Демократия.Ру




Идеи могут быть обезврежены только идеями. Оноре де Бальзак (1799-1850), французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:57

Обновлено: 28.05.2003  Версия для печати

«Подводные камни» предвыборной кампании: рейтинги и потенциал политических партий (Страна, Москва и Подмосковье)

Центр стратегического анализа и прогноза

Центр стратегического анализа и прогноза
(руководитель — проф. Д. Ольшанский)

Пресс-релиз, 26 мая 2003 г.

Данные проведенного ЦСАиП совместно с ЦИОМ «Глас народа» 20-24 мая очередного экспертного опроса (50 экспертов — политологов, журналистов, политических функционеров и штатных экспертов спецслужб) позволяют выявить определенные «подводные камни» нынешней предвыборной кампании и оценить потенциал ведущих политических партий по 10 параметрам: региональные партструктуры, творческий потенциал «штабов», «административный ресурс», известность и популярность программ, финансовые ресурсы, харизма лидеров, яркость и наступательность PR-акций, известность в электорате, информационная поддержка СМИ, готовность избирателей голосовать «за» — электоральная поддержка. Помимо оценок по параметрам, в этот раз эксперты оценивали и потенциал партий обобщенно, в целом.

Предвыборный потенциал партий оценивался по экспертным оценкам, основанным на официальной и неофициальной информации об их деятельности, а также на данных опросов разных социологических служб. Полученные результаты видны из таблиц.

Майский фон предвыборных боев

Приближение выборов в Государственную Думу и уменьшение сроков кампании (предстоящий перенос голосования на 7 вместо 14 декабря), вынуждает российские политические партии активизировать свою деятельность. Прежде всего, это касается создаваемых блоков и коалиций (типа «Союза патриотов», уже заявившего о претензиях на 3-е место). Одновременно, приближение выборов парадоксально фиксирует продолжающийся спад партий-«ветеранов». Продолжается снижение рейтингов ведущих партий, не видно внятных и осмысленных предвыборных действий. Многие из них столкнулись с целым рядом «подводных камней», на устранение которых требуется время. Обобщенный потенциал первых десяти партий, по оценкам экспертов, выглядит так:

Партийные ресурсы в целом по стране

Место Названия партий Ср. балл
1. Коммунистическая партия РФ 6.76
2. Единая Россия 6.00
3. Яблоко 3.97
4. Либерально-демократическая партия России 3.86
5. Народная партия России 3.79
6. Союз правых сил 3.50
7. Аграрная партия России 2.11
8. Российская объединенная промышленная партия 1.43
9. Партия пенсионеров 1.27
10. Партия «Либеральная Россия» 1.04

Несколько неожиданно, но активность партий в ходе праздников первой декады месяца (демонстрации, митинги и т.п.) произвела на экспертов значительно меньшее впечатление, чем последовавшая за этим полоса политической пассивности. Партии продолжают выжидать и не спешат активизироваться. Сам факт того, например, что новый руководитель предвыборного штаба Союза правых сил был представлен политсовету только в конце месяца, не способствовал росту рейтинга СПС. Свои непростые проблемы решали и многие другие партии. В итоге, рейтинг показывает, кто сумел решить их быстрее и успешнее.

Налицо снижение показателей КП РФ, Единой России, Яблока, ЛДПР и СПС. Напротив, несколько выросли показатели Народной партии, АПР, РОПП и Партии пенсионеров. Вылетела из «десятки» экологическая партия «Зеленые». На последнем месте ее сменила Либеральная Россия.

В общем списке налицо новое расслоение. Лидируют две партии: КП РФ борется с Единой Россией за 1-2 места. За ними же идет четверка парламентских партий с достаточно близкими показателями: Яблоко, ЛДПР, Народная партия и Союз правых сил. Позиции остальных партий пока заведомо ниже. Однако нельзя не заметить прогресс двух «корпоративных» структур — Аграрной партии России и Российской объединенной промышленной партии. Это подтверждает известный факт: идеологические симпатии более изменчивы, тогда как корпоративно-профессиональные — более устойчивы.

В целом, отметим не слишком высокий общий уровень оценок: предвыборная кампания с трудом набирает обороты. Складывается впечатление, что партийная машина просто еще недостаточно хорошо смазана. Партии никак не могут решить, что же им предложить избирателю. Сказывается и неопределенность в отношении судьбы главного «кремлевского проекта» — Единой России. Ее предвыборная кампания откровенно пробуксовывает — отсюда и дальнейшее снижение рейтингов. Тем не менее, по-прежнему только у двух партий, Единой России и КП РФ ресурсные показатели превышают средние отметки шкалы экспертных оценок (5 баллов). Остальные партии пока еще только стремятся к нему. Это подтверждает очевидное: только КП РФ и Единая Россия будут достаточно широко представлены в новой Государственной думе. Остальным партиям предстоит нелегкая борьба.

