Три стадии этногенеза. Часть 4
Александр Фирсов
Продолжение статьи.
Предыдущие части:
Три стадии этногенеза. Начало
Три стадии этногенеза. Часть 2
Три стадии этногенеза. Часть 3
5. Первая стадия этногенеза. Развитие системы, формирование связей
«Когда этническая общность вступает в первый творческий период своего становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю систему по пути этнического развития, накапливает материальные и идейные ценности». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика, при которой интересы коллектива становятся выше личных». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Как правило, для первой фазы характерно стремление к благоустройству. Люди, живущие в начальных фазах этногенеза не представляют себе, что и их систему ждет конец, а если такая идея кому-либо и взбредет в голову, то его никто не захочет слушать. Поэтому всегда существует стремление строить навечно, не жалея сил». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
На первой стадии этнос получает определенные способы существования, позволяющие ему прокормить не только себя, но и некоторое другое количество людей.
На этой стадии объединяются различные группы людей, связанные общей целью. Цель достаточно понятная и легко объяснимая. Цель, которая позволит обеспечить существование не только самих людей, но и их потомков во многих поколениях. Эта цель объединяет и воодушевляет людей настолько, что они начинают объединяться ради этой цели, жертвовать ради нее жизнью, формируют определенные моральные и идейные нормы сосуществования.
Такое поведение вместе с целью формирует определенный стереотип поведения, который в дальнейшем кристаллизуется в матрицу поведения народа.
Так хамитские племена в 3-ем тысячелетии до н.э. объединяются для совместной эксплуатации иловых отложений Нила. Кераиты, найманы, ойраты и татары объединяются в монголов в 13-ом веке объединяются в орды ради совместного кочевого ведения скотоводства и захвата чужих территорий, русские в 9-ом веке объединяются в отряды и берут себе имя руссов (ходящих по руссам – рекам), караваны судов и города для совместного освоения речных путей между балтийским и черным морями, Англия и Шотландия в 18-ом веке объединяются для защиты своих колоний, американцы в 18-ом веке объединяются для совместной эксплуатации природных богатств Северной Америки и т.д.
«Современные испанцы сложились в этнос, носящий это название относительно поздно, в Средние века, из сочетания древних иберов, кельтов, римских колонистов, германских племен: свевов и вестготов, к которым примешались баски – прямые потомки иберов, аланы – потомки сарматов и ближайшие родственники осетин, арабы-семиты, мавры и туареги-хамиты, норманны и каталонцы, частично сохранившие свое этническое своеобразие». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Англичане – сложный этнос из англов, саксов, кельтских женщин, мужья которых были убиты в боях датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Древние китайцы – это смесь многих племен долины Хуанхэ, принадлежавших к различным антропологическим типам монголоидов и даже европеоидов – ди». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
Вот как описывает Гумилев появление военной империи Чингисхана в книге «Этногенез и биосфера земли»:
«Из племен выделились отдельные витязи – «люди длинной воли», которые сначала очень бедствовали, но в конце XII в. обрели вождя по имени Тэмуджин, которого они нарекли Чингисом и избрали ханом. В жестокой гражданской войне «люди длинной воли»» сокрушили племенной строй создали Монгольский улус, в котором побежденные и победители объединились и слились в единый этнос… Избрание ханом стало неожиданностью для Тимуджина: все другие претенденты на престол из числа потомков Хабул-хана просто отказались от этой обременительной должости». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
А вот как описывает Гумилев отношения Новгородцев и Александра Невского в начале 13-го века в книге «От Руси до России»:
Большинство новгородцев твердо придерживались прозападной ориентации. Как следствие этого после Невской битвы Александру "указали путь" из Новгорода. Но когда немцы захватили Псков, новгородцы тут же пригласили князя обратно. Он выгнал немцев из Пскова, одержал победу на Чудском озере - его удалили снова! Попытки наиболее здравомыслящих новгородцев возражать против самоубийственного поведения субпассионариев успеха не имели. В самом Новгороде сторонников князя-воина грабили и отстраняли от дел. Между двумя партиями - "молодших" и "лутчих" людей- дело дошло чуть ли не до войны. "Лутчие" (сторонники князя) все же победили, хотя и с огромным трудом, и настояли на окончательном вокняжении Александра в Новгороде.
