Откуда произошло название "русские"?
Фирсов А.
Вас интересует, когда и как образовалось русское государство?
Какие события определили природу русского народа?
Статья именно об этом.
Существует две основных версии происхождения русского народа – Норманистская (варяжская), и Антинорманистская (славянская).
Обе, как это не покажется странным, идут от «Повести временных лет» (далее – Повесть). Дело в том, что этот документ в отдельных местах противоречит сам себе, о чем я говорил в предыдущей статье.
Посмотрим на эти версии внимательнее.
Норманистская версия
Норманистская версия опирается на слова Повести о призвании варягов:
«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Тут по тексту и русь – варяги, и живут они, судя по тому, куда их прогнали, за морем варяжским.
Есть в Повести еще один довод в пользу норманистской теории:
«В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими, и послал, говоря:
«Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях — Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского…».
Как мы видим, в списке представителей от России практически нет и одного славянского имени. Имена в договоре между Россией и Византией записываются варяжские.
То же самое в другом договоре, подписанном через 33 года:
«В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию:
«Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли».
Как мы видим, и здесь славянских имен очень мало – в основном имена варяжские.
Другим важным аргументом в пользу норманистской теории является первое упоминание россов в иностранных источниках.
Таким источником является книга, приписываемая византийскому императору Константину VII Багрянородному (Порфирородному) (908-959 гг. н.э.) «Об управлении империей», а именно - её глава 9 «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константи-нополь».
Эту главу документа имеет смысл привести полностью:
9. «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь.»
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лёд вводят в находящиеся по соседству водоёмы. Так как эти [водоёмы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются к Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долблёнки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти вёсла, уключины и прочее убранство... снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов и, собравшись там в течение двух-трёх дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи». Порог [этот] столь же узок, как пространство диканистрия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издаёт громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи, оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-нибудь камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [её] шестами и с крайней острожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает «Островок порога». Он подобен первому, тяжек и труднопроходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает «Шум порога», а затем так же четвёртый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперёд, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем так же одни волоком, другие на плечах переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает «Кипение воды», и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как «Малый порог». Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты [идя] из Росии и пачинакиты, на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину с низа того [места], где высовываются подводные скалы, - насколько пролетит стрела, пустившего её оттуда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против россов. После того, как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить живыми. От этого острова росы не боятся пачинакита, пока не окажутся в реке Селина. Затем, продвигаясь таким-то образом от [этого острова] до четырёх дней, они плывут, пока не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трёх дней. И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостаёт: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]. Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря, а в море лежит остров Св. Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают. Когда же наступит благоприятная погода, отчалив, они приходят в реку, называемую Аспрос, и, подобным же образом отдохнувши и там, снова отправляются в путь и приходят в Селину, в так называемый рукав реки Дунай. Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты. И если море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие ] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам. От Селины же они не боятся никого, но, вступив в землю Булгарии, входят в устье Дуная. От Дуная они прибывают в Конопу, а от Конопы - в Констанцию ... к реке Варна; от Варны же приходят к реке Дичина. Всё это относится к земле Булгарии. От Дичины они достигают области Месемврии - тех мест, где завершается их мучительное и страшное, невыносимое и тяжкое плавание. Зимний же и суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуются «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев, и прочих славян, которые являются пактиотами россов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лёд на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом, так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию.
[Знай], что узы могут воевать с пачинакитами».
Цитата приведена из: Багрянородный Константин. «Об управлении империей.» М.: Наука, 1991. 496 с.
(То, что в квадратных скобках, добавлено переводчиком для восстановления смысловой связи предложения).
Как мы видим, названия порогов на Днепре являются не славянскими, а норманскими, что также может считаться аргументом в пользу норманистской теории.
Но у норманистской теории есть противники. Как ни удивительно, но они также полностью опираются на текст Повести временных лет, поскольку Повесть сама по себе полна противоречий.
Противоречия в Повести, касающиеся русских
Противоречий в Повести временных лет много. В данной статье коснемся тех из них, которые касаются происхождения русских.
Самое главное (первое) противоречие – о происхождении русских – варяжское или славянское – мы обсудим подробно и чуть позже. Пока же поговорим о некоторых других других противоречиях Повести.
Второе противоречие – отказ автора Повести называть новгородцев русскими, и приписывание им собирательного названия – славяне.
«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя, сели на реке именем Морава, так назвались морава, а другие назвались чехи. А вот те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, то поселились среди них, и стали притеснять их. Славяне же другие пришли и сели на Висле и прозвались поляками, а от тех поляков пошли поляне, другие поляки — лютичи, иные — мазовшане, а иные — поморяне.
Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и прозвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем и построили город, и назвали его Новгородом…
Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру… И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…
И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое…
И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне».
Очевидно, что автор Повести знает, что славяне – это общее название народов, но явно пытается сказать, что новгородцы специального названия не имели, а назывались просто - славяне.
Третье важное противоречие – место поселения варягов-руси – показано в Повести очень неопределенно:
«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым…».
Если мы посмотрим на самый главный абзац Повести, говорящий о приглашении варягов, то уже тут можно заметить четвертое противоречие – побив и изгнав за море варягов, новгородцы в тот же год попросили их взять правление над собой:
«В год 6367 (859). Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма…
862 г. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси».
Согласитесь, что очень маловероятно, чтобы новгородцы (по повести – это дважды оговоренные четыре народа: чудь, славяне, кривичи и весь) потратив силы и изгнав варягов за море, отказавшись платить им дань, вдруг пошли к тем же варягам с просьбой «Приходите княжить и владеть нами».
Это не поведение страны-победителя, а какая-то история города Глупова писателя Салтыкова-Щедрина.
Очевидно, что или варягов не прогоняли в 862-ом году, или с ними заключили определенный договор, который был не договором на княжение, а каким-то иным, который и был позднее расторгнут по инициативе россиян:
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским…Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Перед нами серьезное противоречие (искажение) истории новгородцев, как по их происхождению, так и по их связи с варягами, которые, с одной стороны, только после смерти Ярослава Мудрого в 1054-ом году перестали платить дань варягам и перестали бояться их влияния, с другой стороны при жизни Ярослава значительные суммы платили Киеву.
Пятое противоречие (очень сомнительное утверждение) – все русские бросили свои земли и пришли в новгородские земли.
«Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам».
Трудно поверить, что весь народ «русь» по указанию Рюрика снялся с места и пришел в Новгород чтобы править новгородскими народами (чудь, новгородцы, кривичи, весь).
Это утверждение лишает историков даже времен написания Повести найти следы некоего не новгородского народа "русь", который пришел на в новгородскую Русь.
Шестое противоречие - кому Новгород платил 155 лет дань по 1014-ый год - варягам или Киеву.
С одной стороны, мы знаем из Повести следующее:
«В год 6390 (882) Выступил в поход Олег... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Т.е. с 882-го года по 1054 год в течение 172-ух лет Новгород платил варягам дань в 300 гривен ежегодно.
С другой стороны, мы знаем из Повести, что
«В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав перестал платить в Киев отцу своему».
Т.е. получается, что несколько лет – приблизительно с 1011-го по 1014-ый Ярослав платил из Новгорода дань в две стороны, что выглядит абсурдно.
История Новгорода: происхождение жителей, происхождение руководства, платежи дани и другие моменты (сроки жизни Ярослава – отца Владимира Мономаха и т.п.) изложены автором Повести временных лет настолько противоречиво, что многие исследователи называют такое изложение или ложью, или, как минимум – тенденциозностью.
Почему автор Повести так старательно искажает историю новгородцев
В предыдущей статье я уже говорил, что Повесть временных лет писалась несколько лет в Киеве под руководством Владимира Мономаха.
В это время Мономах имел серьезные противоречия с новгородцами по ряду ключевых вопросов:
- имеет ли право Киев назначать князя в Новгороде;
- должен ли Новгород платить дань Киеву или Киев - Новгороду (какой город является матерью городов русских);
- откуда русские в Киеве и в Новгороде и т.д.
Отрицать тот факт, что русские пришли в Киев с севера Мономах не мог, поэтому значительные силы были брошены на то, чтобы показать, что:
- новгородцы не являются русскими, а являются только проводниками русских с севера на юг;
- русские – это не новгородцы, а более северный (заморский) народ, пришедший в Новгород из других мест;
- киевские князья (Рюриковичи), являются потомками приглашенных в Новгород варягов-руси, в отличие от новгородцев, которые – всего лишь «славяне».
Главное противоречие Повести временных лет
При этом главным противоречием Повести является то, что в ней, с одной стороны, прямым текстом указывается, что русь, пришедшая в новгородские земли по приглашению новгородцев – это варяги из-за моря.
С другой стороны, та же Повесть прямым текстом заявляет, что русские, пришедшие в Новгород, говорили на русском языке, т.е. том же самом языке, на котором говорили новгородцы.
Таким образом, в Повести существует и другая версия происхождения руси, которая получила название Антинорманистской.
Антинорманистская (славянская) версия
Существует и хорошо известная версия о славянском происхождении русских.
