Матрица русского характера
Фирсов А.
В своих предыдущих статьях «Сказитель Нестор-летописец как исказитель истории» и «Откуда произошло название "русские"?» я говорил о том, что автор «Повести временных лет» (далее Повесть), работал в Киеве под непосредственным контролем Владимира Мономаха в то время, когда между Киевом и Новгородом шла серьезная финансово-политическая борьба за «старшинство».
Соответственно, в угоду Киеву автор Повести серьезно исказил историю России и, в частности, происхождение русских. Он в угоду Владимиру Мономах поместил русских севернее Новгорода за море варяжское, тем самым:
А) Сделал новгородцев не русскими/россиянами (живущими у рек, и воды – росы), и кормящимися от воды,
В) Принизил Новгород, как «мать городов русских», сделав его значение ниже Киева,
Г) Сделал хождение по рекам и озерам «из Варяг в Греки» не причиной и фундаментом формирования русского государства, а случайным способом прохождения князей варягов-русов из-за моря Варяжского в Киев для проведения родословной киевских князей от заморских варягов и из Киева.
В двух упомянутых выше статьях я попытался показать, что:
1. Росы/россияние/рось/Россия – это славянское название народов, живущих у воды (роса – по-старославянски и по-русски – вода), и их земель – новгородцев и северян.
2. Русские/урусы/русы/Русь – это аналогичное славянское название народов, живущих у рек (руса по-старославянски – река, текущая стремительно по руслу вода) и их земель. Так русских, живших вдоль рек, называли окружающие и сами русские. То, что русские – это прилагательное, говорит о том, что слово это образовали славяне для самоидентификации.
3. Во времена образования российского государства использование букв «О» и «У» имело смысл для разделения народов, живущих в основном у стоячих озер (северяне, новгородцы) и живущих у полноводных рек (середина и юг пути «из Варяг в Греки»), но позднее, с образованием и развитием единого государства эти термины стали использоваться параллельно, получив одинаковый смысл.
4. Основой образования российского государства стало использование пути «из Варяг в Греки», вначале с привлечением технических и военных возможностей варягов за плату, а позднее без них. После смерти Ярослава Мудрого в 1054-ом году Новгородцы перестали платить варягам, а стали эксплуатировать путь «из Варяг в Греки» совместно с Киевом и расположенными вдоль пути российскими городами.
Если эти допущения верны, то формирование российского государства было основано на следующих факторах:
1) Использование приглашенной силы варягов в качестве военных специалистов при движении по рекам и суше,
2) Использование водного пути как основного пути в государстве,
3) Существование народа за счет военной силы и освоения и экономической эксплуатации завоевываемых и завоеванных транспортных путей.
Такой фундамент существования народа и государства и сформировал матрицу поведения русских на сотни лет вперед.
Примечание 1: Когда я говорю о матрице русского характера, следует иметь ввиду, что это относится не только к русскому, но и таким народам, как украинцы, белорусы, казаки, и другие народности, первоначально существовавшие едино в 9-11 веках, а позднее выделившиеся в отдельные народы/этносы.
Примечание 2: Это не относится к тем народам, которые в процессе продвижения русских от «пути из Варяг в Греки» во все стороны, были завоеваны и «практически добровольно» вошли в состав русского государства.
Что такое матрица поведения народа
«… нации несут на себе — в мыслях и в действиях их представителей — отпечаток «литейной формы», некоторой матрицы, и в определенных элементах цивилизации следы этой матрицы более различимы, нежели в других ее элементах. Специфическая культура нации — это такой набор элементов ее цивилизации, в котором отпечатки матрицы выражены с наибольшей рельефностью. На практике национальную культуру иногда удобно отождествлять с духом нации». Э.Сепир «Избранные труды по языкознанию и культурологии».
Этнологи и культурологи избегают разговоров о матрице поведения того или иного народа. С одной стороны, термин несколько зыбкий и неопределенный, с другой стороны, вопрос очень любят использовать некоторые шовинисты, доказывающие превосходство своего народа над другими.
Но это не устраняет того достаточно очевидного факта, что каждый народ обладает своей духовной «матрицей».
Матрица поведения тесно связана с культурой народа и формируется одновременно и как специфическая духовная матрица, так и как форма поведения отдельного индивида.
Есть много работ, посвященных тому, как русский характер формировался за счет природного окружения. Например, об этом подробно пишет Гумилев в книге «Этногенез и биосфера земли», есть об этом статья автора «Особенности российского и западного менеджмента».
Но в этой статье мы рассмотрим формирование матрицы русского характера не за счет природы и климата, а за счет влияния исторических и экономических факторов в процессе параллельного формирования государства и образа действия народа.
Какие же основные черты русского характера сформировались в 9-11 веках при образовании русского государства вдоль пути «из Варяг в Греки»?
Русский характер как отражение образа действия
Русское государство сформировалось вдоль водных через первородный лес.
На севере на выходе из первородного леса стоял Новгород, на юге, на выходе из первородного леса стоял Киев. Между этими городами на водных путях стояли русские города - огороженные частоколом населенные пункты, в которых останавливались и пополняли свой состав двигавшиеся по пути «из Варяг в Греки» военные и торговые команды.