Данные по стране существенно отличаются от партийных ресурсов в столице.

Обобщенная оценка партийных ресурсов по Москве

Место Название партии Ср. балл
1. Единая Россия 6.22
2. Коммунистическая партия РФ 4.96
3. Яблоко 4.81
4. Союз правых сил 4.15
5. Народная партия России 3.13
6. Либерально-демократическая партия России 2.28
7. Партия «Либеральная Россия» 1.56
8. Российская объединенная промышленная партия 1.44
9. Партия пенсионеров 0.88
10. Аграрная партия России 0.65

Очевидно, что в Москве потенциал Единой России — «партии власти», опирающейся в первую очередь на административный ресурс, очень мощные финансы и массированную поддержку центральных СМИ, выше всех. Дальше идет тройка партий (КП РФ, Яблоко, СПС), пока претендующие примерно на равную часть электората. Их ресурсы в Москве ограничены и носят локальный характер. Основные перспективы — борьба за некоторые мажоритарные округа. Достаточно высоко для столицы стоит Народная партия — считается, что ее основной ресурс все-таки в регионах. Традиционно плохо в Москве смотрится ЛДПР. Непонятно, можно ли считать устойчивыми позиции Либеральной России или это временный PR-эффект от последних событий. Российская объединенная промышленная партия в Москве имеет солидные опоры в виде РСПП. Партия пенсионеров, АПР и практически все другие партии в Москве серьезных шансов не имеют.

Иная картина в Подмосковье.

Обобщенная оценка партийных ресурсов в Подмосковье

Место Названия партий Ср. балл
1. Коммунистическая партия РФ 6.31
2. Единая Россия 5.65
3. Народная партия России 3.58
4. Либерально-демократическая партия России 3.23
5. Союз правых сил 2.77
6. Яблоко 2.38
7. Аграрная партия России 2.24
8. Российская объединенная промышленная партия 1.21
9. Партия пенсионеров 0.83
10. Партия «Либеральная Россия» 0.78

В Московской области, напротив, уверенно лидирует КП РФ. Здесь ее ресурсы позволяют опережать Единую Россию. На третьем месте, за счет местных организаций и депутатов-одномандатников, идет Народная партия России. От нее ненамного отстает ЛДПР, берущая своеобразный «реванш» за низкие результаты по столице. Положение СПС и Яблоко по сравнению с Москвой — своеобразный «перевертыш»: в Московской области они лишь ненамного опережают Аграрную партию. В подмосковных «наукоградах» есть шансы у Российской объединенной промышленной партии.

Пенсионеры Подмосковья плохо организованы, а Либеральная Россия там не имеет серьезного влияния.

Компоненты будущей победы

Выделим лишь несколько основных параметров, наиболее ярко отражающих «подводные камни» и умение их преодолевать.

Творческий потенциал «штабов». По мнению экспертов, одним из главных «подводных камней» является дефицит креатива. После некоторого подъема в апреле, вновь упал этот ресурс у Единой России — с 4 на 6 место. Если дело так пойдет и дальше, то ее может догнать и Российская объединенная промышленная партия. Со 2 на 5 место опустился по этому параметру СПС. Лидирует по-прежнему Яблоко. На 2 место вышла Народная партия. Несколько прибавила и ЛДПР.

На втором месте после «мозгов» в предвыборной гонке — деньги. По финансовым ресурсам по-прежнему впереди всех Единая Россия. Однако, считают эксперты, неожиданно «разбогатели» коммунисты, поднявшись с 6 места на 4 (возможно, сыграли роль слухи о возобновлении их контактов с Б.Березовским). Это дало им возможность обогнать ЛДПР (то, что у В.Жириновского кончаются деньги, видно по уменьшению его появлений на телеэкране) и НП РФ. Источники финансирования Либеральной России хорошо известны — отсюда ее достаточно высокое место. Несколько оскудел бюджет в мае у аграрников. Остальные партии продолжают бедствовать.

Любопытна динамика оценок харизмы партийных лидеров. Лидирует по-прежнему вождь ЛДПР. Остальные держатся достаточно стабильно, кроме лидера Единой России — он теперь делит 6-7 места с лидером Аграрной партии России. За счет этого, несколько выросли оценки харизмы главы Народной партии.

Первомайские возможности для ярких и наступательных PR-акций лучше всех использовали ЛДПР и коммунисты. Несмотря на все предпринятые усилия, Единая Россия, СПС и НП РФ не смогли повысить здесь свой рейтинг.

