«Защитник Отечества превратился в нападающего Отечества» – российский журналист
Новиков П.
Для начала стоит послушать фрагмент заявления российского президента Владимира Путина. Накануне ночью он сообщил о телефонном разговоре с президентом США Бараком Обамой, во время которого Россия и США договорились о прекращении военных действий в Сирии.
ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ
Путин: В ходе беседы мы одобрили совместные заявления России и США в качестве сопредседателей международной группы поддержки Сирии о прекращении боевых действий в этой стране. Наши переговорщики провели несколько раундов закрытых консультаций. В итоге удалось выйти на важный конкретный результат – достигнута договоренность о прекращении боевых действий в Сирии с полуночи по дамасскому времени 27 февраля 2016 года.
Итак, 27 февраля 2016 года – договоренная дата прекращения боевых действий в Сирии. А пока вернемся к нашей основной теме – 23 февраля. Как этот день стал в России праздничным?
СТО СЛОВ ПО ТЕМЕ
День Рабоче-крестьянской Красной армии, День Советской армии и военно-морского флота, День российской армии и, наконец, День защитника Отечества. История российского праздника начинается в 1918 году во времена Первой мировой войны. 28, или 15 января по старому стилю, председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) подписал декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. Через год председатель Красной армии Николай Подвойский предложил праздновать годовщину ее создания 28 января, но руководство страны решило перенести празднование на 17 февраля и совместить этот праздник с другим агитационным мероприятием. Но из-за того, что дата выпадала на понедельник, торжество перенесли на ближайшее воскресенье – 23 февраля. После этого День красной армии несколько лет подряд не праздновался, но, начиная с 1923 года, во всем СССР традиционно проходили массовые гуляния и военные парады. С 1946 по 1993 год праздник переименовали в День советской армии и военно-морского флота. После этого еще несколько раз незначительно менялось название праздника – в январе 2006 года российская Госдума приняла поправку в закон о днях воинской славы и памятных датах России, и праздник получил название «День защитника Отечества». 23 февраля объявлено нерабочим днем. На материковой Украине в 2014 году праздновать российское торжество отказались, но в Крыму продолжают его отмечать. В этот день на полуострове проходят выставки военной техники, различные ярмарки, гремят концерты на главных площадях городов.
– С нами на связи историк, доцент Киево-Могилянской академии, кандидат философских наук Игорь Лосев. Игорь, вы севастополец. Имеет ли какое-то историческое обоснование нынешнее празднование в Крыму, в Севастополе, Дня защитника Отечества? Ведь по факту никаких побед, одержанных Красной армией 23 февраля, о которых нам рассказывали в школе, не существовало. Зачем тогда это?
Лосев: Дело в том, что после так называемого октябрьского переворота российскую историю в очередной раз перелицевали, и, честно говоря, все это производит очень грустное впечатление, поскольку в истории российской армии и российского оружия есть действительно немало выдающихся побед, к которым можно было бы привязать этот праздник защитника Отечества. А привязали его к наиболее трагикомичному эпизоду в истории, когда немецкая кайзеровская армия просто захватила несколько городов на северо-западе России, молодая Красная армия обратилась в паническое бегство, достаточно позорное. И вот это почему-то решили сделать самым славным днем русского оружия. Вызывает исключительно недоумение.
– С Крымом связана другая печальная дата – расстрел Номана Челебиджихана 23 февраля 1918 года. Это человек, который впервые в истории Крымского полуострова провел реформу, был первым народно избранным муфтием, по сути, одним из основателей демократии крымскотатарского народа. Тогда же появились термины «Курултай», делегаты и так далее. Можете ли вы рассказать, насколько важно было бы помнить эту дату сейчас?
Лосев: Дело в том, что само движение крымских татар, которое всегда отличалось ненасильственным, действительно демократическим характером, многому может научить не только крымских татар. Демократия Курултая, демократия Меджлиса во многом выше, чем та система демократии, которая сегодня функционирует в Украине, я уже не говорю о Российской Федерации. Это действительно народные выборы, действительно народный контроль за избранным руководством. А в основе лежат традиции, которые были заложены Челебиджиханом. К сожалению, мало кто сегодня в Украине, в том числе Крыму, знает историю жизни этого человека и его трагической гибели, да и вообще событий, которые происходили в то время в Крыму.
