Правительство предложило запретить референдумы о статусе городов
Бочарова С., Макутина М., Тагаева Л.
Правительственный законопроект с поправками в закон об общих принципах организации местного самоуправления внесен в Госдуму вечером в понедельник, 13 апреля. Предложено отменить процедуру прямого голосования населения (референдумов) при решении вопросов об изменении статусов городских и сельских поселений — наделения городских поселений статусом городских округов или лишения их такого статуса, а также преобразования городского поселения в сельское и наоборот. В случае принятия закона мнение жителей преобразуемых муниципальных образований будут выражать депутаты их представительных органов, следует из текста законопроекта.
Закон о местном самоуправлении предусматривает массу способов преобразования муниципальных образований — их объединение, разделение, смену статуса городского и сельского поселений на сельское и городское, а также присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением. Для преобразований требуется согласие местных жителей, но в большинстве случаев референдумы законом и сейчас не предусмотрены — мнение жителей выражают местные депутаты, следует из пояснительной записки к проекту.
В случае принятия закона местный референдум будет проводиться лишь в одном случае — при разделении поселения на два и более. В этом случае референдум оправдан, так как образуются новые муниципальные образования в населенных пунктах, которые ими прежде не были, и будут сформированы новые органы местного самоуправления, сказано в пояснительной записке к законопроекту. В остальных случаях возможна замена прямого выражения мнения населения опосредованным (через местных депутатов), полагают в правительстве. Это позволит региональным и местным властям скорее принимать управленческие решения и сэкономит траты местных бюджетов на проведение референдумов, поясняют авторы проекта.
Председатель комитета Госдумы по местному самоуправлению Виктор Кидяев сказал РБК, что сначала надо всесторонне изучить законопроект, в том числе посоветоваться с регионами, а потом принимать решение по нему.
Профильный комитет поддержит эту инициативу, заверил РБК источник в комитете. Так считает и первый заместитель Кидяева эсэр Александр Бурков. Этот законопроект вписывается в общий тренд отмены выборов на уровне местного самоуправления, отмечает в разговоре с РБК один из собеседников в комитете.
Член комитета Маргарита Свергунова (ЛДПР) не видит проблемы в том, что именно представительные органы муниципальных образований будут обладать такими полномочиями. «Это позволит эффективнее принимать решения на местах», — считает депутат.
Как отбирали полномочия у местных властей
В декабре 2013 года в Послании Федеральному собранию президент Путин попросил уточнить общие принципы организации местного самоуправления. По его словам, объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, «отсюда часто неразбериха с полномочиями».
В мае 2014 года был принят закон о реформе МСУ. Регионы получили право отбирать у местного самоуправления большую часть полномочий в решении хозяйственных вопросов.
В изначальной версии законопроекта предполагалось отменить прямые выборы мэров крупных городов и депутатов гордум. В итоговой — главы муниципальных образований любого уровня могут быть либо избранными на прямых выборах, либо назначенными из числа депутатов. В первом случае глава МО может самостоятельно возглавить администрацию (в случае с городом — сам стать сити-менеджером). Во втором случае глава МО становится председателем представительного органа.
У регионального заксобрания появилось право разделить города на внутригородские муниципальные образования. Для этого было введено два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
Депутаты первого уровня (городских и сельских поселений) выбираются на прямых выборах. Депутаты второго уровня (муниципальных районов и ГОВД) либо избираются на выборах, либо делегируются из входящих в состав МР глав поселений и депутатов первого уровня (в случае муниципальных районов), либо только из депутатов первого уровня (в случае ГОВД). Схема избрания депутатов также будет определяться региональным законом.
В феврале 2015 года были введены два других способа избрания главы муниципального образования. Первый позволяет главе муниципалитета, избранному Думой муниципального образования из своего состава, возглавить местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются. Второй способ позволяет возглавить местную администрацию главе муниципалитета, выбранному депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Это позволило сити-менеджерам становиться единовластными градоначальниками.
Многочисленные способы преобразования муниципальных образований были частью очередной реформы местного самоуправления (МСУ), начатой в 2014 году. Пакет поправок в закон о местном самоуправлении по поручению президента Владимира Путина подготовила группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, он был принят в мае 2014 года. Эксперты-регионалисты указывали, что реформа дополнительно усилила региональные власти и ослабила местные. Региональные власти, в частности, получили право отменять прямые выборы мэров крупных городов на своих территориях; в течение 2014 года региональные власти массово воспользовались этим правом.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев напоминает, что унификация статусов муниципалитетов была ключевым содержанием ФЗ-131 («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), который ввел понятие городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений и установил необходимость проведения референдумов для изменения их статуса. «Очевидный тренд последних двух лет — постоянно вносить поправки, чтобы как можно больше вопросов решать без участия граждан, отнимать у них и у самих муниципалитетов и отдавать наверх, — констатирует Кынев. — Понятно, что хочется проводить поменьше процедур, но это голосование о смене статуса не всегда для галочки, были случаи, когда жители отказывались от таких изменений».
Превращение из городского округа в городское поселение означает вхождение в район и, наоборот, выход из района, если поселение превращается в городской округ, напоминает эксперт, от такого решения часто зависит то, как формируется районная власть, объем полномочий данного населенного пункта, что прямо влияет на жизнь населения. По словам Кынева, новая инициатива правительства идет в русле концептуальных изменений, которые принесла реформа МСУ весной прошлого года, когда у самих органов МСУ «стали отнимать право решать, как жить», и отдавать его на уровень субъектов Федерации.
Светлана Бочарова, Мария Макутина, Лола Тагаева
14.04.2015
Статья и фото опубликовано на сайте RBC.Ru
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., Стокгольмский синдром суверенной демократии
Демократия.Ру: Кынев А., В ожидании губернаторских выборов: как, где, когда
Демократия.Ру: Кынев А., Деградация политической системы
Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии
Демократия.Ру: Фирсов А., Прощай, Референдум
Демократия.Ру: Фирсов А., Особенности выборов в США. Референдум, как реализованное право
|