Выборы или демократия?
Вот и прошли выборы в Югославии. Проиграли все. Заложена мина замедленного действия, угрожающая развитию политической ситуации в Сербии, отношениям с Черногорией, а также всем, кто хоть как-то соприкоснулся с этим процессом.
Как известно, в первом туре выборов Милошевич, в то время занимавший пост президента Союзной республики Югославия, набрал меньше голосов, чем его соперник. Насколько меньше – остается под вопросом. По закону, для победы в первом туре кандидату нужно было набрать более половины голосов избирателей, пришедших на выборы – норма, знакомая в России. Были ли выполнены требования закона? Теперь в Югославии (или во всяком случае в Сербии) есть новый президент. Нужно ли уделять внимание формальностям?
Похоже, что да. Если посмотреть, на каком фоне происходят все эти стремительные события, становится ясно, что простых решений быть не может.
В выборах не принимала участия республика Черногория, полноправный субъект Союзной Югославии. С точки зрения руководства Черногории, Коштуница – «руководитель демократической Сербии», не более. Но не президент Югославии…
В какой мере участвовали избиратели из Косово – большой вопрос. По некоторым данным, одним из самых ярких примеров использования своей власти для того, чтобы у власти и остаться, были результаты голосования, полученные из города Призрень (Косово), где за Милошевича были поданы более 30 тысяч голосов. Необходимо заметить, что этот город является почти полностью албанским, с вкраплениями турок и сербов, которых насчитывается несколько десятков. Албанское население Косово эти выборы полностью игнорировало. Тем не менее, около 160 тысяч голосов за Милошевича поступили именно из Косово. Это позволило партии Милошевича не только набрать побольше голосов для президента, но и получить 16 мест в законодательном собрании СРЮ – Скупщине, обеспечив себе абсолютное большинство, а главное – снизить процент проголосовавших за Коштуницу!.
Кто еще участвовал в этом действе, и внес свой вклад в то, что произошло?
Здесь и наблюдатели, представлявшие Госдуму РФ, а также наблюдатели из «53 стран» (по заявлениям правительственных источников), не обнаружившие никаких отклонений, и дававшие многочисленные комментарии, как в день выборов, так и сразу по завершении. Здесь и страны Запада, которые вмешивались во внутренние дела Югославии, предлагая деньги, отмену санкций, и все остальное в обмен за правильное голосование. Здесь и реакция стороны, получившей большинство на выборах, и невнятная позиция России, и безумные действия избирательных органов и конституционного суда Югославии.
Поскольку точные данные по выборам президента Югославии пока получить не удалось, мы можем посмотреть на цифры, которыми оперировала Союзная избирательная комиссия (данные СМИ).
Итак, по данным СИК СРЮ Коштуница получил 48, 96% голосов, а Милошевич – 38,62%.
При этом голоса распределились следующим образом:
Коштуница: 2.474.392 голоса (48, 96%)
Милошевич: 1.951.761 голос (38,62%).
Всего действительными были признаны, таким образом, 5.053.844 бюллетеня (100%).
Оппозиция оспаривала около 160 тысяч голосов за Милошевича, поступивших из Косово.
Т.е. от 5.053.844 нужно отнять 160.000 – получится 4.839.844 голоса. Если считать, что количество голосов, поданных за Коштуницу, не изменилось (оппозиция все же считает, что были подтасовки и определенное количество голосов было украдено), то Милошевич получил всего 1.791.761 голос.
При этом ситуация менялась бы радикально – Коштуница получал бы 50,56% голосов, а Милошевич – только 36,61%, и Коштуница побеждал бы в первом туре. Именно поэтому оппозиция отказывалась принимать участие во втором туре, объявленном СИК СРЮ на 8 октября. Именно поэтому сторонники Коштуницы и говорили про 50,5%. Но эта цифра слишком близка к порогу, установленному законом, поэтому как никогда важным является точное исполнение всех процедур, прозрачность и доверие общества к результатам волеизъявления.
Как известно, Конституционный суд СРЮ рассмотрел жалобу оппозиции, и решил, что большое количество бюллетеней в самом деле недействительны, поэтому и результаты выборов отменяются. Вместо того, чтобы пойти по логике оппозиции, он принял решение о переносе выборов по окончании конституционного срока правления Милошевича, отдав победу проигравшему.
Такое решение привело к легко прогнозируемому результату – начались беспорядки, через день Конституционный Суд пересмотрел свое «окончательное» решение, которое не подлежало пересмотру, и признал победу Коштуницы в первом туре. Это, похоже, устроило оппозицию. Похоже, что с такой позицией согласны теперь и все остальные участники.
Является ли это решением проблем, стоящих перед Югославией? Не очень похоже, что хоть кого-нибудь заботит соблюдение закона и общепринятых правил… а ведь признание Коштуницы президентом Югославии без достаточных, легитимных оснований несет в себе риск того, что его позиция будет слабой, и ему придется идти на большие уступки ради сохранения своей власти, как во внутренней, так и во внешней политике.
Считается, что большинство голосов в свою поддержку Коштуница получил в Белграде и городе Нови Сад, а это еще не вся Сербия или тем более Югославия. Вряд ли можно рассчитывать, что победитель, признанный таковым с нарушением существующих правил, будет иметь безоговорочную поддержку всего общества. Если бы чемпионом мира по футболу стала команда, имевшая преимущество в ходе всего матча, но забившая гол в перерыве, вряд ли таким титулом остались бы довольны все зрители. Для чего тогда существуют правила и законы?
Ближайшее время покажет, насколько Коштуница может быть президентом всех югославов, или мы вновь сможем убедиться в том, что нарушения демократических норм не могут помочь в укреплении демократии.
|