Как видим, жизнь князя легкой не назовешь. Каждый раз он приходил "по зову новгородскому", оказывал Новгородской земле огромные услуги: сражался на Неве, на Чудском озере, усмирял воевавшее против Новгорода племя водь – и за это... отстранялся от руководства сторонниками Запада при помощи "демократической" процедуры - вечевого голосования». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Особенностью этого периода является то, что предводитель является не только руководителем войска или народа, но и помощником, который уважает свой народ настолько, что может знать поименно каждого бойца своей армии, может делать терракотовые фигуры каждого из своих бойцов, может укрываться с бойцами одним одеялом. Такой предводитель и его воины жестоко мстят за каждого своего убитого гражданина или парламентария.
К такому предводителю любой член этноса может обращаться с предложением или критикой.
Такого предводителя этнос может изгнать, если он начнет отклоняться от принятой всеми модели поведения.
––Только на первой стадии этногенеза правитель может согласиться с предложением платить врачам за отсутствие болезни и уменьшать плату, если кто-то заболевает.
Только на первой стадии этногенеза финансы государства в первую очередь определяются расходами на общество (как бы сейчас сказали – на социальные нужды).
5.1. Наработка связей, появление государственного аппарата
«В идеале этнос – система корпускулярная, но для того, чтобы не быть уничтоженными соседями, люди, его составляющие, устанавливают выработанные или заимствованные институты, являющиеся по отношению к этносу вспомогательными жесткими системами». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Момент рождения краток. Появившийся на свет коллектив должен немедленно организоваться в систему с определенным разделением функций между ее членами. В противно случае он будет просто уничтожен соседями. В целях поддержания целостности системы устанавливаются социальные институты. Характер которых в каждом отдельном случае запрограммирован обстоятельствами места (географическая обусловленность) и времени (стадия развития человечества). Именно потребность в самоутверждении обуславливает быстрый рост системы, территориальное расширение и усложнение внутриэтнических связей; силы же для развития ее черпаются в пассионарности популяции». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«Первой стадией развития является подобная взрыву ломка устоявшихся взаимоотношений. Это всегда происходит так: в одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Они требуют себе места в жизни, соответствующего их таланам, энергии, подвигам, удачам, а не заранее предназначенного, определенного только случайностью рождения в той или иной семье». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«В 1097 году в Любече состоялся княжеский съезд, положивший начало новой политической форме существования Руси. Там было решено, что каждый да держит отчину свою. Таким образом, Русь стала превращаться в конфедерацию независимых государств». Л.Гумилев «От Руси до России».
Это время входит в историю как период, когда личности в истории значат зачастую больше, чем их предводитель, когда в этносе, с одной стороны, присутствуют раздробленность, отсутствие единоначалия и жесткой дисциплины, с другой стороны, общество одерживает значительные победы.
Особенностью этого периода государственного развития является такое взаимное сосуществование государства и общества (его структур), когда каждый человек ощущает себя творцом истории.
При этом он, зачастую сам решает – быть ему зарегистрированным членом государства или не быть и какой налог платить государству.
Часто налог государству бывает добровольным – платят только те, кто хочет принимать участие в походах, подвигах, труде на общее благо.
Длительность первого этапа этногенеза определяется только памятью народа.
Пока народ помнит о своей «вольности» и возможности «не уважать» государственную власть - переход ко второй стадии этногенеза будет откладываться на века. В таком состоянии некоторые народы могут замереть в историческом развитии и достаточно долго существовать в состоянии отдельных «племен» или «земель».
Окончанием первой стадии этногенеза может считаться завершение переписи населения и формирование собственных жестких структур государственного аппарата.
После этого государство и общество начинают совместными усилиями или увеличивать свою территорию (экстенсивное развитие) или развивать свою экономику и культуру (интенсивное развитие).
«История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникло только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы – значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого».В.И.Ленин
Недостатком первой стадии этногенеза является раздробленность общества на несколько отдельных групп и коллективов, каждый из которых может считать себя вполне самостоятельной единицей и не согласовывать свои действия с окружающими.
Примечание: Если рассматривать как дату создания российского государства 9-ый век, то за первые три века истории россияне более 60-ти раз меняли князей (не принимали их или изгоняли). К окончанию первого этапа этногенеза новгородцы трижды распахивали ворота перед Александром Невским, говоря, что «перед князем путь чист». Это время междоусобиц и формирования государства.
5.2. Первая стадия этногенеза на примере России
Несколько событий из истории России, которые были естественными для первого этапа этногенеза, но считались бы неестественными на втором и третьем этапе:
Ярослав Мудрый просил прощения у Новгородцев после смерти отца (Владимира Ясное Солнышко).
Ярослав Мудрый, разбитый Святополком на Буге бежал с 4-мя людьми в Новгород. Новгородцы не пустили его дальше к Норманам (как убегал его отец), просто изрубили все ладьи.
В Киеве в 1090-х годах собиралось вече чтобы заставить Изяслава собрать войско и идти вторым походом на половцев: «Дай нам князь оружие и коней чтобы победить половцев».
За первые 100 лет существования новгородской республики (за период от изгнания Всеволода Мстиславовича до татарского нашествия) княжеская власть в Новгороде сменилась 48 раз (по Анисимову).
Граждане имеют право убежища в храме от представителей государственной власти.
В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором присутствовали 6 самых влиятельных князей России и где было решено, что «каждый да держит отчизну свою». Было решено прекратить междоусобные войны и провозглашено, что каждый князь должен владеть землями, полученными в наследство от отца, и не имеет права претендовать на чужие территории, то есть был сформулирован принцип вотчинной собственности Таким образом, Русь начала превращаться в единое государство, существующее на конфедеративной основе.
После Любечского съезда состоялись еще несколько княжеских съездов, но полностью своей цели они так и не достигли. В Киевском государстве междоусобные войны утихли, но не прекратились.
Россия продолжала существовать как несформировавшаяся конфедерация.
Окончание первой стадии этногенеза России почти завершается во времена правления Александра Невского, когда тому удается с помощью татар (войско Беркая и Касачика) подавить восстание новгородцев и в 1259 году провести, наконец, перепись нижегородцев и установить налоги с каждого двора. Александр Невский взаимоотношения между этносом и государством ставит на новый уровень:
«Сформированная Александром Невским доминанта поведения – альтруистический патриотизм – на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Но народ еще может влиять на власть, особенно в новгородских землях.
«Смоляне в 1274 г. предложили своему князю добровольно подчиниться орде». Л.Гумилев, «От Руси до России».
Еще один факт, которому Гумилев придает важное значение. На собор в Твери (1310 или 1311г.), созванный по инициативе Михаила Тверского (племянник Невского, первый, кто начал употреблять титул «велкий князь всея Руси») и посвященный обсуждению митрополита Петра, обвиненного в симонии (проще говоря – взяточничестве), пришло множество мирян. «И когда епископы начали заседание, то народ принял участие в «прениях», заставил князя и собор оправдать Петра» (там же).
Окончание первой стадии этногенеза завершает Иван Калита, покоривший с помощью хана Узбека Тверь зимой 1327/28 года. К этому времени россияне успевают забыть, что именно они создали русское государство, а не приглашенные ими правители.
На этом превращение Руси в единое государство с государственным контролем на всех территориях и заниженным влиянием этноса на власть можно считать законченным.
6. Вторая стадия этногенеза. Равновесие, баланс и закрепление связей государства и общества
«На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого склада забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради себя… Когда процент людей этого склада в составе этноса увеличивается, то наследство, сколоченное их жертвенными предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление изобилия, почему и считается «расцветом»». Л.Гумилев «От Руси до России».
