Несмотря на атаку СМИ, люди ходят на выборы все меньше и меньше. Интервью с Джаном Хан-Магомедовым и Михаилом Гуревичем
Маликова И.
О возможностях интернета повлиять на исход избирательной компании рассказывает исполнительный директор РОЦИТ Джан Хан-Магомедов и руководитель проекта YTPO.ru Михаил Гуревич.
- Говорить мы сегодня будет об избирательных технологиях и о PR в интернете. Эта тема становится все более и более популярной, тем более, что осталось чуть более полугода до выборов в Госдуму. Затем у нас будут выборы Президента РФ, а выборы губернаторов и мэров разных городов, по-моему, идут не переставая.
- М.Гуревич: Каждое воскресенье. По статистике, нет ни одного воскресенья в году без выборов.
- Дальше все это будет усугубляться или к концу года можно ожидать некого спада?
М. Гуревич: Вообще есть же идея совместить все выборы с президентскими или с думскими, однако это грозит потерей профессии для безумного количества людей, которые занимаются предвыборными технологиями и кочуют бригадами от одного региона ко второму, от города к селу, от села к республике и так далее.
Джан Хан-Магомедов: А если это все в интернет перенести и провести голосование через интернет, то будет просто беда!
М. Гуревич: Я не думаю, что в конце этого года будет какой-то спад. Пик будет где-то в марте. То есть выборы президента станут венцом избирательной компании, потому что здесь есть несколько факторов, главный из которых – бюджет. А, как известно, бюджет нужно тратить.
- Осваивать.
Джан Хан-Магомедов: Михаил, может быть расскажем немного о ресурсе YTPO.ru?
М. Гуревич: Ресурс YTPO.ru – это одна из старейших газет в российском рунете с более чем внушительной аудиторией – более 100 тыс. человек в день. Мы входим в холдинг «РосБизнесКонсалтинг». Я думаю, многие радиослушатели знают сервер rbc.ru – это есть это российское информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». Мы работаем. в рамках этого холдинга YTPO.ru – это абсолютно независимая газета, посвященная общественно-политической тематике.
- Поговорим подробнее о PR в интернете и об освоении бюджетов как таковых. Деньги на это выделяются как избиркомом, так и штабом избираемого человека, а дальше их необходимо осваивать. Мы уже упомянули о существовании летучих отрядов пиарщиков. Эти люди работают непосредственно с каким-то кандидатом и результаты их работы вполне очевидны. В интернете такого нет, ведь он работает для всех и для каждого?
Джан Хан-Магомедов: Но есть же PR-агентства, которые занимаются этим. Они не только занимаются политтехнологией, но и обслуживают корпоративный сектор. Они делают как рекламу, так и пиар, причем реклама отделена от пиара хотя и тонкой, но совершенно четкой гранью. Здесь есть вполне понятный критерий оценки эффективности. Поскольку интернетом занимаются исключительно технари, люди, которые привыкли мыслить конкретными категориями, думающие на языке математике, хотя есть очень много гуманитариев…
М. Гуревич: Я бы хотел немножко поправить. Я занимаюсь интернетом, наверное, с 1995 года. Никакого технического образования у меня нет.
- В 1995 году у нас Интернета в России не было.
М. Гуревич: Дело в том, что я жил в другой стране и занимался интернетом там, потом из этой страны очень многие приехали заниматься интернетом здесь. В любом случае, сегодня в интернете есть те самые "летучие отряды" виртуальных пиарщиков. На сегодняшний день интернет обладает большим опытом создания и проведения PR-кампаний как политических, так и экономических. Я не думаю, что в интернете будут большие проблемы с предвыборной кампанией этого года. Давайте вспомним предыдущие выборы 1999 года, когда существовал Фонд эффективной политики, который есть и поныне, хотя уже не имеет тех ресурсов и того влияния, как четыре года назад. Если вы помните, эта совершенно гениальная тема – «против всех» была создана в интернете, и в сети же раскручивалась. Я думаю, именно благодаря интернету Путин и партия «Единство» получили дополнительное число голосов.
- Кто на сегодняшний момент из партий, организаций, политических лидеров воспринимает ресурсы электронных СМИ как реальный способ своего продвижения?
- В 1999 году СПС получил весьма сильную прибавку с помощью интернета, который они активно использовали. В этом году я могу сказать, что СПС и КПРФ наняли специальных людей, скандально известных в интернете, мы говорим о Грекове и компании, которые как раз раскручивают имидж КПРФ в сети. Безусловно, «Единая Россия» потратит довольно значительную часть бюджета на собственный PR в интернете. «Яблоко» они не обойдут, потому что аудитория "Яблока" весьма обширно представлена в сети. ЛДПР с удовольствием дает интервью интернет-СМИ. Есть еще одна проблема, которая волнует политтехнологов и экспертов, которые с этим связаны. Она заключается в том, что, несмотря на любую массированную атаку СМИ, количество людей, приходящих на избирательные участки, неуклонно падает. Хотя порог избирательной явки снижен во всех регионах, с каждым годом людей приходит все меньше и меньше.
Джан Хан-Магомедов: Но это не только в нашей стране происходит.
- Не только в нашей стране. Аудитория интернета это, в первую очередь, продвинутая молодежь, во-вторых, это среднее поколение, которое связано бизнесом и так далее. А самыми активными избирателями являются, как раз пожилые люди. Можно обладать самыми роскошными технологиями и давать самую разнообразную информацию с самыми разнообразными ссылками, но люди, которые имеют право избирать и быть избранными в 18-20 лет просто не знают, где находится избирательный участок.
М.Гуревич: Я должен сказать, что и на прошлых выборах газета YTPO.ru вела эту политику. Она не касается нашей политической линии, она просто касается «приди на выборы!». Я считаю, что это очень важно. Именно к этому мы призываем людей в последний день перед выборами. Мы думаем, что как раз перед выборами будет развернута компания «иди голосуй!».
- Есть еще одна вещь, которая очень сильно осложняет жизнь СМИ. По крайней мере, закон о СМИ, закон о выборах, который приходит в противоречие с жизненной логикой. Насколько этот закон о выборах ударил по СМИ в интернете?
М. Гуревич: Он, конечно, ударил. У нас появилось очень много тем. Мы будем писать об этом. Нам очень интересно, как этот закон будет реализовываться, насколько возможна его реализация.
- Хорошо Вы говорите: «мы будем смотреть»…
М. Гуревич: А потому что его нереально реализовать. К примеру, закон предписывает: если ты говоришь об одном кандидате, надо говорить и об остальных, если критикуешь одного – критиковать другого. Неужели я должен в каждой статье перечислять все партии, участвующие в выборах? На самом деле, это бред сивой кобылы. Вообще-то я люблю новые законы, они всегда располагают к мысленной деятельности. К сожалению, пока очень мало законов, отражающих жизненные реалии. С другой стороны, должен сказать, что в отличие от прошлых выборов, в интернете все сильнее и сильнее говорит этика. Многие начинают задумываться об этике деятельности интернет-СМИ. К примеру, наше издание никто не заставлял брать лицензию о СМИ. Мы это сделали добровольно. Хотя могли бы действовать как «Компромат.ру» и никто бы нас к суду не привлек. Но это, к счастью не зависит от государства. Это наше личное решение и этот закон работает. Да, в интернете работает закон этики!
Ильмира МАЛИКОВА
28.05.2003
Статья опубликована на сайте Информационного агенства Новости Гуманитарных Технологий.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Отражение выборов в Интернете
Демократия.Ру: Интернет и выборы - 2
|