– В 1917 году Челебиджихан, по сути, возглавил демократическое движение крымскотатарского народа – была объявлена республика, проведена в том числе духовная реформа, к примеру, отменена чадра, учреждено медресе, то есть учебное заведение для женщин, чего раньше не было. Челебиджихана избрали председателем Духовного управления мусульман Крыма, Украины, Литвы, Польши и западной части России. Потом, по сути, он пошел на переговоры с советской властью, с большевиками, его арестовывали по подозрению в контрразведке или разведке, отпускали – и потом 23 февраля расстреляли, а тело выбросили в Черное море. Большевики тогда тоже говорили о демократии, так почему они тогда так поступили с этим человеком?
Лосев: Большевики и коммунисты вообще – большие любители говорить о демократии, когда они сами находятся в оппозиции. Как только они приходят к власти, все эти буржуазные разговоры заканчиваются, и действуют они так, как мы знаем. Дело в том, что большевики вообще очень боялись лидеров, в особенности национальных лидеров, которые были им идейно неподконтрольны. Челебиджихан обладал колоссальным авторитетом среди своего народа и при этом был человеком достаточно политически и идейно независимым. Уже это внушало большевикам опасения.
– По сути, если привести сравнение из области кинологии, это как когда маленькая собачка опасается, что ее могут обидеть, и начинает кусать первой?
Лосев: Я принимаю вашу метафору, но, к сожалению, собачка оказалась очень немаленькой и перекусала всех.
– С нами на связи военный корреспондент, журналист, человек, побывавший на многих войнах Аркадий Бабченко. Аркадий, я начну с текста, который вы написали еще в 2008 году. Там есть очень непростая для восприятия фраза: «Армия бросит тебя, сынок, бросит всегда». Насколько я помню, вы были солдатом срочной службы во время первой чеченской войны, во время второй – уже контрактником. Почему вы так высказались об армии?
Бабченко: Потому что армия тебя всегда бросит. Это аксиома. Это не доходит пока до тех, кто там служит, но со временем все это понимают. Я, наверное, не вспомню ни одного случая, когда люди, которых забирали в армию, и которым потом была нужна помощь от государства, получали эту помощь. Насколько я помню, я написал этот текст, когда мы пытались пристроить Диму Лахина в госпиталь. Дима Лахин пробыл на войне всего два дня, потом ему пуля перебила позвоночник, и его парализовало ниже шеи. Ему Родина положила пенсию 50 долларов, а на одни катетеры, просто на поддержание жизнедеятельности, в месяц уходило 200. Мы пытались его пристроить в госпиталь. Как раз когда я отвозил его документы, он умер. У меня было ощущение, что он умер у меня на руках. И это наитипичнейший пример. Тот же самый Максим Пасько, который сгорел в танке в Грузии. Потом он 9 месяцев лежал в морге, его не могли опознать, потому что государство не могло сделать генетическую экспертизу, его отец говорил – давайте я сам привезу материал. За это время от инфаркта умерла его мама, умерла его собака, и отец остался в полном одиночестве. И вот это все совершенно типично. Та же самая деятельность фонда «Право матери», который за 20 лет помог семьям 80 тысяч погибших военнослужащих.
– Сегодня дата, которая широко отмечается в России и Крыму – День защитника Отечества. Вы побывали на многих войнах. Каковы ваши ощущения от этого дня?
Бабченко: Да никаких, я, в общем, с этим государством себя фактически не ассоциирую больше. Соответственно, с его праздниками тоже. А праздник этот, во-первых, лживый изначально, потому что 23 февраля ничего не было, это придуманная дата. А, во-вторых, за последнее время защитник Отечества, армия, военнослужащий как символ защитника превратился в нападающего Отечества. Российская армия сейчас ведет оккупационные захватнические войны. А в ситуации с оккупацией Крыма… Я уж не знаю, как слушатели Крым.Реалии к этому относятся, но я считаю это оккупацией территории соседнего независимого государства.
– Как вы считаете, то, как празднуется 23 февраля, помогает российскому государству хотя бы в пропагандистских целях мобилизовать людей, например, для службы в армии? Чтобы они подписывали контракты, шли на войну?
Бабченко: Чтобы мобилизовать для службы в армии, нужно несколько иное, а не пропаганда по телевизору. И надо признать, что сокращение срока службы с двух лет до одного года сделало огромную вещь, это прекратило дедовщину, и армия сейчас совершенно другая, это правда. И престиж военной службы возрос, а страх упал. В армию сейчас идут гораздо более охотно, чем раньше. Но во всем остальном ваш вопрос бессмыслен, потому что, чтобы говорить о том, что что-то помогает или не помогает государству, надо, чтобы было государство. А в России нет государства, есть группа людей, узурпировавших власть и использующих телевидение и любую пропагандистскую возможность для промывания мозгов. Вот и все.
– Мы заметили, что на российском телевидении сейчас часто проходят сюжеты об израильской армии, в которых говорится о том, что, мол, и женщины же обязательно служат. Как вы считаете, может ли это делаться для того, чтобы расширить базу призывов в Вооруженные силы РФ?
Бабченко: Вы знаете, движение в эту сторону началось несколько лет назад. Думаю, до начала украинской войны. Я смотрел несколько каналов российского телевидения, например, Техно 24. Это был научно-образовательный канал, на котором интересно рассказывалось о технике. Сейчас этот канал полностью превратился в пропаганду войны, хотя на данный момент градус истерики даже несколько снизился. А года полтора назад была тотальная пропаганда войны, гибели за отечество. Как там говорил Путин – умрем, Москва за нами. На мой взгляд, российский народ вообще готовили к тотальной войне. И все эти праздники, фильмы, которые сейчас будут показывать, то, что говорится по телевизору – это подготовка российского народа к войне. Не просто к службе в армии, а именно к войне.
– Вчера в Севастополе нескольким родителям новорожденных младенцев кроме свидетельства о рождении выдали еще и свидетельство будущего защитника Отечества – воздействие, начиная с роддома. Это тоже шаг в ту же сторону?
Бабченко: Да, безусловно. С роддома я пока еще не слышал. У нас пока такого нет. Но моя дочка учится в третьем классе, и они уже маршировали и пели песни «Солдатушки, бравы ребятушки». В военной форме, в школе, вместо урока физкультуры. Да, это подготовка с младых ногтей, с пеленок. Добро пожаловать в Россию.
– Нельзя все время держать население на пике пропаганды – вы сами сказали, что она то спадает, то нарастает. Как вы считаете, следующим пиком военной пропаганды будет 9 мая, или найдут что-то еще по пути?
Бабченко: 9 мая в России все стандартно, это хорошо описывается метким словом «победобесие». Того, что было в феврале 2015, когда был просто запредельный пик, думаю, все же стоит ожидать через несколько лет.
– Владимир Путин вчера поздно вечером внезапно дал большое заявление о том, что они с Бараком Обамой договорились о прекращении военных действий в Сирии с ближайшей субботы. Как вы считаете, намек на урегулирование ситуации в Сирии отразится, например, на военной пропаганде в российских СМИ?
Бабченко: Сложно сказать. В общем, все понимают, что эта договоренность вещь тактическая, одноразовая. А в пропаганде Константин Львович Эрнст один из самых профессиональных чиновников путинской власти, и один из немногих, кто работает на стратегическом планировании. Пропаганда все равно будет, и Сирия будет одной из ее частей.
23.02.2016
Статья и фото опубликованы на сайте KrymR.Com
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Соколов Н., Было бы желание отмечать, а праздник придумаем
Демократия.Ру: Мухин В., День знаний цвета хаки
Демократия.Ру: 4 ноября: что празднуем?
Демократия.Ру: Паин Э., Война как образ жизни
Демократия.Ру: Клямкин И., Кутковец Т., Как нас учат любить Родину
|