Русское государство существовало за счет эксплуатации рек, лесов, и сбора дани.
В результате сформировалась матрица русского характера, отличающаяся рядом особенностей, некоторые из которых перечислены ниже.
Активные особенности/хищное поведение
1. Вера в силу,
2. Напор (наглость),
3. Ловкость,
4. Вера в руководителя/предводителя, который выведет,
5. Способность умереть ради далеко идущих целей или призрачные идеалы,
6. Дисциплинированность при атаке и недисциплинированность при обороне,
7. Удаль,
8. Любовь к простору,
9. Размах,
10. Бесстрашие,
11. Надежда на «авось, небось, как-нибудь»,
12. Стойкость,
13. Пониженный страх смерти, как своей, так и чужой (бесшабашность),
14. Стойкость к лишениям,
15. Пренебрежительное отношение к боли,
16. Стремительность,
17. Медлительность при сборах и стремительность в действии,
18. Гостеприимство и коварство/вероломство одновременно,
19. Пренебрежение собственной жизнью (безбашенность),
20. Коллективизм переходящий часто в авторитаризм,
21. Братство со «своими»,
22. Щедрость к «своим»,
23. Любовь к походам, броскам, переходам,
24. Заинтересованность в том, что происходит вдали от места жительства.
Негативные особенности/хищное поведение
1. Самодурство,
2. Разгул,
3. Пофигизм,
4. Ухарство,
5. Недальновидность,
6. Неуважение вплоть до презрения к слабым, интеллигенции,
7. Деление окружающих только на «своих» и «чужих»,
8. Недисциплинированность,
9. Ленность,
10. Неумение беречь и считать ценности, неумение жить по средствам,
11. Пренебрежение законами и границами,
12. Пренебрежение строительством собственных дорог,
13. Пренебрежительное отношение к экологи,
14. Пренебрежение ограниченностью природных ресурсов,
15. Постоянное завоевание и эксплуатация завоеванного,
16. Воинственность характера и недоверие к окружающим народам,
17. Опора существования не столько на сделанное самими, сколько на завоеванное у других,
18. Готовность собрать все силы, убивать ради далеких и невидимых целей,
19. Малая инициативность, покорность воле руководителя,
20. Отсутствие стратегического видения (оперативное и тактическое планирование),
21. Любовь к пиру, выпивке, разгулу.
Авторитарные особенности (следствие военно-охранной деятельности)
1. Доверие первому лицу, куда бы оно не вело,
2. Низкая самооценка простых граждан,
3. Деление на касты по отношению к закону: «бесправные перед властью закона», и «стоящие над законом»,
4. Заниженная самооценка в низшей касте,
5. Завышенная самооценка в высшей касте,
6. Вечный вопрос: «могу ли я перейти в высшую касту?»
Другие особенности (следствие аннексионной основы экономики государства)
1. Прямолинейность,
2. Упор на силу,
3. Способность ассимилировать культурные и технические достижения других народов как свои собственные (веру, обряды, еду, одежду, музыкальные инструменты, церемонии и т.п.).
В принципе, аналогичные черты можно увидеть и у х кавказских и азиатских народов, сформировавших свои матрицы поведения на эксплуатации шелковом пути.
Как это отразилось в фольклоре (сказках)
Только два народа в мире: русский, начавший свою историю с пути «из Варяг в Греки», и арабский, начавший свою историю с «Великого шелкового пути», сделали своими главными героями – лентяев, которым богатство или исполнение желаний само сваливается в руки:
В русском фольклоре это – Иван, поймавший щуку в реке, Сивку-Бурку или жар-птицу в поле, и Алладин, которому достается или пароль к пещере с сокровищами или лампа, исполняющая желания.
Другие особенности русских сказок:
- большое количество ситуаций с необходимостью выбора направления движения,
- наличие страшных существ лесного и водного происхождения «нечистой силы»: лешие, кикиморы, водяные, русалки,
- надежда на «авось», «небось» и «как-нибудь»,
- большое количество ситуаций, когда героев разделяют «глубокие реки, синие моря, темные леса и высокие горы»,
- большое количество ситуаций, когда главный герой заблудился в лесу,
- присутствие в сказках и былинах царя в качестве принимающего решение,
- в качестве приоритета принимается далекая и несбыточная перспектива (например, веленье щуки или золотой рыбки, обещание Сивки-бурки, Серого Волка и т.д.), которая принимается вместо имеющегося в руках результат улова или охоты.
Заключение
1. Русский характер – это особенность, сформировавшаяся в матрицу поведения не столько за счет природных и климатических условий, сколько за счет образа действия русских в первые два-три века образования русского государства.
2. Образовавшийся русский характер имеет как положительные, так и отрицательные черты, которые надо рассматривать в совокупности с учетом условий формирования матрицы поведения.
Александр Фирсов
11.04.2015
Статья опубликована в Живом Журнале
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Откуда произошло название "русские"?
Демократия.Ру: Фирсов А., Сказитель Нестор-летописец как исказитель истории
Демократия.Ру: Фирсов А., Сколько раз Германия безоговорочно капитулировала в 1945-ом
Демократия.Ру: Фирсов А., Великий выстрел Авроры
Демократия.Ру: Кох А., Как наши предки стали рабами
|