В итоге, все это сказалось на показателях электоральной поддержки. Хотя места партий по этому параметру изменились мало, возрос разрыв между лидирующей КП РФ и преследующей ее Единой Россией — почти до 2 баллов. Примерно такой же разрыв отделяет, в свою очередь, Единую Россию от следующей за ней четверки партий — ЛДПР, Яблока, Народной партии и СПС. Сейчас это соответствует примерно 20-25% потенциальных голосов у КП РФ, 15-25% у Единой России и 4-6% у партий преследующей их четверки. В сумме, это почти равно числу уже определившихся граждан. Правда, пока еще остается нераспределенным резерв из числа «неопределившихся» избирателей — он составляет ныне более 30%. За него и идет борьба. Как и за явку избирателей — с этим связан главный «подводный камень» месяца — попытки переноса даты голосования с 14 на 7 декабря. На кого это сработает — вопрос дискуссионный.

Справка о методике и опросе

Методика построения параметрических прогнозных рейтингов разработана специалистами ЦСАиП и многократно использовалась в ходе федеральных (парламентских и президентских) предвыборных кампаний 1995-1996 и 1999-2000 годов. Это давно отмечено специалистами: «Обоснование прогноза аналитических центров отличалось как характером подхода, так и мерой основательности. Чаще всего+ использовались опросы экспертов. Так или иначе, со всеми достоинствами и недостатками, они пытались идти путем суммирования мнений экспертов. Достаточно характерна в этом отношении была процедура Д.Ольшанского, опросившего 50 экспертов по 10 параметрам предвыборной кампании. Эта процедура, помимо социологических рейтингов, включала оргструктуры поддержки кандидата на должность Президента, интеллектуальный потенциал команды, «административный ресурс», известность и привлекательность программы, финансовые ресурсы, яркость харизмы, популярность лозунгов, известность в электорате, информационную поддержку средств массовой информации. Как видно, это были интересные и достаточно продуктивные категории анализа».

Андрющенко Е.Г.
Социологические прогнозы результатов выборов Президента Российской Федерации // Выборы Президента Российской Федерации. 1966. Электоральная статистика. — М.: Центризбирком, изд-во «Весь мир», 1996. — С.284.

В настоящем опросе участвовало 50 экспертов: политологов, журналистов, функционеров политических структур, партий и движений, штатных аналитиков спецслужб. Представители последних групп участвовали в опросе на условиях анонимности. Список экспертов первых групп прилагается.

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

Эксперты Организации
Борев Владимир Юрьевич Газета «Советник президента»
Вардуль Николай Владимирович Газета «КоммерсантЪ»
Гульбинский Николай Арсентьевич Фонд «Реформа»
Дианов Максим Анатольевич Институт региональных проблем
Загородняя Елена Викторовна Газета «Известия»
Задорожнюк Иван Евдокимович «Психологический журнал»
Зудин Алексей Юрьевич Центр политических технологий
Каспэ Святослав Игоревич Российский общественно-политический центр
Кинсбурский Александр Владимирович ЦИОМ «Глас народа»
Лапшин Аркадий Олегович Журнал «Власть»
Лысенко Владимир Иванович Центральная избирательная комиссия
Любашевский Юрий Яковлевич Независимый институт политический технологий
Маршак Аркадий Львович Российская Академия предпринимательства
Милитарев Виктор Юрьевич Горбачев-Фонд
Млечин Леонид Михайлович ТВЦ
Никифорова Валентина Николаевна Газета «Правда»
Ольшанский Дмитрий Вадимович Центр стратегического анализа и прогноза
Орешкин Дмитрий Борисович Аналитическая группа «Меркатор»
Пионтковский Андрей Андреевич Центр стратегических исследований
Подберезкин Алексей Иванович Институт современного социализма
Поляков Владимир Геннадьевич «Литературная газета»
Римский Владимир Львович Фонд ИНДЕМ
Романова Ольга Евгеньевна REN-TV
Рябов Андрей Виленович Фонд Карнеги
Седов Леонид Александрович ВЦИОМ
Сироткин Владлен Георгиевич Дипломатическая академия МИР РФ
Степанов Евгений Иванович Центр конфликтологии РАН
Топалов Михаил Николаевич Институт социологии РАН
Тощенко Жан Терентьевич Журнал «Социологические исследования»
Федоров Андрей Владимирович Фонд политических исследований и консалтинга
Федоров Валерий Валерьевич Центр политической конъюнктуры России
Харичев Игорь Александрович Центр прикладных избирательных технологий
Хвостов Андрей Анатольевич Психологический институт РАО
Чумиков Александр Николаевич Международный пресс-клуб
Шестопал Елена Борисовна Философский факультет МГУ

Усредненные ресурсы российских политических партий (май 2003 г.)