«В Московском княжестве были абсолютные коллаборационисты во власти, и они индоктринировали ордынский синдром в русское сознание». Андрей Кончаловский.
«Для активной внешней политики этноса оказывается самым выгодным не высшая, а средняя степень распространения способности к сверхнапряжениям, потому что при ней возможна консолидация сил и координация действий. При дальнейшем ослаблении напряжения в этническом коллективе становится легким управление, но понижается сила сопротивления внешним воздействиям». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
«При этом надо помнить, что максимум пассионарности, равно как и минимум ее, отнюдь не благоприятствует процветанию жизни и культуры». Л. Гумилев, «Биосфера и импульсы сознания».
На второй стадии этногенеза пассионарные люди и «альтруисты» существуют как в среде этноса, так и в среде государственного аппарата, сотрудничая и помогая друг другу. При этом внутри самого государственного аппарата начинают формироваться силы, которые относятся к обществу не как к партнеру, а как к помехе.
Именно эти силы, называемые Гумилевым «субпассионариями» приводят к переходу этноса в третью стадию этногенеза, после которой этнос разрушается.
Вторая стадия этногенеза, называемая Гумилевым как «Акматическая» - это стадия стабильного развития. Граждане уже забыли о своей вольности и возможности существовать без государственной машины. Они продолжают чувствовать свою силу, но и ощущают подспорье государства. Граждане хорошо представляют, сколько и за что они платят государству, а государство отлично понимает, за что ему платят налоги и на что они могут быть израсходованы.
Идет процесс взаимовыгодного сосуществования этноса и государства в определенном гармоничном взаимодействии.
«В периоды первых двух фаз этногенеза этническая система преодолевает посторонние воздействия, растущее пассионарное напряжение делает ее резистентной. Но даже в эти начальные фазы в этносе всегда присутствуют и преобладают численно гармоничные особи, у которых пассионарность и инстинкт уравновешены». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».
Героизм из альтруистического становится в значительной мере эгоистичным:
«Позже, во второй период, герой не забывает себя. Таковы Кортес и Писарро, Васко де Гама и Альбукерки, Френсис Дрейк и Хуан Австрийский, победитель при Лепанто. То, что они будучи храбрецами откровенно корыстны, никто не ставит им в вину; даже наоборот, это вызывает восхищение и одобрение… Эти настроения отражают более глубокую сущность – изменение стереотипа поведения, который и является реальной основой этнической природы человеческого коллективного бытия». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».
Государство на второй стадии этногенеза еще не является оплотом стабильности.
«Сами древние римляне отнюдь не рассматривали республику II-I вв. до н.э. как сложившуюся политическую форму. С убийства Тиберия в 133 г. до н.э. до гибели Антония в 30 г. до н.э. Рим не знал покоя». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».
Этот период часто характеризуется стремительным увеличением территории государства как за счет усилий самого государства или этноса, так и за счет почти добровольного вступления/вливания в этнос других этносов и территорий.
И этот процесс приветствуется как этносом, так и государственными органами.
Так, скажем, после эдикта Каракаллы 212 «римлянами» начинают называться все свободные жители муниципий на территории римской империи, в VII веке Мухаммед объявил, что мусульманин не может быть рабом, и в его общину полились потоки бывших рабов, пожелавших стать свободными.
Не всегда переход от первой стадии этногенеза ко второй происходит бескровно.
Некоторые пассионарные представители этноса могут выступать против появление государственного аппарата и жестких регламентаций. Так переход от древнего к средневековому Китаю в 3-ем веке сопровождался восстанием «желтых повязок», а попытки проводить переписи новгородцев или ввести в новгородской земле единую монету – копейку, приводили к серьезным восстаниям в Новгородских землях начиная со времен Александра Невского и до времен Ивана III.
Но государственный аппарат не может долго существовать не увеличивая своего размера, бюджета и не переходя к новому способу существования. Рано или поздно настает момент, когда общество начинает уставать в своем сопротивлении государственной машине, и когда общество становится для государства не столько кормильцем и помощником, сколько дополнительным источником средств.
6.1. Окончание второй стадии этногенеза
Переход от второй стадии этногенеза к третьей происходит тогда, когда этнос начинает забывать не только о своей вольности, но и о том, что государство создано не для руководства этносом, а для поддержки его существования.
В конце второго этапа этногенеза происходят следующие изменения в отношениях между государством и этносом:
- этнос в массе своей перестает считать государство помощником и союзником, а начинает относиться к государству как к кормильцу, который исторически получил собственное богатство, не являющееся народным и собственное право на распоряжение народным богатством,
- государственные обязанности перестают считаться обязанностями государства, а становятся некой «благотворительностью» со стороны государства,
- государство начинает относиться к обществу не как источнику своего могущества и благополучия, а как к некоей массе, которая, с одной стороны, сама плодится, с другой стороны, является нахлебником государства.
Происходит смена знака в отношении государства к обществу.
«Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными, причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить знак». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».
6.2. Вторая стадия этногенеза на примере России
Вторая стадия этногенеза в России характеризуется формированием сильной государственной власти. Перепись населения страны закончена, границы сформированы, единоначалие сформировано, налоги установлены.
То, что на Руси произошло серьезное изменение замечают все историки. Руководство страны начинает осуществляться из Москвы и Владимира. Россия из союза нескольких земель (Киев, Смоленск, Псков, Новгород), становится единым государством с руководством из Москвы и Владимира. Единая религия устанавливается на всей территории России. Всякие ереси становятся под запретом. Российская власть получает дополнительный рычаг по управлению страной – войска татаро-монголов.
Новый период получает название в истории «Московская Русь».
Вот как описывает свободные движения в России на второй стадии этногенеза Гумилев:
«В XIV в. потомки обрусевших хазар сменили русское название "бродники" на тюркское "казаки". В XV-XVI вв. они стали грозой степных ногаев и, перенеся войну в Сибирь, добили их последнего хана Кучума. Получив подкрепление от московского правительства, они за один век прошли Сибирь до Тихого океана. Нуждаясь в пополнении, они охотно принимали в свои отряды великороссов, но всегда отличали их от себя. Всех вместе их принято называть землепроходцами.
Русские землепроходцы XVII в. были люди строптивые, крутые, неуступчивые. Они не боялись ни начальства, ни суровой северной природы. С 1632 г., когда сотник Петр Бекетов основал зимовье на Лене, до 1650., т.е. до Анадырского похода казака Семена Моторы, они прошли весь северо-восток Сибири и добыли соболиного ясака на суммы не меньшие, чем давало конкистадорам американское золото. "Казаки-завоеватели были людьми неукротимой храбрости и стихийной инициативы. Они объясачивали племя за племенем, а порою находили в Ледовитое море на кочах, сшитых из грубо отесанных досок древесными корнями, как бы предназначенных для кораблекрушения. Но уже в конце XVII в. их характер стал изменяться и вместо походов появились отписки: "Суда наши слабы, и паруса малы. А делать большие суда, как в прежнее время, мы не умеем". В XVIII в. русское население северной Сибири как бы кристаллизуется. Инициатива и активность исчезают бесследно, и самая храбрость заменяется робостью"[24]. Наконец, в XIX в. потомки казаков потерпели поражение от чукчей и стали государственными крепостными, бесправными рабами каждого чиновника». Л. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли».
Власть и общество становятся едиными как в отражении иноземных завоевателей, так и в стремлении к расширению территории.
Народ потерял право и возможность диктовать свою волю правителям, но при этом определенные свободы (уход от крепостного права в другие земли, переход к новому феодалу, право собрания под вечевым колоколом, землячества, право на созыв ополчения и т.п.) за народом сохраняются.
Вторая стадия этногенеза в России характеризуется тем, что позднее получило название «сдержек и противовесов».
С одной стороны, есть власть, которая может диктовать свою волю обществу, с другой стороны, есть народ, который в любой момент по звону колокола может собраться и указать власти ее место. Есть крепостная зависимость, и есть Юрьев день, когда крепостной может никого не спросив и никому не заплатив сменить прописку – своего крепостника, есть верховная власть и есть казачество, куда можно уйти от наказания власти: «с Дона выдачи нет», «Мы не кланяемся никому, окромя Государя». Юродивые, монахи, шуты, бояре имеют могут от имени народа высказывать свою точку зрения руководителям государства, во многих местах сохраняется возможность ударить в вечевой колокол и поднять народ на сход против власти.
Вот как Гумилев описывает рассуждения пассионарного члена этноса в это время:
«Человек говорил: "Ну и что мне с того, что ты боярин Шуйский? Почему я, Ванька, должен тебе кланяться и твои объедки есть? Нет, шалишь!" После этого Ваньке на Москве делать было нечего, и он "вострил лапти" туда, где боярин Шуйский был над ним не властен. Таким местом были границы государства». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Вот как Гумилев описывает влияние Сергия Радонежского на сделку между Дмитрием Московским и Мамаем:
«Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, Московская Русь в очень короткое время превратилась бы в торговую колонию генуэзцев. И хотя многим в Москве предложение показалось выгодным, свое слово сказала церковь. Преподобный Сергий Радонежский заявил, что с латинянами никаких дел быть не может: на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех. Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексей». Л.Гумилев, «От Руси до России».
Власть также предпочитает прислушиваться к мнению народа, периодически устраивает раздачу подарков народу.
Несколько примеров того, как власть «управляет» этносом.
В 1329-ом году Калита осаждает Тверь. Выгнать из города князя Александра помогает не сила, а обращение митрополита Феогноста к горожанам с обещанием отлучить их от церкви. Это вынуждает горожан отказаться от поддержки князя, а князя уехать в Литву.
Вот еще один пример изменения отношения общества и власти, на который обращает особое внимание Гумилев (приведу его целиком):
«Но основная заслуга Ивана Калиты, до сих пор, как кажется, не оцененная традиционной историографией, состоит в другом. При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства - принцип этнической терпимости». Л.Гумилев, «От Руси до России».
Одновременно с этническим выравниванием государство усмиряет наиболее непокорные и пассионарные регионы.
В 1341 г. Симеон Иванович Гордый (сын Ивана Калиты) окончательно усмирят Новгород. Тысяцкий и бояре по указанию Симеона вынуждены были босые и на коленях просить Симеона о мире.
После того, как 3 февраля 1357г. на московской площади был найден труп тысяцкого Алексея Хвоста, не поддерживавшего уплату дани орде, должность тысяцкого (избираемого или наследуемого местного руководителя) просуществовала не долго. В 1373г. Дмитрий Донской упраздняет должность тысяцкого.
Его сын Василий I Дмитриевич заставил церковь участвовать в плате ханского «выхода».
Идет постоянное наступление государства на права этноса. Вот как описывает этот процесс Гумилев:
«Иван III в 1478 г. предъявил новгородцам новые требования и выступил в новый поход. Программа его была лаконична: «Вечу не бытии, посаднику не бытии, а государство все нам держати»… Вместе с независимостью Новгорода исчезли все стереотипы поведения, характерные для вечевой Руси, а сами люди сохранили лишь память о своем происхождении». Л.Гумилев, «От Руси до России».
Вот как характеризует эту стадию развития этноса России Гумилев:
«…цели и действия русских людей XVI в. принципиально изменились по сравнению с поведением предшествовавших поколений московитов… Идеалом стал не человек, выполняющий долг, а человек, занявший первое место и получивший власть над соперниками и обстоятельствами». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Власть наступает на свободы этноса твердо и последовательно.
В 1432 г. в титуле великого князя появляется «Божьей милостью», но церковь еще не трогают.
В конце 14 века Василий I Дмитриевич заставляет ранее освобожденную от дани церковь участвовать в платеже ханского «выхода».