Согласно этой версии самый первый из известных российских правителей - Рюрик был славянином, носившим имя Рарог (на некоторых славянских языках - сокол), и имевший своим родовым гербом сокола.
Сторонники славянской версии происхождения рюриковичей и русских также опираются на текст Повести, но в другом месте:
«И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью».
Т.е. по той же Повести народ «русь» - это и славяне и варяги и прочие.
А чуть ниже автор Повести говорит:
«Был един народ славянский: славяне, сидевшие по Дунаю и покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь».
Говоря о времени Кирилла и Мефодия автор Повести пишет:
«Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель апостол Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един. От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами же прозваны были потому, что сидели в поле, а язык им был общий — славянский».
Здесь автор Повести, с одной стороны, четко дает понять, что русь – это славяне. Правда, делает оговорку, чтобы не противоречить написанному в другом месте, что русью только прозвались от варягов.
Екатерина Вторая и норманистская теория
Екатерина Вторая имела немецкое происхождение. Ею были приглашены немецкие историки, старательно пытавшихся подтвердить норманистскую теорию происхождения русских.
Несмотря на это, сама она написала интересный вариант происхождения русских:
«ЕКАТЕРИНА II.
ЗАПИСКИ КАСАТЕЛЬНО РУССКОЙ ИСТОРИИ
Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом,
мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли.
Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и
Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею
Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское.
Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера и до днесь Старая Русь или
Руса именуется.
Город Старая Руса был прежде Новгород.
Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой
Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из
Старой Руси в Новгород переселились».
Споры двух теорий
Сторонники антинорманистской версии выдвигают следующие аргументы:
1. Записанный в повести Рюрик, на самом деле - Рарог.
2. Было в русском языке слово «рарог», означающее «сокол».
3. Предполагается, что эмблемой Рюриковичей, представителей первой русской правящей династии, был атакующий сокол, падающий вертикально вниз или взлетающий вертикально вверх (существуют различные изображения птицы на монетах и печатях, что позволяет с определенной степенью достоверности предположить, что такова была одна из эмблем первых русских князей), изображать сокола на своих монетах и печатях начал Владимир Мономах во времена написания Повести.
4. Описанный в повести Рюрик – это западно-балтийский славянин (ободрит).
5. Антинорманисты полагают, что Рюрика вообще могло не быть. Что сама правящая династия Киевской Руси до прихода к власти Владимира Мономаха, потомка внебрачной связи Олафа Святого и Ирины (Ингигерды), жены Ярослава Мудрого, никогда не подозревала о том, что они — Рюриковичи, вела род от Игоря Старого, это подчёркивал и митрополит Иларион.
Права ли варяжская (норманистская) версия?
Основными доводами против варяжской версии являются следующие:
- нет никаких иных упоминаний о существовании народа «русь», в том месте, куда его поместил автор Повести.
(Примечание: область «Рустринген около реки Везер» впервые упоминается в анналах Эйнхарда под 793 годом).
- Нет никаких исторических упоминаний о существовании Рюрика, Синеуса и Трувора, кроме Повести.
(Примечание: Найденный во времена Екатерины Второй Датский конунг Рорик Ютландский (старосканд. Hrørek, Hrœrekr имеет с российским Рюриком похожее имя и время правления).
По Повести, если варяги и были владельцами некоторых русских земель (Новгородских), то были ими достаточно ограниченное время. Вот как пишет об этом Повесть, говоря о Вещем Олеге:
«Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава… В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав».
Права ли славянская (антинорманистская) версия?
Основными доводами против славянской версии являются следующие:
- нет никаких иностранных упоминаний о славянском князе Рароге, кроме похожего имени датчанина;
- имя Рюрик похоже на датское Рорег или Хёрег, но на этом сходство и заканчивается;
- нет никаких упоминаний о том, что Хорег ютландский имел отношение к Руси;
- ни у славян ни у варягов не было традиции называть своих руководителей в честь животного, изображаемого на гербе;
- в славянских языках нет животных, похожих по произношению на Синеус и Трувор,
- сокола и других животных изображали на своих щитах и знаменах многие русичи, особенно после правления Владимира Мономаха, но нет никаких документальных свидетельств о том , что найденные изображения соколов имеют отношение к тому, кого Повесть называет Рюриком.
Другие слабости норманистской и антинорманистской версий
И норманистская и антинорманистская версия полагают, что автор Повести прав в целом, что:
- Русичей (Рюрика, Синелиуса и Трувора) приглашали «владеть и царствовать русью»,
- Рюрик и его приближенные являются основой, от которой пошла Русь.
Разница этих двух теорий только в том, какой национальности были Рюрик и его товарищи.
