Партийное правительство «недопустимо». Александр Вешняков считает, что к парламентскому большинству надо прислушиваться, но формировать кабинет министров должны в Кремле
Тропкина О.
Президентское Послание поставило перед политической элитой немало интригующих вопросов. Как будет сформировано правительство парламентского большинства? Как власти собираются отслеживать финансирование партий? И уменьшится ли использование на выборах административных рычагов, если уже сейчас есть факты прямого лоббирования чиновниками интересов одной избранной партии? На эти вопросы в интервью «НГ» отвечает председатель Центризбиркома Александр Вешняков.
— «НГ» на днях опубликовала документ, вышедший из стен администрации Кемеровской области: власти открыто участвуют в избирательной кампании «Единой России». А ведь это прямое нарушение закона о выборах.
— Если этот документ действительно существует, это не украшает чиновников, которые при исполнении служебных обязанностей начинают вести такую политическую деятельность, забывая о своей ответственности по закону о государственной службе. С точки зрения закона о выборах на сегодняшний день нарушений нет, поскольку он применяется тогда, когда объявлена избирательная кампания. И тогда санкции могут применяться и по отношению к должностным лицам, использующим служебное положение. Начиная от штрафов, заканчивая уголовным преследованием. Предусмотрена и ответственность самих кандидатов — вплоть до снятия с регистрации. Поэтому, конечно, сегодня необходимо разъяснять нашим уважаемым государственным и муниципальным служащим, что они могут оказать медвежью услугу тем, ради кого они так стараются.
— Александр Альбертович, что, по-вашему, имел в виду президент в своем Послании — правительство, формируемое думским большинством, или же необходимость консультироваться с парламентом при формировании исполнительной власти?
— Сегодня Основной закон не запрещает президенту вести консультации с представленными в парламенте партиями при формировании кабинета министров и на их основе вносить на рассмотрение Госдумы ту кандидатуру главы правительства, которую предлагает парламентское большинство. Министры тоже могут назначаться с учетом мнения думского большинства. Но президент особо подчеркнул, что речь идет о «профессиональном, эффективном правительстве». То есть можно предположить, что при таком формировании правительства на первом месте будут стоять профессиональные качества кандидатов как управленцев, специалистов по вопросам своей компетенции, а не политические заслуги, преданность идеалам в отдельно взятой партии.
— Как в рамках сегодняшнего законодательства можно реализовать переход к партийному правительству?
— Возможны два пути. К примеру, можно создать механизм формирования правительства через «неформальные» консультации президента с думским большинством, а также через поправки в конституционный закон о правительстве РФ. Какая из этих моделей будет выбрана — вопрос не моей компетенции. Это вопрос к депутатам Госдумы, к правительству и президенту, которые имеют право законодательной инициативы. В то же время они просто могут взять на себя взаимные обязательства по порядку формирования правительства, опирающегося на большинство нижней палаты парламента, но при этом парламентское большинство должно взять ответственность за своих выдвиженцев.
— Особое внимание в Послании было уделено проблеме прозрачности финансирования политических партий. Видимо, нынешняя законодательная база не дает возможности избирателю узнать, кто финансирует партии, откуда берутся эти огромные средства...
— В отличие от прошлых выборов сегодня есть все правовые возможности для контроля за финансированием партий. С принятием закона о политических партиях, который, кстати, еще ни разу не применялся в федеральных избирательных кампаниях, с уточнением нашего законодательства о выборах финансовая прозрачность российских политических структур в период между выборами и во время выборов — обязательное требование закона. Обратите внимание, что в начале этого года утверждена новая форма финансового отчета, который должна предоставлять политическая партия в Министерство по налогам и сборам за год своей работы. В отчете детально прописаны все статьи доходов, которые партия получает в течение года — это и членские взносы, пожертвования от физических лиц и от юридических лиц, издательская деятельность. Вторая статья — расходы. Начиная от проведения съездов, конференций, содержания аппарата, заканчивая рекламными кампаниями. Теперь дело за исполнителями — политическими партиями. У меня есть ощущение, что многие из них до сих пор не перестроили свою финансовую деятельность, полагая, что могут вести себя так, как им удобно. В таком случае хочу предупредить, что они могут нарваться на крупные неприятности, поскольку в действующем законе о выборах предусмотрены довольно суровые меры ответственности в случае финансовых нарушений во время выборов. Это в первую очередь снятие с регистрации. Если же будет зафиксирован перерасход предела средств, которые можно тратить из избирательного фонда, на 10 процентов или в этом размере средства будут потрачены помимо фонда, то после выборов это основание для постановки в суде вопроса об отмене результатов выборов конкретной партии по спискам.
