«Ответственность должна быть в форме страха»
Соколовская М., Ростова Н.
Дума поздно вечером 11 июня приняла во втором чтении закон о внесении поправок в законодательство, которые председатель ЦИК Александр Вешняков уже несколько месяцев подряд называет «ударом по свободе вранья, черным технологиям и возможности недобросовестных работников СМИ обогащаться 'черным налом'».
Поправки в ряд законодательных актов, в том числе в закон «О средствах массовой информации», были внесены президентом в Госдуму в связи с принятием закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
За поправки в закон о средствах массовой информации, УК и Кодекс об административных правонарушениях проголосовали 267 человек депутатов. В течение 20 минут, пока рассматривали документ, народные избранники пугали друг друга тюрьмой. А иногда и взывали к ней, как к высшей справедливости.
Поправки принимали после 21.00, к этому времени депутаты уже устали. Они бродили по залу заседаний, громко переговаривались по телефону. Спикер Геннадий Селезнев раздраженно заметил: «У нас тут просто табор какой-то, кто что хочет, тот и делает». Депутаты собрались и начали выражать отношение к вешняковским поправкам.
Сергей Митрохин из «Яблока» заявил: «Лицемерие в отношении закона очевидно, и депутатам не стоит самим перед собой изображать идиотов». Центристы обиделись.
Они призвали Митрохина «вспомнить, где он находится, и выбирать парламентские выражения».
Напомним, против поправок с самого начала активно выступали СПС и «Яблоко», усматривая в них не столько борьбу с черными технологиями, сколько существенное ограничение деятельности средств массовой информации в период выборов. Центристы же считали предлагаемые изменения в законах справедливыми и активно поддерживали их.
Острые дебаты, предваряющие парламентские слушания, прошли на заседании комитета по госстроительству Госдумы. Некоторые противоречия были сняты. Так, например, предлагавшаяся ранее норма – о том, чтобы ввести дисквалификацию главных редакторов на два-три года (в случае если их издания были закрыты в период выборов), была отклонена.
Основная норма, против которой возмущалась вся журналистская общественность, сохранена. На период выборов теперь можно приостановить любое СМИ.
Для этого, правда, необходимо два решения суда. Однако поскольку нарушения могут быть самыми незначительными (неуказание тиража, например), суд при желании легко может их вынести.
Кроме того, не удалось отстоять свои интересы печатным СМИ. Если за нарушения в электронных СМИ с эфира на период выборов будет снята конкретная передача, то печатные СМИ за нарушения будут наказаны полностью – выпуск изданий в таком случае будет прекращен.
Вопросы, по которым договоренности достигнуть не удалось, были вынесены вчера на обсуждение всей Думы. Досталось от Вешнякова депутатам, которые робко выясняли, нельзя ли будет изготавливать продукцию в других странах, например, на Украине. «Вы, что собираетесь печатать продукцию за границей, а потом внедрять внутри страны?» – неожиданно рассвирепел глава ЦИК.
Свои поправки внес зампред фракции СПС Борис Надеждин. Он настаивал на том, чтобы отменить содержащийся в законе пункт, по которому полиграфическим организациям необходимо иметь лицензию на свою деятельность, а кроме того, им предписывается на период выборов публиковать свои расценки. Надеждин считает, что многие типографии могут быть созданы непосредственно в период выборов, и тогда им будет трудно выполнить эти условия.
Вешняков категорически отверг поправку СПС, заявив, что тайны в обнародовании расценок быть не должно, а «ответственность за свои деяния должна быть в форме страха».
У фракции СПС было еще несколько принципиальных возражений. В частности, она высказывалась против того, чтобы спонсоров во время выборов могли привлекать к уголовной ответственности сроком на четыре года, предлагая заменить столь суровое наказание денежным штрафом. На это до сих пор молчавший докладчик закона, зампредседателя комитета по госстроительству Александр Салий, вдруг строго сказал, что «опасность сесть в тюрьму есть один из факторов торможения беспредела». В результате Надеждин снял свою следующую поправку, которая предполагает такое же наказание и в отношении кандидатов, сказав при этом: «Хотите сидеть в тюрьме и сидите, на здоровье».
Поняв, что предложения не пройдут, Надеждин призвал вообще не вносить поправки в закон о СМИ, пока не будет готов новый проект закона. По мнению депутата, после принятия закона, инициированного ЦИК, в стране появляются два вида правил поведения прессы – во время выборов и после, в то время как выборы в стране происходят постоянно. Депутаты и это предложение Надеждина не поддержали.
Не приняли депутаты и поправок Сергея Митрохина, который заявил об очевидном лицемерии поправок: все ужесточения будут направлены исключительно на независимые СМИ. Митрохин выразил сомнение, что за нарушения кто-то приостановит, например, «Первый канал», в то время как, по убеждению депутата, «гнать чернуху» по госканалам будут.
Вешняков в ответ уже в который раз стал пугать депутатов легендарным «телекиллером образца 1999 года». «Чем мы будем его останавливать, если он опять появится?» – горячился глава ЦИК. В итоге депутаты перешли на личности. Центристы обвинили Митрохина в том, что он избирался в комфортных условиях, не знает жизни и «черного пиара». А они знают. В ответ Митрохин сказал, что для справедливости было бы неплохо в отношении тех, кто планирует использовать административный ресурс, принимать столь же жесткие меры. По мнению Митрохина, таких нужно сажать на три года. Естественно, центристы его не поддержали.
Свою лепту в ужесточение законодательства внес Александр Салий. Он предложил поправки, которые бы карали не административной, а уголовной ответственностью за подкуп избирателей продуктами и вещами, особенно сахаром и валенками, а также за принуждение к пожертвованию и за фальсификацию документов. Все эти действия он оценил сроком от двух до четырех лет.
Поправки Салия развеселили депутатов, и закон о внесении поправок в закон о СМИ, УК и КоАП был быстро проголосован. Была даже мысль принять его сразу в третьем чтении. Но вмешался представитель президента Александр Котенков, который сказал, что уже обнаружил неточности. На что Геннадий Селезнев многозначительно заметил: «Поймана лишь одна блоха, а сколько их еще вылезет, не ясно».
Третье чтение может состояться уже на следующей неделе.
Марина СОКОЛОВСКАЯ, Наталия РОСТОВА
12.06.2003
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/2003/06/11/cikrfvsetaki.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Сидоров А., Для СМИ готовят "холодный душ". Центральная пресса о заседании коллегии Минпечати
Демократия.Ру: Попов А., Правительство объявит войну «черному пиару»
Демократия.Ру: Павлов Л., Операция «прикрытия» олигархов
Демократия.Ру: Сигал Л., Черным пиаром займется государство
Демократия.Ру: Натаров Е., Колотушка Вешнякова
Демократия.Ру: Фирсов А., Российское избирательное законодательство противоречит Конституции?
Демократия.Ру: Фирсов А., Кому на Руси агитировать хорошо
|