Вопросы, на которые не отвечают обе теории
Ни одна из теорий не отвечает напрямую на следующие вопросы о происхождении русского народа:
- Откуда пошло название «русские», «русичи», «Русь», «Россия», «россияние»?
- Почему уже более тысячи лет равноправно употребляются россиянами и иностранцами слова как с корнем «рос» (россияне, Россия, россы, росичи), так и с корнем «рус» (русские, Русь, русичи, урусы, русославяне, русы и т.п.)?
- Для чего нужны были варяги русским, кроме «владеть»?
- Почему варяги («придите и владейте нами») стали не нужны после смерти Ярослава, и им перестали платить? Владение стало не нужно?
Почему в Россию от варягов пришли только специальные навыки кораблестроения (например, сшивание продольных бортовых досок кораблей между собой веревками), умение переносить корабли на руках или передвигать на колесах и воинские умения, но не пришли воинская форма, оружие, язык, традиции, религия, обряды, культура, одежда, инструменты и т.п.?
Чтобы найти ответы на эти вопросы зададимся главным вопросом, почему открытие пути «из Варяг в Греки» совпало с зарождением российского государства? И нет ли в этом прямой связи?
Попробуем предположить, что ряд фактов был искажен автором Повести с определенными целями: принизить роль Новгорода в заселении Киева и русских земель в интересах Владимира Мономаха.
Вклад Мономаха в изложение/искажение российской истории
Автору Повести в личных целях Владимира Мономаха было очень важно показать, что:
- пришедшие со стороны Новгорода, прошедшие русскими реками, осевшие на берегах русских рек и заселившие Киев славяне – это люди второго сорта, поэтому именно Киев, а не Новгород, является «матерью городов русских»;
- русские и славяне, которые прошли путем «из Варяг в Греки» – это на самом деле просто переехавшие в Киев варяжские князья, но не славяне;
- что настоящие русские – это киевские князья, которые являются не славянами, а потомками варягов – рюриковичей;
- что государство российское ведет свое существование не с прокладывания пути от Новгорода до Киева русскими («пути из Варяг в Греки»), а с появления в Киеве тех самых варягов-русских, которых глупые новгородцы только пригласили чтобы ими правили и «порядок у них был».
Если допустить это искажение истории, то посмотрим, что же могло стать реальной основой зарождения российского государства?
Для этого немного отвлечемся на географическое положение будущей территории российского государства, которое, как известно, образовалось в 9-11-ом веках.
Экономические и географические основы зарождения русского государства
Леса, реки и открытые пространства России в 9-ом веке
«В Скифии нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны».
Геродот
О том, что представляла территория будущей Руси (от Новгородских до Киевских земель) можно рассказывать долго.
Леса и реки в древней Руси
То, что сейчас в России много открытых пространств и дорог – не значит, что так было всегда.
Долгое время российская земля представляла из себя непроходимые лесные заросли, и болота, пройти через которые не представлялось возможным.
Заблудиться было очень легко. Так же легко можно было стать добычей хищника или «лихого» человека.
До сих пор среди людей, путешествующих по российским лесам без компаса существует ряд простых правил: Если заблудился – ищи ручей – он даст тебе направление и питьевую воду. Если нашел ручей – иди по нему вниз по течению до реки. Если нашел реку – иди по ней вниз или вверх по течению. Рано или поздно, но ты или встретишь людей или выйдешь к населенному пункту.
Это правило помогает в наше время. Но еще лучше оно помогало сотни лет назад, когда сбиться с направления в лесу было очень просто.
Это сейчас в Муромских лесах очень сложно найти болото. А во времена Ивана Сусанина пройти через леса без проводника и не заблудиться было очень сложно.
Реки как дороги
Реки в России долгое время были и главными дорогами, и главными указателями направлений.
Слияния рек становились сначала местами привалов, ориентирами, а позднее – населенными пунктами. Знание рек в России всегда было частью географических знаний, без которых сложно обойтись.
Река была настолько важна для жителей реки, что и жителей, живущих вдоль реки и главный город, построенный на реке часто называли в честь реки. Так город Москва построен на месте впадения в Москву-реку реки Яузы и получил название Москва от реки. А людей, живших вдоль реки Москва звали москвитами, московитянами, москвичами или москалями. То же самое происходило и в других регионах России.
Россия – одна из немногих стран, в которой не города дают названия рекам, а названия рек дают названия городам. Вот только некоторые города, получившие свое название от названия протекающей реки: Волгоград, Волхов, Вятка, Иркутск (от реки Иркут), Ижевск (от реки Иж/Ижма), Кострома, Кубань (от реки Куба), Москва, Нара, Омск (от реки Омь/Омка), Оренбург (от рек Орь), Пенза, Руза, Самара, Смоленск (от реки Смольня), Тверь (от реки Тверца), Томск, Уфа и др.
