ЦИК откладывает объединение с Белоруссией
Шишкунова Е.
Как признался глава ЦИК Александр Вешняков, запланированный на 2003 год референдум об объединении России и Белоруссии не состоится, хотя деньги на него есть. Потому что, как признался Вешняков, нет «политического решения» о проведении плебисцита. Причем лично он не ожидает этого решения и в следующем году.
«Мы не ориентируемся на проведение референдума в этом году», – сообщил Александр Вешняков на пресс-конференции в Центризбиркоме. По его словам, это нереально в силу того, что «пока правовых возможностей для реализации референдума нет, нет и политического решения». В оставшееся до парламентских выборов время подготовить законодательную базу для проведения такого голосования, по его словам, невозможно. «Между тем такой референдум необходим», – дипломатично заметил Вешняков, отказавшись, тем не менее, давать какие-либо прогнозы относительно сроков его проведения.
Когда стоит ждать политического решения – неясно, но уже сам факт медлительности Москвы в этом вопросе показателен.
Дело в том, что стороны продолжают вести напряженные споры о перспективах и функционировании союзного государства.
И хотя российско-белорусские отношения за последний год существенно потеплели, вопросов остается много. Так, российский рубль с 1 января 2005 года должен стать единой союзной валютой, однако белорусы до сих пор не согласились с тем, что эмиссионный центр будет располагаться в России. Еще несколько месяцев назад была формально завершена работа над текстом союзной конституции, но его окончательное согласование оттягивается.
С чем это связано? Дело в том, что до конца так и неясно, как именно объединятся Россия и Белоруссия. Напомним, в июне прошлого года, находясь в Санкт-Петербурге, Владимир Путин обвинил Лукашенко в попытке создать из российско-белорусского союза «что-то наподобие СССР». Лукашенко возмутился и заявил, что его неправильно поняли. На следующих переговорах Путин предложил резко ускорить процесс и создать «в полном смысле единое государство». По предложению российской стороны референдум по конституции должен был состояться в мае 2003 года, выборы в союзный парламент – в декабре, а голосование по кандидатуре президента – в марте 2004-го.
Вернувшись в Минск, Лукашенко разразился гневной тирадой, что Белоруссия никогда не станет девяностым субъектом федерации, поэтому предложения Москвы неприемлемы. В ответ осенью Кремль направил в Минск письмо с тремя вариантами возможного объединения: единое государство, надгосударственное образование по образцу Евросоюза, постепенное объединение на основе действующего Договора о союзе. Последний вариант, предполагающий на самом деле ничегонеделание, а лишь имитацию объединительного процесса, и реализовывается вот уже шестой год обеими сторонами.
Ограничившись критикой всех предложений Путина (больше всего досталось варианту единого государства), Лукашенко так и не дал определенного ответа.
Резоны Москвы и Минска понятны.
Президент Белоруссии не хочет быть младшим партнером в союзе и стремится присоединиться к России исключительно на паритетных началах.
В Кремле же полагают, что зависимость Белоруссии от России очевидна, поэтому споры о главенстве в союзном государства лишены каких-либо оснований. На последнем заседании Высшего госсовета союзного государства оба лидера были дружелюбны, но, судя по всему, компромисса так и не достигли, что подтверждается сегодняшним признанием Вешнякова.
Надо отметить, что нынешнее состояние переговорного процесса, отсутствие в нем ясности и четких перспектив Лукашенко не устраивает. Не нравится ему и то, как Москва относится к своему кровному партнеру, без пяти минут родственнику. В частности, Лукашенко оказался сильно огорчен посланием Путина Федеральному собранию. Как сообщили «Известия» со ссылкой на неофициальные источники, лидер Белоруссии был разочарован тем, что не услышал в речи ничего о стратегическом сотрудничестве Москвы и Минска. Именно этим якобы объясняется отмена союзного парламентского собрания, намеченного на 2 июня, на котором должен был обсуждаться проект единой конституции.
Впрочем, как сообщил сегодня госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, очередное заседание Высшего госсовета по конституции обязательно состоится в период до 10 июля. К этой дате главы двух государств должны будут получить согласованный всеми инстанциями проект документа.
Но это отнюдь не означает, что проект будет утвержден.
Во-первых, противоречия у сторон сохраняются, а во-вторых, спешить в этом деле Путин явно не намерен, что и дал понять Минску через главу ЦИК. Причем Вешняков заявил не только о том, что референдума по объединению с Белоруссией в 2003 году не будет, но и назвал «теоретически возможным» проведение в следующему году выборов в союзный парламент.
То есть и в 2004-м объединение двух стран будет идти по третьему варианту – много слов и заседаний, но толку никакого. Не исключено, что в Москве рассчитывают затянуть процесс поглощения Белоруссии до 2005 или даже 2006 года, когда создание единого союзного государства формально позволит Владимиру Путину выдвинуть свою кандидатуру на пост первого союзного президента. И отсчет его президентского срока пойдет с нуля.
Текст: Елена ШИШКУНОВА
23 мая 2003г.
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Фото: GettyOne
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/2003/05/23/objedinenies.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Партий станет меньше…
Демократия.Ру: Договор «О создании союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.)
Демократия.Ру: Краткий отчет наблюдателей ИРИС на выборах Президента Беларуси 9 сентября 2001 года
Демократия.Ру: Наш SOS все глуше, глуше...
|