В середине 15-го века Иван III Васильевич вводит поместную систему с раздачей земли своим приближенным и одновременно вводит уплату «пожилого» при переходе крестьян от одного феодала к другому.
Одновременно с этим Иван III «закрепощает» аристократию, лишая ее старинного права свободно переезжать от сюзерена к сюзерену.
Вместе с этим Иван III начинает конфисковывать церковные земли и уморяет голодом митрополита Герундия со словами «чтобы знал, чья власть выше».
В начале 16 века Василий III вводит в обиход по отношению к себе выражение «Холоп твой Ивашка тебе челом бьет» и выводит себе длинный титул. Одновременно он позволяет себе назначать митрополитов (Варлаама и Даниила) а не избирать митрополита епископам.
Продолжает наступление на общественные свободы Иван Грозный, вводя свое самоуправство во всех областях, и довершает процесс созданием опричнины.
«Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было "изводить государеву измену", причем определять "измену" должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самымимягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали, сдирали с людей кожу, замораживали на снегу, травили псами, сажали на кол... Особенно страшной расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население…». Л. Гумилев, «От Руси до России».
«Грозный, по меткому замечанию А.М.Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. Он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Примечание: Интересная особенность России в том, что на второй стадии этногенеза власть часто наказывает не людей в обществе, а вечевые колокола, которые или увозились или уродовались, чтобы больше не созывать народ на сходы:
«15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. В 1339 (по другим данным – в 1337-ом году) году Иван Калита в наказание за восстание увозит в Москву колокол с церкви святого Спаса».
«В 1591 году после смерти царевича Дмитрия в Угличе (при загадочных в Угличе с перерезанным горлом был найден сын Ивана Грозного) городской колокол известил жителей города, чем вызвал народное волнение. За это набатный колокол по приказу Годунова был бит плетьми, казнен отсечением уха и сослан в Тобольск».
С течением времени этнос чувствует, что все больше и больше попадает в зависимость от государства. И это сказывается на народных волнениях. Смутное время (1598 - 1613 гг.), восстания Ивана Болотникова (1606—1607 гг.) , восстание Степана Разина (крестьянская война 1606—1607 гг.), бунт Ивана Заруцкого (1611-1614 гг.), движение 20 тысяч крестьян, потребовавших в Москве чтобы их зачислили на военную службу (1615г.), исход староверов после реформ Никона (1650 – 1660 гг.). – все это отголоски понимания этносом того, что власть начинает доминировать над этносом.
Со временем народ забывает, что когда-то было время, когда он был главным элементом государства, а государство считалось помощником народа. Приходит время, когда государство начинает считать себя альфой и омегой в государстве, и этногенез переходит в третью стадию.
«Но к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви государству». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Первым звонком окончания второй стадии этногенеза можно считать подавление Петром Первым восстания стрельцов и силовые реформы Петра, выразившиеся в усилении государственной власти и государственного аппарата. Эти реформы, окончательно завершенные его наследниками, делают государственную машину полностью доминирующей силой в государстве.
«Разгром восстания стрельцов 1698 г. принято считать последней датой в истории Московской Руси, которая затем начала стремительное превращение в Российскую империю». Л. Гумилев, «От Руси до России».
Статья опубликована в Живом Журнале
(Продолжение следует)
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза (Начало)
Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза (Часть 2)
Демократия.Ру: Фирсов А., Три стадии этногенеза (Часть 3)
Демократия.Ру: Фирсов А., Матрица русского характера
Демократия.Ру: Фирсов А., Сказитель Нестор-летописец как исказитель истории
Демократия.Ру: Фирсов А., Откуда произошло название "русские"?
Демократия.Ру: Фирсов А., Сколько раз Германия безоговорочно капитулировала в 1945-ом
Демократия.Ру: Фирсов А., Великий выстрел Авроры
Демократия.Ру: Фирсов А., Революционный язык Пушкина и Лермонтова, или «учите олбанский»
|