До сих пор водный транспорт является самым дешевым видом транспорта. Если бы не обмеление большинства российских рек, он мог бы до сих пор оставаться главным видом транспорта в России.
Основные особенности территории России в 9-ом веке:
1. От Новгорода до Киева лежал первозданный лес.
2. Реки на этой территории были в десятки раз шире и полноводнее.
3. Пробраться из Новгорода в Киев и южнее можно было только через дремучий лес по рекам.
Все это оказало огромное влияние на образование российского государства и формирование «русского характера».
Вот как образно описывает Борис Акунин состояние российских территорий в 9-11 веках в своей книге «История российского государства. От истоков до монгольского нашествия»:
«Во всю ширь европейского материка, на двенадцать тысяч километров, от Атлантики до Тихого океана, тянулся Великий Лес…. Киев, будущая столица государства, находился как раз на границе Леса и Степи… В бескрайней чаще не существовало никаких дорог – только тропы, по которым могли передвигаться небольшие группы пеших или верховых, но для колесного транспорта или перемещения целого племени густой Лес совершенно не годился. Единственным способом миграции и торговли было плавание по рекам, действительно разветвленным и многочисленным».
Как происходило освоение российских территорий
Известно, что Россия со временем постоянно развивалась на восток от Москвы – сначала к Уралу, потом в Сибирь, потом на Чукотку, а потом до Аляски и Калифорнии.
Но как происходило самое первое освоение российских территорий? Точно так же.
Первые племена поселились вдоль рек и вдоль побережья Балтийского моря, освоив бассейн Западной Двины и более северный бассейн Невы. Путь на юг из Новгородских земель к Днепру и Черному морю был освоен сначала через Западную Двину. И только потом, разведывая обходные пути, не затрагивающие заселенный бассейн Западной Двины , будущие русо-славяне открыли путь восточнее – через притоки Волги.
Открытие этого пути, записанного в Повести как «путь из Варяг в Греки», и стало связующей нитью, способствовавшей созданию российского государства, существующего до настоящего времени.
Путь из Варяг в Греки по территории Руси в 9-11-ом веках
Вот как он описан в Повести. Следует обратить внимание, что путь этот описан с некоторым искажением – из Греков в Варяги:
«бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».
Вот как он описан в Википедии, если его рассматривать как путь от скандинавов до греков:
«Путь от древних торговых центров Скандинавии — Сигтуне, Бирке или Висбю и южного берега Балтики — Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море».
Этот путь просуществовал более двух столетий как главная дорога России, соединяющая богатый пушниной, воском, медом, солью Новгород через Смоленск или прилегающие к Смоленску города с Киевом и более южными городами, богатыми хлебом, серебром, золотом, шелками.
Особенности пути «из Варяг в Греки»
Севернее Новгорода и южнее Киева начинались открытые пространства. Севернее Новгорода находились и находятся цепи озер. Южнее Киева находилась пустынная степь, в которой временами проходили со стадами печенеги.
Между этими городами (Новгородом и Киевом) простирался лес, пробраться через который можно было только по сложным водным путям, передвигаясь от города (поселения, огороженного частоколом от зверя и худого люда), к городу.
Прохождение через леса от Новгорода до Киева являлось самой сложной частью пути «из Варяг в Греки»: здесь нужна была смелость, военная стремительность, умение разбивать и охранять лагерь, умение наладить отношения с местными проводниками, умение провести переговоры как с использованием силы, так и хитрости.
Как зародилась Русь по Повести
Посмотрим еще раз на то, как это в Киеве описал автор Повести временных лет:
«862 г. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси»,
Мы видим здесь явное противоречие: с одной стороны- варяг изгнали за море, с другой стороны, на радостях поссорились и тут же обратились к одной из групп изгнанных варягов. Что-то здесь не сходится.
В своей предыдущей статье о Повести временных лет, я уже говорил, что во времена написания Повести обострились противоречия между Киевом и Новгородом, и киевскому князю Владимиру Мономаху нужно было любой ценой возвысить Киев и принизить Новгород, который, привел в Киев как русский народ, так и киевских князей.
А для этого любая «коррекция истории» подойдет. И такая коррекция была сделана при Мономахе:
- русские были приписаны к варягам (чуть дальше в Повести есть фраза о том, что русские – это славяне, которые говорили на русском языке);
- варяги были записаны как приглашенные владельцы русских земель, полностью пришедшие на русскую землю для владения (хотя чуть дальше в Повести есть упоминание о том, что платить варягам русские перестали после смерти Ярослава).
