Демократия.Ру




Государство призвано не для того, чтобы превратить жизнь в рай, но для того, чтобы не дать превратиться ей в сущий ад. Николай Александрович Бердяев (1874-1943), русский религиозный и политический философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 10:01

Обновлено: 31.10.2016  Версия для печати

Правительство обрекло страну на 20 лет стагнации

Башкатова А.

Россию ждут почти 20 лет стагнации, по итогам которых страна окончательно отстанет от крупнейших экономик мира. В лучшем случае РФ сможет расти на 2,1% в год, но не больше. И это оценки не иностранных аналитиков, которых можно заподозрить в нагнетании негатива, а российского правительства. Такой долгосрочный бюджетный прогноз до 2034 года был внесен в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Судя по прогнозу, существующая экономическая модель обречена, и даже если власти попытаются срочно провести структурные реформы, в ближайшие десятилетия ситуация кардинально не изменится.

Правительство внесло в Госдуму не только проект федерального бюджета и макроэкономического прогноза на ближайшую трехлетку, но и долгосрочный бюджетный прогноз на период до 2034 года. Весь пакет документов был опубликован в пятницу на официальном сайте ГД.

Начиная с 2016 года долгосрочный бюджетный прогноз РФ разрабатывается на 18-летний период каждые шесть лет, говорится в правительственных документах. В прошлом году такой прогноз составлялся на 15 лет. Сейчас вносится пока проект прогноза, он будет еще дорабатываться и обсуждаться. Его основная цель – оценить основные наиболее вероятные тенденции развития бюджетной системы РФ, для того чтобы можно было вовремя принять меры по балансировке бюджета. В документах уточняется, что это базовый вариант прогноза.

Авторы проекта уверены, что «процесс адаптации российской экономики и финансового сектора к изменившимся внешним условиям… входит в завершающую стадию». Благодаря антикризисным мерам правительства «удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке, укрепить доверие к банковской системе и национальной валюте, благополучно пройти пик выплат по внешним долговым обязательствам, снизить инфляционные ожидания экономических агентов и в целом сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста».

«По мере завершения болезненного адаптационного периода в повестку государственной экономической политики выходит обеспечение устойчивого экономического развития страны в непростых для отечественной экономики внешних условиях», – добавляют они.

Несмотря на оптимистичную преамбулу, прогноз нельзя назвать однозначно благоприятным. Из него следует, что ближайшие 18 лет федеральный бюджет РФ будет дефицитным. Единственная хорошая новость – дефицит будет сокращаться с 3,7–3,9% ВВП, которые ожидаются по итогам 2016-го, до 0,7% ВВП в 2034-м. Доходы федерального бюджета при этом сократятся с 16,1% ВВП в 2016-м до 13,1% ВВП в 2034-м. Минфин будет вынужден и дальше урезать бюджетные расходы: с 19,8% ВВП в 2016-м до 13,9% ВВП в 2034-м.

Также в долгосрочном прогнозе есть оценки будущего экономического роста. В период с 2017-го по 2020-й среднегодовой рост ВВП составит, по прогнозу, около 1,6%. Пятилетка с 2021-го по 2025-й будет лучшей: в этот период ожидается среднегодовой рост ВВП на 2,1%. В 2026–2030-м экономика будет расти в среднем на 2% в год, а в 2031–2035-м – на 1,8%.

Инвестиционного бума в ближайшие десятилетия тоже не случится. Рост инвестиций в основной капитал в лучшем случае достигнет в отдельные периоды 3,2% в год, а затем опять начнет замедляться. Среднегодовой курс рубля продолжит падать – с 70 руб. за 1 долл. в 2017–2020 годах до 77,4 руб. к 2035-му. И это будет происходить, несмотря на ожидаемое слабое восстановление цен на нефть марки Urals до 53 долл. за баррель к 2035 году.

Конечно, столь долгосрочные прогнозы – во многом гадания на кофейной гуще. Ведь, как показала практика, правительство не может спрогнозировать экономическую ситуацию на период трех лет и даже одного года. Недаром страна была вынуждена временно перейти на однолетний бюджет.