— Поясните, пожалуйста, ситуацию вокруг поправок в закон о СМИ, подготовленных Центризбиркомом. Возникает впечатление, что второе чтение закона отложено ради альтернативного проекта, предложенного Индустриальным комитетом.
— Впечатление неправильное. На прошлой неделе, когда планировалось заседание комитета, посвященное подготовке закона ко второму чтению, не было кворума. Наша же принципиальная позиция — делать все обстоятельно, с соблюдением всех процедур и с выяснением всех позиций. Я убежден, что рассмотрение поправок в закон о СМИ состоится в комплексе с изменениями в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. Все эти вопросы будут рассматриваться на комитете до конца мая, на пленарном заседании после перерыва в работе, который будет у Госдумы на будущей неделе. Что касается проекта закона, внесенного Индустриальным комитетом, то в ЦИК России его никто не передавал — ни этот комитет, ни администрация президента, куда он был направлен для изучения. Но с учетом того, что Госдума по графику заканчивает работу 20 июня, рассмотреть новую редакцию проекта закона о СМИ и принять его в трех чтениях практически невозможно: его в парламент пока даже не вносили в установленном порядке, и он не является альтернативным нашему проекту. Наши подходы к ответственности СМИ во время избирательной кампании по большому счету совпадают с тем, что предлагает Индустриальный комитет. Об этом в свое время говорили и представители комитета. Еще раз подчеркну: проект закона, который готовится ко второму чтению, касается только вопросов ответственности СМИ, нарушающих закон о выборах.
— ЦИК, с недавних пор реализующий свое право выдвигать кандидатов в руководство региональных избиркомов, похоже, предпочитает оставлять на местах «старую гвардию». Может быть, пора освежить состав комиссий, сделать их менее зависимыми от губернаторов?
— Это несерьезный подход — ради обновления состава комиссии убирать тех, кто уже работал на подобных должностях и нормально работал. Но если кто-то показал себя совершенно с неприличной стороны, мы от таких людей избавляемся. Пример: красноярская комиссия показала свою неспособность работать по закону — с ней мы расстались. В воронежской комиссии мы рекомендовали на пост главы человека, который последние годы успешно работал в должности заместителя председателя. В этой связи у нас возникли расхождения с местной властью. Но потом, после консультаций, точка зрения Центризбиркома была поддержана. Кроме того, надо иметь в виду, что мы не играем главную роль в формировании избирательных комиссий. ЦИК может предложить только две кандидатуры, а всего в состав избиркома субъекта РФ входят 14 человек. Если же мы предлагаем кандидатуру на должность председателя, которая не будет поддержана его коллегами при тайном голосовании, то тут поделать мы ничего не можем. Поэтому мы должны консультироваться и с политическими партиями, и с региональными органами власти, и с членами избиркомов. Это не проявление слабости, а разумный подход. Потому что этот человек вместе с комиссией — коллегиальным органом — должен служить закону, а не какой-то отдельно взятой личности или государственной структуре.
— В условиях роста террора в Чечне не лучше ли отложить выборы в этой республике?
— Я считаю, что сейчас в Чеченской Республике должна реализовываться та программа, которую определил чеченский народ, принявший на референдуме Конституцию. Сейчас должен быть сформирован Госсовет, который будет решать проблемы региона до формирования по итогам выборов парламента ЧР. Кроме того, надо готовиться к выборам президента — первым по новой Конституции. Необходимо провести амнистию, которая так нужна этой республике. Надо решить проблему выплаты компенсаций за потерянное жилье. И если граждане увидят, что конкретные экономические и социальные проблемы решаются, обещания выполняются, то у бандитов, террористов и сепаратистов не будет никакой поддержки у населения, а, наоборот, их будут ненавидеть и бороться с ними всем миром. А обещаний вести переговоры со всеми подряд, тем более с бандитами, никто не давал.
Ольга Тропкина
Статья опубликована на сайте «Независимая газета»
Постоянный URL статьи http://www.ng.ru/politics/2003-05-21/1_veshnyakov.html
|