партнерская корпоративная культура. Интересно, что предприниматели продемонстрировали разное отношение к проблеме наследования бизнеса их детьми. Для одних это – категорически неприемлемо в силу различных причин. Они мечтают, скорее о том, чтобы их дети занялись бы чем-то помимо бизнеса. Другие же специально воспитывают детей так, чтобы впоследствии передать им управление в своей компании.
Выход на IPO и передача капитала в трастовые фонды рассматривались бизнесменами как наиболее вероятные варианты структурирования капитала компании в будущем. При этом у этих возможностей, считают предприниматели, есть свои выгоды и издержки. Сторонники выпуска акций утверждали, что бизнес должен существовать и нормально развиваться без непосредственного участия его владельца. Другой аргумент в поддержку большой сети акционеров состоит в том, что такой бизнес менее уязвим перед государством и крупными конкурентами. Противники же считают, что IPO размывает состав акционеров, а их надо отбирать, чтобы они разделяли базовые принципы компании. Предприниматели задумываются о том, чтобы дать возможность сотрудникам выкупить акции, потому что это владение долями компании возложит на них ответственность за ее развитие.
На покое многие предприниматели хотели бы заниматься общественной деятельностью – тем более, что они уже сейчас инвестируют в образовательную и культурную сферы. При этом большинство бизнесменов социальную ответственность понимают не как благотворительность, а как механизм устойчивого развития бизнеса: не односторонний процесс «поделиться прибылью с обществом», а взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными общественными группами. Во многих случаях социальная ответственность, как и бизнес, носит проектный характер: есть цели, задачи, контроль над их выполнением и получение результатов.
Политические вызовы
Большинство респондентов придерживаются умеренно критичной позиции по отношению к государству. В качестве проблем взаимодействия отмечается отсутствие заинтересованности государства в несырьевом бизнесе, дефицит профессионалов во власти, отсутствие работающих каналов трансляции и учета позиции бизнеса по ряду значимых для него вопросов. Бизнесмены подчеркивают то, что, несмотря на повышение стабильности в обществе, вести бизнес становится все сложнее - «если в 90-х гг. нашими противниками были криминальные авторитеты, с которыми можно было договориться, то теперь – неповоротливая бюрократическая машина, временные и финансовые издержки взаимодействия с которой приносят несоизмеримо больший ущерб делу».
Однако наиболее негативным фактором российской действительности, не позволяющим реализовывать долгосрочную инвестиционную политику, являются политические риски – бизнесменам неясны рациональные мотивации и причины смены ключевых игроков политической элиты. Кадровые перестановки в госструктурах они оценивают либо как персональные решения, либо как борьбу за ресурсы элитных кланов, а любые принятые стратегии развития государства воспринимаются как симуляционные и нереалистичные. Большинство респондентов считает, что такая ситуация долго продолжаться не может.
В то же время бизнес крайне осторожно относится и к любым возможностям революционного развития событий. Предприниматель – эволюционист по своей природе, он понимает, что смутное время создает запредельные риски для любого сформировавшегося бизнеса. Они рассчитывают на мирную трансформацию политического режима, но на всякий случай более активно, чем раньше, строят «запасные аэродромы» за пределами России.
Игорь Бунин - президент Центра политических технологий
14.06.2013
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/15913.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Невейкин В., Двойное ведение
Демократия.Ру: Гуриев С., Зачем экономике нужна демократия
Демократия.Ру: Латынина Ю., Через два-три года России угрожает массовое закрытие предприятий — или ослабление рубля
Демократия.Ру: Дефициту региональных бюджетов России предсказали рост в 36 раз за пять лет
Демократия.Ру: Латынина Ю., Прибыль как преступление
Демократия.Ру: Директор «Левада-Центра» Лев Гудков: «Нынешнее государство – тормоз на пути развития страны»
Демократия.Ру: Латынина Ю., Прибыль как преступление
Демократия.Ру: Рунов А., Малый бизнес сегодня развивается не благодаря чему-то, а вопреки всему
Демократия.Ру: Фирсов А., Вопрос, который я бы хотел задать Владимиру Путину
|