«Минэкономразвития, например, в этом году уже пересматривало прогноз экономического спада с 0,2% до 0,6%. Трехкратная разница в течение года. Фактически долгосрочный бюджетный прогноз сделан только потому, что Минфин обязан был его сделать, а не потому, что у ведомства Антона Силуанова есть реальные разработки, достоверно показывающие картину будущего», – комментирует ситуацию директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Но если отнестись к долгосрочному прогнозу со всей серьезностью, то, получается, правительство расписалось в том, что страну ждет почти 20 лет вялого экономического роста, который в условиях инвестиционного голода уместнее назвать стагнацией. Также правительство расписалось в том, что разрыв между Россией и другими крупнейшими экономиками мира будет только нарастать, и спустя десятилетия он станет уже непреодолимым: Россия не сможет не только перегнать развитые страны, но и просто их догнать.

Например, экономика США по итогам третьего квартала выросла в годовом выражении почти на 3%, экономика Франции выросла за тот же период на 1,1%. А российский ВВП по итогам третьего квартала сократился в годовом выражении на 0,4%, сообщил в минувшую среду глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Российская экономика несопоставима с этими странами. По данным Международного валютного фонда, в 2015 году ВВП РФ составлял в текущих ценах 1,3 трлн долл., ВВП США – почти 18 трлн долл., Франции – 2,4 трлн долл. И даже если Россия начнет расти теми же темпами, что и США или Франция, она все равно будет отставать от них.

Опрошенные «НГ» эксперты увидели в бюджетном прогнозе доказательство того, что действующая экономическая модель обречена на провал. Имеется в виду модель, в которой ставка делается на сырьевой экспорт, госмонополии диктуют свои условия, нет стимулов для развития институтов и конкуренции, усиливается конфронтация с Западом и сохраняется бремя антироссийских санкций. Даже если власти пойдут на структурные реформы, теперь это не изменит ситуацию.

«Структурные реформы быстро не провести. На то, чтобы переориентировать экономику с сырья на обрабатывающие отрасли и высокотехнологичные производства, нужны годы. Тем более власти еще даже не определились, что и как делать, – замечает директор института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев. – Мировая экономика будет развиваться быстрее, и такой прогноз – это констатация того, что мы будем все больше и больше отставать от мира».

«Даже радикальное снижение цен на нефть не подтолкнуло власти к проведению структурных реформ и приватизации госактивов, экономика осталась существовать в той же парадигме, что и в тучные годы, – продолжает ведущий аналитик компании Amarkets Артем Деев. – Поэтому предпосылок, которые дали бы быстрый прирост экономики за счет развития частной инициативы и конкуренции, нет».

«Модель экономики, основанная на сырьевой ренте, становится неконкурентоспособной, нас опережают страны, которые активно вкладываются в науку, образование, переманивают к себе лучший человеческий капитал, – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. – Без либерализации законодательства в сфере малого и среднего бизнеса Россию ждет слабый экономический рост, отток финансового и человеческого капитала».

При этом некоторые опрошенные эксперты назвали расчеты правительственных специалистов даже чересчур оптимистичными. «Этот прогноз показывает, что может быть при нынешней экономической политике при наилучшем раскладе. Представленный прогноз может быть реализован в том случае, если в скором времени цены на сырье беспричинно вырастут, избавив страну от необходимости наращивать внешний долг и увеличивать нагрузку на граждан», – считает Никита Исаев.

Аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов обратил внимание на еще один момент. В проекте долгосрочного прогноза говорится, что «при неизменном налоговом законодательстве доходы бюджетной системы продолжат сокращаться – с 33,3% ВВП в 2016 году до 29,9% ВВП в 2034 году». «Это значит, что вопрос о повышении налогового бремени для населения и бизнеса будет в ближайшие годы ключевым», – поясняет Лукашов. Если же не повышать налоговое бремя, тогда, судя по прогнозу, единственным выходом для России на федеральном и региональном уровне будет постоянное сокращение расходных статей. Но сокращать расходы до бесконечности, как замечает эксперт, невозможно.


Анастасия Башкатова
31.10.2016

Статья опубликована в Независимой Газете


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Гуриев С., Зачем экономике нужна демократия

 Демократия.Ру: Слободин М., Это не кризис, ребята, - это другая реальность

 Демократия.Ру: Понасенков Е., "Путин опирается на лузеров"

 Демократия.Ру: Некрасов Д., Кто бы ни был у власти в России через 20 лет, он столкнется с неизбежными проблемами

 Демократия.Ру: Шелин С., Неуютный мир-2020

 Демократия.Ру: Гордыня как национальная идея

 Демократия.Ру: Шелин С., Сверхдержавный сосед. Если мечта Путина сбудется, то к 2020 году Россия станет вполне различимым сырьевым




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта