Бульдозер и Паровозик. Притча про дружбу
Фирсов А.
Жили-были в одном дворе два мальчика: Леша, по прозвищу «Бульдог» (было в его поведении и облике что-то от представителя этой собачьей породы) и Эдик, по прозвищу «Паровозик» (любимым занятием Эдика была игра в железную дорогу).
Друзья ходили в один класс, пока жизнь не развела их: Леша пошел после восьмого класса работать на стройку, а Эдик доучился до десятого класса, а потом, провалив экзамены в железнодорожный институт, пошел в железнодорожный техникум учиться на бухгалтера.
Бульдозер
Леша на стройке особых звезд с неба не хватал, в начальники не стремился, но, как он говорил, «свою тонну зелени за месяц поднимал». В переводе на русский язык это означало, что зарабатывал он в рублях сумму, соответствующую тысяче долларов в месяц чистыми.
Однажды, на спор, работая только лопатой и тачкой, Леха смог передвинуть за смену кучу песка весом в 5 тонн в сторону с дороги на 5 метров. Из-за чего у него появилось дополнительно два прозвища «Бульдозер» и «Пять на пять», а потом все было сокращено до короткого «Бульдоз».
Паровозик
Эдик постоянно жил мечтой о своей собственной железной дороге или своем поезде, но перебивался работой бухгалтером на несколько фирм околожелезнодорожной тематики.
Везение
Однажды Леше-бульдозеру повезло – директор стройки предложил Леше поработать бульдозеристом. Леша отучился и сел в кабину. Лопату и тачку можно было забросить, работа бульдозериста оказалась и легче, и более высокооплачиваемой – теперь Леша мог двигать песок и щебень не руками, а отвалом доверенного бульдозера, сидеть в кабине бульдозера, соответствовать своему прозвищу,
и «поднимать» в месяц не одну, а полторы «тонны зелени».
Еще больше повезло Эдуарду. У него умер дедушка – Герой Советского Союза летчик-истребитель времен Великой Отечественной Войны.
Дедушка оставил Эдуарду в наследство не только золотую звезду героя, но и однокомнатную квартиру в сталинском доме в центре города.
Эдуард, вместо того, чтобы отремонтировать старенькую квартиру и сдавать ее за круглую сумму в найм, - решил исполнить мечту детства – он продал квартиру и за несколько сотен тысяч долларов, а вырученные средства вложил в приобретение и ремонт списанного, но вполне пригодного к использованию тепловоза а также аренду вагонов и закупку материалов.
Встреча друзей
Эдуард по каким-то своим каналам договорился об использовании тепловоза. Но в качестве машиниста не стал далеко ходить и искать кого-то по объявлению, а, встретившись с Алексеем-Бульдозером, предложил ему работу машиниста.
В качестве оплаты договорились о сумме, вдвое превышающей оплату машинистов на железной дороге – о трех тысячах долларов в месяц.
Леха-бульдозер распрощался со стройкой, отучился за счет Эдика на машиниста, и работа закипела.
Леха временами гонял тепловоз с несколькими десятками вагонов в разные концы, сидя в теплой кабине с интернетом, или сидел дома, когда с заказами у Эдуарда не складывалось. Эдуард, прозвище которого сократилась до «Паровоз», исправно платил Лехе зарплату независимо от наличия заказов.
Не забывал Эдуард и перечислять амортизацию в размере нескольких тысяч долларов в банк, чтобы через 5 лет, когда закончится срок жизни тепловоза, можно было купить такой же тепловоз.
И все шло нормально, пока однажды Леха случайно не увидел в документах Эдуарда, какую прибыль имеет Эдуард в месяц с тепловоза.
Получалось, что за вычетом его, Алексея, зарплаты, аренды вагонов, платы железной дороге, оплаты налогов и перечислений в банк амортизации, Эдуарду достается чистой прибыли около пятидесяти тысяч долларов в месяц.
Бульдоз и Паровоз
«Дружба – вместе, а табачок – врозь». Народная пословица
Друзья сошлись для серьезного разговора.
Леша-Бульдозер заявил, что вагоны по стране гоняет он, в то время, как Эдуард прохлаждается у себя дома, делая отдельные звонки и заводя несколько поездок в компьютер.
Поэтому вся прибыль должна принадлежать ему, Алексею.
А Эдуард заслуживает только перечисляемой в банк амортизации и приличной зарплаты менеджера за ведение бухгалтерского учета и поиск клиентов.
Эдуард не согласился. Он вспомнил анекдот «Несправедливо. В банк хожу я один, а деньги – пополам».
Затем, перейдя на серьезный тон, высказал свои аргументы:
- что грузы перевозит не Алексей, сидящий в кабине, его, Эдуарда тепловоз,
- что все риски несет он, а не Алексей.
И что зарплата Алексея более чем достойная для машиниста тепловоза, поэтому повышать ее он не видит смысла.
Друзья поссорились.
Алексей вернулся к работе бульдозеристом, а Эдуард начал срочно искать себе другого машиниста.
При этом в душе у каждого остались вопросы.
Вопросы по притче
1. Было ли сложившееся распределение оплат справедливым?
2. Если распределение было несправедливым, то существовал ли (существует ли) какой-либо способ справедливо урегулировать распределение прибыли в этой ситуации и сохранить дружбу?
Александр Фирсов
19.01.2020
Статья опубликована в Живом Журнале
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Всегда ли наниматель – эксплуататор?
Демократия.Ру: Фирсов А., Убавочная стоимость или эксплуатация эксплуататора
Демократия.Ру: Фирсов А., Корректируем Трудовую Теорию Стоимости или «Притча о столяре и кузнеце»
Демократия.Ру: Фирсов А., Карл Маркс. Сведение квалифицированного труда к неквалифицированному
Демократия.Ру: Фирсов А., Всегда ли наемный труд – эксплуатация?
Демократия.Ру: Фирсов А., Эксгумация пролетариата
Демократия.Ру: Фирсов А., Шесть подходов Маркса к квалифицированному труду
Демократия.Ру: Фирсов А., Семь подходов Маркса к услугам
|