Электоральные ожидания и установки в год выборов Государственной Думы
Жмыриков А.
Институт социальной и политической психологии Международной академии психологических наук с 20 мая 2003 года начал проводить социологические исследования в субъектах РФ по теме: «Электоральные ожидания и установки в год выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
Программа исследований включает исследование следующих позиций:
- Характер познавательной активности потенциальных избирателей;
- Характер осознаваемой готовности к участию в голосовании на выборах де-путатов ГД РФ 7 декабря 2003 года;
- Характер неосознаваемых установок участия в голосовании на выборах де-путатов ГД РФ 7 декабря 2003 года;
- Электоральные оценки эффективности политической деятельности партий, представленных сегодня в Государственной Думе РФ;
- Осознанные электоральные предпочтения к политическим партиям;
- Неосознанные архетипичные образы идеальной политической партии, близкие по форме политическому имиджу реальных политических партий;
- Осознанные предпочтения потенциальных избирателей к каналам получе-ния информации о выборах;
- Неосознанный архетипический образ идеального кандидата в депутаты ГД РФ;
- Характер конформности потенциальных избирателей;
- Направленность вектора личностного времени потенциальных избирателей;
- Доминирующие мотивационные стратегии потенциальных избирателей;
- Социально-демографические параметры электоральных групп.
Исследования проводятся методом социологических срезов. Каждый срез опреде-лен по месту и времени.
По времени выделено 4 среза, каждый из которых соответствует определенному этапу избирательной кампании: 1) 20-29 мая (проектировочный этап – фоновое исследо-вание); 2) 20-29 июля (презентационный этап – исследование на старте кампании); 3) 20-29 сентября (адаптационный этап – исследование активной фазы выборов); 4) 20-29 нояб-ря ( мобилизационный этап – исследование на финише избирательной кампании).
Места социологических исследований выбраны с учетом сравнимости результатов, полученных в каждом их четырех исследований. Это означает, что в каждом из четырех исследований будет опрошены респонденты: а) атипичного субъекта РФ (Москва, Санкт-Петербург; Московская область; Ленинградская область); б) крупного типичного субъекта РФ (Нижегородская, Новосибирская, Самарская и т.п. области); в) национальной респуб-лики в составе РФ (Татарстан, Башкортостан и т.п.); г) среднего типичного субъекта РФ (Воронежская, Калужская, Ярославская и т.п. области).
В первом проведенном исследовании опрошены респонденты Московской области; Свердловской области; Воронежской области и Татарстана. По частному заказу в список исследуемых субъектов РФ была включена также Нижегородская область.
Результаты фонового исследования принесли два неожиданных результата.
Во-первых, степень влияния Президента РФ Владимира Владимировича Путина на электо-ральный выбор партии, за которую можно проголосовать на выборах 7 декабря 2003 года, оказалась гораздо ниже той, что предписывается средствами массовой информации.
Во-вторых, обнаружен резкий диссонанс между осознанными и неосознаваемыми предпочте-ниями избирателей к политическому имиджу «правых» партий. На осознанном уровне партия «Союз правых сил» отвергается в большинстве опрошенных субъектов РФ. Партия «Яблоко» пользуется чуть большей поддержкой. Однако на уровне коллективного бес-сознательного и СПС и «Яблоко» имеют поддержку в 3-5 раз большую. Возможно «пра-вые» партии сделали излишне большой крен в сторону прямой передачи своих мессаджей от лидеров партий к массам, игнорируя такой канал распространения информации, как слухи. Поэтому возник «эффект бумеранга», когда на основе пресыщения информацион-ным общением с политическим лидером, потенциальный избиратель выражает негативное отношение к партии, представляемой этим лидером. В то же время на уровне неосозна-ваемых ценностных архетипов имидж данной политической партии этим же избирателем принимается позитивно.
Выводы очевидны:
- Апелляция партий (или какой-либо одной партии) к авторитету В.В. Путина не даст ожидаемого существенного прироста голосов на выборах 7 декабря 2003 года, по-этому партиям следует уделить большее внимание содержательной проработке имиджа, чем позиционированию относительно Президента РФ.
- Президенту страны следует уже в ближайшее время дистанцироваться от под-держки каких-либо партий, ибо в противном случае он будет излишне быстро терять лич-ное влияние, что накануне президентских выборов крайне опасно.
- «Правым» партиям надлежит уделить большее внимание каналам распростране-ния и способам подачи информации, чтобы нивелировать возникший «эффект бумеранга» и на основе неосознаваемых позитивных интенций сформировать установки принятия имиджа их партий.
Александр Николаевич ЖМЫРИКОВ,
Вице-президент Международной академии психологических наук, г. Нижний Новгород
23.06.2003
Исследование проводится
Институтом социальной и политической психологии
www.ispp.ru
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Социологические исследования избирателей в субъектах РФ в связи с приближающимися выборами депутатов Госдумы 2003 и Президента РФ 2004
|