Варяги в большей части Повести были записаны как прародители всех русских князей и русского народа, а Русь была описана как происходящая из Киева.
Какие экономические интересы могли способствовать появлению государства Русь
Своего хлеба Новгородцы никогда не имели. Его до второй половины 9-го века приходилось завозить через варяжское море из Западной Европы.
То, что новгородцы нашли путь по рекам до Днепра, минуя Западную Двину сулило народу, овладевшему этим путем, ряд преимуществ:
- это позволяло им выйти на рынки Черного моря и начать завозить хлеб не из Западной Европы, а напрямую, из земель южнее Киева, и продавать свои товары на совершенно новых рынках;
- зто позволяло объединить воедино народы, живущие вдоль «пути из Варяг в Греки» в один народ, заинтересованный в развитии нового торгового пути;
- это позволяло народам, живущим вдоль рек, составляющих «путь из Варяг в Греки», начать наживаться за счет транзита судов и караванов с товарами – как собирая дань, с проходящих мимо купцов, так и давая приют проходящим мимо купцам и наниматься в сопровождение кораблей с товарами;
- это позволяло Новгороду и Киеву – городам, стоящим на выходе из Великого Леса, богатеть на транзите караванов, идущих «из Варяг в Греки».
Что везли по пути «из Варяг в Греки»
Об этом со ссылкой на князя говорит сама Повесть:
«В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы». Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла…».
Кстати, здесь и ответ на вопрос – были ли на Руси как и у соседних народов рабы? Были. И на Руси ими торговали до 1861-го года.
Реконструкция зарождения Руси
«Месторазвитие или родина этноса – неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система».
Николай Гумилев
Попробуем описать то, как образовывалась Русь в 9-11-ом веках, с учетом написанного выше.
Народы, живущие вдоль пути «из Варяг в Греки», должны были объединиться для совместного извлечения выгоды из найденного пути.
Они могли временно пригласить к себе в качестве военачальников некоторых специалистов, владеющих мореплаванием, умеющих сражаться на воде – варягов.
Именно это они и сделали – создав единое государство, способное существовать не одно столетие за счет торгового пути.
Вполне вероятно, что для прохождения караванов русские приглашали в качестве охранников и воевод – иностранных военных руководителей, владеющих русским языком.
Вот, например, как пишет об этом Википедия:
«По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани). И центром этого северного «отделения» Русского каганата была, вероятно, Старая Руса. По Вернадскому в «призвание варягов» согласно Ипатьевскому списку («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)— участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов».
А кто же, в таком случае – русские? Откуда это название? Почему на русском языке это название звучит как прилагательное?
Повесть временных лет в самом начале дает точное, и подтвержденное многими источниками объяснение того, как народы получали свое название:
«И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели.. Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами».
Автор Повести не мог не отметить, что славяне, заселявшие различные места, получали свои названия от тех мест, по которым сели.
Если допустить, что автор Повести сознательно или подсознательно ошибся, и из всех версий происхождения русского народа и россиян и Руси выбрал ту, которая была для удобнее для Ярослава Мудрого, то все становится на свои места.
Ниже версия того, как родилось название «русские» без искажений автора Повести.
Версия происхождения слова «русские»
Чтобы не изобретать велосипед, процитирую то, что написано в одной из интернет-энциклопедий:
«Древнейшие (античные) поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на берегах водоемов. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду — зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…
Далекие предки славян обожествляли реку. Средневековое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н. э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафарик (1795—1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».
Знаменитый русский историк прошлого века Д. И. Иловайский писал: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге". От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий.
В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень — приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина — быстрина, стрежень; руст — «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус — «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме.
Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.
Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морские жители»), бедуины — «жители пустынь», селькупы — шеш куль («таежный человек»), индейцы сенека — нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»).
Приступим к основному выводу: Если «руса» — это «река» — извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» — праславянский корень, образовавший большое гнездо слов только в русском языке, «Рус» — уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» — издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».
http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C
В словаре Даля приводится много слов с корнем «рус»:
• Руса – «река» (Шафранек, Кнауэр).
• Рус – сказочное чудовище днепровских порогов (Даль).