Место Названия партий Ср. балл
  Партструктуры в регионах  
1. Коммунистическая партия РФ 7.59
2. Единая Россия 5.76
3. Народная партия России 3.62
4. Яблоко 3.43
5. Союз правых сил 3.38
6. Либерально-демократическая партия России 3.36
7. Аграрная партия России 2.64
8. Российская объединенная промышленная партия 1.43
9. Партия пенсионеров 1.29
10. Партия «Либеральная Россия» 1.25
  Творческий потенциал партийных «штабов»  
1. Яблоко 4.72
2. Народная партия России 4.48
3. Либерально-демократическая партия России 4.38
4. Коммунистическая партия РФ 3.61
5. Союз правых сил 3.57
6. Единая Россия 2.57
7. Российская объединенная промышленная партия 2.29
8. Аграрная партия России 1.89
9. Партия пенсионеров 1.59
10. Партия «Либеральная Россия» 1.00
  «Административный ресурс»  
1. Единая Россия 8.66
2. Народная партия России 4.19
3. Коммунистическая партия РФ 3.96
4. Союз правых сил 3.11
5. Либерально-демократическая партия России 3.07
6. Яблоко 2.75
7. Аграрная партия России 2.54
8. Российская объединенная промышленная партия 1.79
9. Партия пенсионеров 0.86
10. Партия «Либеральная Россия» 0.85
  Известность партийных программ  
1. Коммунистическая партия РФ 5.93
2. Яблоко 4.34
3. Союз правых сил 3.72
4. Либерально-демократическая партия России 3.33
5. Единая Россия 2.96
6. Народная партия России 2.61
7. Аграрная партия России 2.07
8. Партия «Либеральная Россия» 1.37
9. Российская объединенная промышленная партия 1.30
10. Партия пенсионеров 1.07
  Финансовые ресурсы  
1. Единая Россия 8.79
2. Союз правых сил 6.31
3. Яблоко 5.10
4. Коммунистическая партия РФ 5.03
5. Либерально-демократическая партия России 5.03
6. Народная партия России 4.48
7. Партия «Либеральная Россия» 3.41
8. Аграрная партия России 2.86
9. Российская объединенная промышленная партия 2.81
10. Партия пенсионеров 1.81
  «Харизма» лидеров  
1. Либерально-демократическая партия России 6.59
2. Яблоко 5.17
3. Коммунистическая партия РФ 4.62
4. Союз правых сил 4.21
5. Народная партия России 3.61
6-7. Единая Россия 3.43
6-7. Аграрная партия России 3.43
8. Российская объединенная промышленная партия 2.25
9. Партия «Либеральная Россия» 2.18
10. Партия пенсионеров 0.57
  Яркость PR-акций  
1. Либерально-демократическая партия России 4.81
2. Коммунистическая партия РФ 4.79
3. Единая Россия 4.43
4. Союз правых сил 4.03
5. Народная партия России 3.64
6. Яблоко 2.75
7. Партия «Либеральная Россия» 1.96
8 Аграрная партия России 1.25
9. Партия пенсионеров 0.75
10. Российская объединенная промышленная партия 0.68
  Известность в электорате  
1. Коммунистическая партия РФ 8.57
2. Либерально-демократическая партия России 7.50
3. Единая Россия 6.69
4. Яблоко 6.38
5. Союз правых сил 5.01
6. Народная партия России 4.79
7. Аграрная партия России 3.86
8. Российская объединенная промышленная партия 2.64
9. Партия пенсионеров 2.25
10. Партия «Либеральная Россия» 1.86
  Информационная поддержка в СМИ  
1. Единая Россия 8.29
2. Союз правых сил 4.93
3. Либерально-демократическая партия России 4.81
4. Народная партия России 4.75
5. Коммунистическая партия РФ 4.46
6. Яблоко 3.89
7. Партия «Либеральная Россия» 2.30
8. Аграрная партия России 1.78
9. Российская объединенная промышленная партия 1.34
10. Партия пенсионеров 1.04
  Электоральная поддержка  
1. Коммунистическая партия РФ 7.14
2. Единая Россия 5.32
3. Либерально-демократическая партия России 3.71
4. Яблоко 3.50
5. Народная партия России 3.34
6. Союз правых сил 3.15
7. Аграрная партия России 2.15
8. Российская объединенная промышленная партия 1.81
9. Партия пенсионеров 0.81
10. Партия «Либеральная Россия» 0.77

Центр стратегического анализа и прогноза
117133, Россия, Москва, ул. Теплый Стан, 4-2-201.
Тел.: (095)760-9344. Тел/факс: (095)954-2726. E-mail: [email protected]


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Ольшанский Д., Скрытые пружины предвыборной кампании: рейтинги и потенциал политических партий




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта