25 мая прошли выборы и референдум в Армении
Кузьмина Л.
Политическая ситуация в Армении.
Представители Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» входили в группу международных наблюдателей на выборах в парламент Армении и на Референдуме по поправкам в действующую Конституцию Армении.
В международную группу наблюдателей входили Россия, Белоруссия, Украина, Германия, Канада, Хорватия, США, международные организации ОБСЕ, ОДИР.
Выборы в парламент были совмещены с Референдумом и проходили 25 мая. После президентских выборов 19 февраля 2003г., которые наблюдатели назвали беспрецедентными по количеству нарушений, на выборах парламента и референдуме отмечалась пассивность и недоверие со стороны избирателей.
Накануне дня голосования наблюдатели ознакомились с политической ситуацией, сопровождающей выборы, встретились с представителями политических партий, как «проправительственных», так и оппозиционных, ознакомились с избирательным законодательством Армении.
Представители руководства Республиканской партии, поддерживающей Президента, говорили о том, что Армения вступлением в Совет Европы берет на себя обязательства по демократизации общественно-политической жизни в стране. Главное из этих обязательств обеспечение юридического поля для самоорганизации граждан и свободного выбора. Принят новый Избирательный Кодекс Республики Армения. Приняты Законы о партиях, и некоммерческих организациях (НКО). Что значительно расширяет права граждан, политических партий, наблюдателей, доверенных лиц заинтересованных в честных выборах, в том, чтобы волеизъявление граждан было свободным и не искажалось при подведении итогов.
Оппозиция, в том числе представители блока «Справедливость» во главе со С. Демирчяном (сыном расстрелянного парламентария) говорили о циничности заявлений власти и проправительственных партий, о многочисленных предвыборных нарушениях, которые заключались в мобилизации служащих государственных предприятий и учреждений, бизнесменов, военных, милиции для проведения избирательной кампании в пользу действующей власти; о цензуре СМИ.
Например, в стране существуют табу на информацию об известных политических деятелях оппозиции, таких как С. Демирчян, А. Саркисян и др.
Количество избирателей, объявленное в соответствии с законом за два дня до выборов составило около 2 млн.300 тыс. граждан.
Оппозиционные партии и кандидаты утверждают, что количество избирателей в списках сильно завышено. По ряду причин властям не выгодно открывать точное число населения после прошедшей переписи. Одной из причин называют международную гуманитарную помощь. Ряд источников утверждает, что в Армении проживает всего около 2 млн. Кроме того, страна традиционно имеет сезонную миграцию населения, которую не учитывали, формируя списки. Неточные списки избирателей - один из ресурсов нарушений на выборах, с их помощью создается возможность учета голосов «мертвых душ» с целью увеличения явки.
Представителями «Голоса» были зафиксированы следующие нарушения.
С помощью, так называемой, «карусели» организовывалось голосование за нужных кандидатов.
Для «карусели» разными способами добываются незаполненные бюллетени. Например, в Гюмри на 80% участках были обнаружены недостающие бюллетени при их передаче из территориальной избирательной комиссии в участковую. На каждом участке среди бюллетеней встречалось около 14 пустых листов, которые списывались на полиграфический «брак». Возникает вопрос, пересчитывались ли бюллетени в ТИК? Скорее всего, часть бюллетеней подменялась пустыми листами бумаги, а затем украденные бюллетени оформлялись за нужного кандидата. С таких бюллетеней начинается «карусель»: купленные за 20 долларов или спиртное избиратели вносят на участок заполненные бюллетени и «голосует» ими, а выносят пустые.
На парламентских выборах в Армении, после массовых нарушений во время президентских выборов, использовались прозрачные урны для бюллетеней из-за опасений массовых «вбросов». Но это не помогало. На одном из участков, расположенных в школе, рядом с открытым окном стоял неопечатанный ящик для голосования. Председатель комиссии устранить нарушение отказался, сославшись на приказ директора школы.
Военнослужащие голосовали под строгим контролем командира. Чтобы лучше контролировать голосование, солдатам выдавались ручки с чернилами определенного цвета. Командиры отдавали приказ выходить с развернутыми бюллетенями. На замечание одного из членов комиссии, предложившего смягчить контроль, т.к. на участке находятся международные наблюдатели, командир уверенно ответил: «А что они могут сделать? Давай, показывай».
На некоторых участках при подведении итогов голосования выключали свет, заходили посторонние люди и в темноте осуществляли какие-то действия.
Итоги состоявшихся выборов пока не оглашены. Но можно предположить, что второе место после республиканкой партии в парламенте займет оппозиционный блок «Справедливость» Степана Димирчяна, третье место займет опять же проправительственное национальное объединение «Дашнак», и, по предварительным данным, четвертое место займет ранее не имевший мест в парламенте «Либерально-демократический Союз Армении».
Референдум «О внесении изменений в действующую Конституцию Армении»
Референдум, предполагающий усиление власти президента, не состоялся.
19 февраля 2003 года Р. Кучарян был избран Президентом Армении на второй срок.
Одним из предвыборных обещаний Р. Кучаряна, как кандидата в президенты, было обещание уменьшить полномочий Президента и, в связи с этим внести изменения в Конституцию Армении.
Поэтому одновременно с выборами депутатов Парламента страны 25 мая 2003г. гражданам было предложено проголосовать за внесение изменений в действующую Конституцию Армении.
Вопрос референдума: "Вы за или против внесения изменений в Конституцию Армении?"
Если учесть, что большинство избирателей не знало о каких изменениях идет речь, то вполне логично, что референдум не состоялся.
На самом деле, предложенные изменения не столько убавляли власть действующего президента, сколько увеличивали его полномочия, добавляя к текущим полномочиям более 15 новых полномочий.
Несколько примеров:
В соответствии с действующей Конституцией Президент обязан в течение 5 дней подписать и огласить Закон, принятый Парламентом. При этом на стадии подготовки законопроекта администрация президента вносит поправки, и в частности, делает запросы в Конституционный суд (КС). Суд обязан рассмотреть запрос в месячный срок и дать заключение.
В соответствии с предлагаемымими поправками Президент после получения закона, принятого Парламентом, может сам обратиться в КС. При этом законопроект не предусматривает месячный срок рассмотрения запроса в КС.
Результат: принятие законопроекта может затянуться на очень неопределенное время, что позволяет Президенту задерживать принятые Парламентом Законы.
В части 5 статьи 55 действующей Конституции слово «гражданское» предложено заменить на слово «государственное», что позволяет Президенту согласно его новым полномочиям учреждать по сути любые государственные структуры не предусмотренные Конституцией.
Другая существенная поправка предлагалась в статью 85, согласно которой исполнительной властью Армении должны были быть наделены «Правительство и другие органы, выполняющие функции исполнительной власти». Такое положение можно было бы считать приемлемым, если бы было указано, или что это действительно для чрезвычайной ситуации, или указать что это за «другие» органы, кто образует эти органы и как они будут формироваться.
Согласно еще одной поправке президент получает право назначать и освобождать марзпетов ( губернаторов), основываясь на рекомендации премьер-министра.
Сроки обсуждения поправок были минимальны. Не проводилось никаких обсуждений, не было комментариев в СМИ.
Представители «Голоса» спрашивали о сути поправок не только граждан, но и членов избирательных комиссий. Не было ни одного, кто мог бы сказать, что знает суть поправок.
Предварительные итоги показывают, что плебисцит не состоялся. Граждане в нужном количестве при очень больших усилиях власти не проголосовали за поправки в Конституцию.
Показательно, что за два дня до выборов Президент Армении выступил и сказал, что не важно состоится ли референдум или нет, что надо сосредоточить усилия на выборах депутатов Парламента. И что если референдум не состоится, то старая Конституция еще послужит…
Людмила КУЗЬМИНА,
представитель ассоциации "Голос"
30.05.2003
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Сайт национального собрания Армении: Добро пожаловать в Национальное собрание Армении
Демократия.Ру: Преображенский И., Выборы перед войной?
Лента.Ру: На выборах в парламент Армении победила правящая Республиканская партия
|