• Русло – поток, вероятно, родственно лит. rusė́ti "течь", rusnóti "медленно течь" (Фасмер)
• Руст – ручей, или поток. (Даль)
• Руслица – в огороде, бороздки, для чигирной, напускной поливки. (Даль)
• Русленый квас – означает чистый, сцеженный. (Даль)
• Русленик – человек который делает квас. (Даль)
• Руслиться – течь током, стремиться ручьем (Даль)
• Руслина – быстрина, стрежень. (Даль)
• Руслище – высохшая река (Даль)
• Русалка – сказочное существо, жительница рек. (Даль)
• Рось, Руса – название нескольких рек, включая Волгу (Иловайский, Кнауэр)
Перед нами версия происхождения термина русы/русичи/русские – как живущие у реки, или получающие средства для жизни от реки, а Русь – как страна рек.
Это – вполне логичная версия. Кстати, единственная версия, объясняющая, почему слово «русские» является прилагательным в своем родном языке – именно потому, что так сами себя называть могли русские только на своем языке – как живущие на русах – реках.
Вот только принять эту версию происхождения названия «русские» не мог автор Повести, поскольку она не позволяла Киеву претендовать на титул «матери городов русских».
Несколько слов о происхождении термина «россы», «Россия», «россияние» и написании через букву «О»
Название «росы» к русским также достаточно употребительно с древних времен. Почему же так получилось, что один и тот же
народ сам себя называли «россами», и «русскими»?
В этом нет никакого парадокса. Роса – это славянское название воды.
Вот что пишет об этом Даль:
«РОСА, туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. Росою, да через серебро умыться, бела будешь. Слезы роса: взойдет солнце, и обсушит. На водяных жилах сильные росы. Заря зарянка, ключи потеряла, месяц пошел, не нашел, солнце взошло, ключи нашло (роса). Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса). Без росы и трава не растет. Роса мочит по зарям, дождь по порам. Покуда солнце взойдет - роса глаза выест. Медовая (сладкая) роса - к падежу на скот. Медовая роса - моровая пришла. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. Как роса упадет, так и след пропадет. Пошли, Господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе). На Марию сильные росы - льны будут серы и косы, 22 июля. На Св. Прокла, великие росы, 12 июля. Вечерняя роса хороша, а рога луны остры - к ведру. Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой! Мать плачет - что река льется; жена плачет - что ручей течет; невеста плачет - как роса падет: взойдет солнце - росу высушит! Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе. | Роса, зап. праздник Ивана-купалы. Медвяная, медовая роса, болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей. Мучняная роса, также болезнь, растенья как посыпаны мукою. Каменная роса, папоротник Asplenium trichomanes. Солнечная роса, растен. Drosera, росичка, царевы очи, любимая, росянка. Росное лето, росистые ночи, обильные росою. Росной ладан, пахучая смолка стиракса, от дерева Styrax benzion. Росно ходить, мокро, от росы. Росинка и росинка, капля росы; | капелька, крупинка. Ни росиночки во рту не было! божба натощак. Росеник м. яросл. влад. май месяц. Росник и росница, растен. Alchemilla vulgaris, львова лапа, запольник, малый лапушник. Росопас (пасет росу? хранит), растен. росянка; | растен. росник; | растен. мотылек, анютины глазки, Viola tricolor; | недотыка, недотрога, прыгун, Impatiens noti tangere; | чистотел, желтомолочник, Chelidonium majus. Росить что, мочить росою, класть под росу. | По ночам ныне сильно росит, безличн. падает роса (моросить, от мрак и роса). Росинец пск. мельчайший дождь, морось, бус, ситник. Роситься или росеть, мокнуть на росе, мочиться росою. Дождем наросило траву, смочило немного. Оросить, орошать, поливать, смачивать. Поросило ночью немного. Росодавец, -датель, -податель, кто дает, ниспосылает росу, орошает землю. Росоточивая почва».
Слово «роса» присутствует и в «Повести временных лет».
До сих пор выпадение воды утром на растениях мы называем «росой», что-то выросшее высоким и сильным, мы называем «рослым» - регулярно политое водой и потому выросшее большим и сильным.
Но росой, в отличие от Русы – реки, никогда не называли текущую воду, только чистую и стоячую.
Можно предположить, что когда-то, во время зарождение России, когда первые корабли пошли путем «из Варяг в Греки», в русских войсках было разделение на росичей/россиян – жителей озерной части новгородских и других земель (северян), и на русичей/русских – жителей рек (южан).
Россией (с ударением на первый слог) могли называться те территории России, которые находились под властью Новгорода и Ладоги (стоящие на цепи озер города), а Русью – те земли, которые подчинялись сначала Киевской, а потом Московской власти, и находились вдоль рек пути из Варяг в Греки.
Эти два различных названия для народа страны и самой страны существуют до сих пор, хотя их происхождение уже затерялось во времени.
(Примечание: Известно, что противостояние сначала Киев-Новгород, а потом Москва-Новгород, продолжалось с самого зарождения России и закончилось только тогда, когда Новгород потерял самостоятельность, и когда чеканка «копейки» - новгородской монеты с изображением всадника с копьем при Иване Грозном была перенесена из Новгорода в Москву, выпускавшую «сабельки» -монету, с изображением всадника с саблей.
Вот как об этом пишет летопись:
«Того же лета 7043 (1535 год) государь князь великий Иван Васильевич всея Руси, в третье лето государьства своего,… повеле делати денги сребряные новые на своё имя, без всякого примеса из гривенки и (з) скаловые триста денег Новгородских, а в Московское число три рубля Московская равно… а при великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на денгах князь велики на коне, а имея мечь в руце, а князь велики Иван Васильевич учини знамя на денгах князь велики на коне, а имея копьё в руце, оттоле прозвавшееся деньги копейные»).
А как же корень «вод» от слова «Вода»?
В той же Повести есть упоминание слова «Вода». Это слово тоже существовало в русском языке для обозначения воды в его нынешнем понимании.
Но в русском языке глаголы и прилагательные с этим термином не обозначают народ, живущий у воды, хотя корень остался в словах, относящихся к движению по воде.
Мы до сих пор называем «поводырем» - человека, способного провести через неизвестные места, «водителем» - человека, везущего нас в правильном направлении, а «предводителем» - человека, обличенного властью вести людей к цели.
В русском языке осталось слово «завод», происходящее от слова «заводь»-место на реке, в котором сначала задерживали рыбу специальными частоколами, а позднее и разводили.
(Примечание: Словарь Даля:
Заводить: заводная снасть... Заводные ноги. арх. колья, вколачиваемые в дно реки, для установки плетня, тына и образования заводи, забора, где ловится семга.
Заводач м. сиб. вожак, водатарь, водырь)
Русское государство
Теперь, когда мы немного разобрались с происхождением терминов «россияне» и «русские», «Русь», «Россия», можно поговорить о развитии государства.
Функционирование пути «из Варяг в Греки» и зарождение Российского государства
Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. И в это время путешествие из Киева в Новгород и обратно становится невероятно частым для того времени.
Если варяги и были приглашены жителями новгородских земель, то вскоре соратники Рюрика – Аскольд и Дир оказались в Киеве.
Вот как пишет об этом Повесть:
«Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».
Олег (Вещий), считающийся соратником Рюрика (по Повести сказано так: «В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу— родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод») вскоре оказался в Киеве.
Вот как об этом пишет Повесть:
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег… . И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир».
При этом Олег распоряжался делами в Новгороде:
«Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
При Игоре связь между Киевом и Новгородом также была развита. Так жену себе Игорь взял из под Пскова (это, если двигаться по пути из Варяг в Греки – еще дальше Новгорода. По легенде Игорь там во время охоты переправлялся через реку, а Ольга была перевозчицей).
Вот что об этом говорит Повесть:
«В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега, и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».
При этом руководил Русью Игорь из Киева:
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».
После смерти Игоря Ольга, правя из Киева, изредка позволяла себе проходить путем «из Варяг в Греки». Вот как об этом пишет Повесть: «И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и, пробыв здесь год, в год 6465 (947) отправилась Ольга к Новгороду… И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви».
Сын Ольги Святослав тоже любил подниматься вверх по пути «из Варяг в Греки».
По повести это звучит так: «В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых… И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?»… В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар… одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев…».
Наибольшее значение путь имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.
Владимира Красное Солнышко отправлял править в Новгород отец – Святослав:
«В год 6478 (970)… И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира».
Но Владимир после смерти брата Олега под конями во время битвы и после коварного убийства брата-Ярополка, приглашенного Владимиром во время осады Киева для переговоров сел княжить в Киеве. При этом не забывал Владимир Красное Солнышко и о Новгороде, который его дядя Добрыня «крестил огнем и мечом».
Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.
Русь продвигалась все дальше на Восток, постепенно осваивая бассейны Волги и Дона. Но несколько веков формирования и существования российского государства сформировали матрицу поведения русского народа, которая и остается практически постоянной до наших дней.
Александр Фирсов
09.04.2015
О том, что представляет из себя матрица поведения русских, мы поговорим в следующей статье.
Cтатья опубликована в Живом Журнале
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Сказитель Нестор-летописец как исказитель истории
Демократия.Ру: Кох А., Как наши предки стали рабами
Демократия.Ру: Фирсов А., Сколько раз Германия безоговорочно капитулировала в 1945-ом
Демократия.Ру: Фирсов А., Великий выстрел Авроры
|