Демократия.Ру




Настоящие победы — это победы мира, а не войны. Ральф Уо́лдо Э́мерсон (1803-1882), американский эссеист, поэт, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:39

Обновлено: 21.07.2003  Версия для печати

Подарок генпрокурору

Катанян К.

Судам общей юрисдикции отныне запрещено принимать обращения прокуратуры, которая в рамках кампании по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным требовала отмены сотен норм конституций и уставов субъектов РФ.


Оглашенное вчера решение Конституционного суда России не позволяет центру и далее выстраивать вертикаль власти без применения процедур конституционного судопроизводства.

Как известно, в последние годы Генпрокуратура, следуя указаниям президента РФ, активно использовала суды общей юрисдикции, прежде всего Верховный суд России, для того, чтобы вычеркнуть из региональных законов те положения, которые противоречат федеральному законодательству. Когда речь шла о простых законах субъектов РФ, данные действия федеральных ведомств никто не оспаривал. Однако, войдя во вкус, прокуроры посягнули на самое ценное и святое, что есть у субъектов, — на их конституции и уставы. Количество поправок, которые пришлось внести в эти документы, измеряется четырехзначной цифрой. И порой действия федерального центра воспринимались на местах как прямое вмешательство в компетенцию субъектов РФ.

Конец этому беззаконию решили положить татарский и башкирский парламенты. Они обратились в КС с требованием признать неконституционными статьи Гражданского процессуального кодекса и федерального закона "О прокуратуре РФ". Согласно положениям ГПК, суды общей юрисдикции могли рассматривать дела о проверке законности нормативных актов органов госвласти субъектов РФ, в частности положения их конституций и уставов. А закон о прокуратуре позволял любому прокурору опротестовывать противоречащие закону правовые акты в судах общей или арбитражной юрисдикции. КС не только удовлетворил эти запросы регионов, но и вынес решение, что основополагающим критерием правомерности применения норм основных законов субъектов РФ "является их соответствие Конституции Российской Федерации". Если даже конституция (устав) какого-то региона и противоречит федеральному закону, это "не является достаточным основанием для признания нормы конституции (устава)... утратившей юридическую силу и потому не подлежащей применению".

"Это особые учредительные акты, как и Конституция РФ. Следовательно, — заявил журналистам председатель КС Валерий Зорькин, — они не могут проверяться ни в процессе гражданского, ни административного судопроизводства, а только в порядке конституционного судопроизводства".

Действительно, если даже в КС вопрос о конституционности регионального устава рассматривается не палатой (как в случае с проверкой любого федерального закона), а всем составом суда, куда входят 19 судей, то почему в судах общей юрисдикции столь сложные и принципиальные вопросы решает один судья, к тому же специалист в области не конституционного, а гражданского или административного права. Ему можно доверить отмену лишь тех норм, которые аналогичны уже признанным неконституционными в других субъектах Федерации. Во всех остальных случаях спор должен разрешаться в КС. При этом в самом постановлении КС указано, что оно не влечет необходимости пересмотра вынесенных ранее судами общей юрисдикции решений по делам об оспаривании положений конституций и уставов субъектов РФ. При этом субъекты не лишены возможности обжаловать эти судебные решения в КС.

Признание не соответствующими Конституции положений закона о прокуратуре не исключает для генерального прокурора возможности обращаться в КС с запросом о проверке конституций и уставов субъектов РФ на соответствие российской Конституции. Этот сенсационный пункт вчерашнего решения еще долго будет предметом юридических споров, так как судьи фактически дописали статью 125 Конституции, содержащую закрытый перечень субъектов, имеющих право направлять запрос в КС. Понятно, что кто-то должен осуществлять надзор за региональными конституциями. Но почему генпрокурор? Ведь по его просьбе, если она обоснованна, с соответствующим запросом в КС всегда может обратиться президент РФ. Похоже, судьи просто не хотят лишний раз беспокоить гаранта нашей Конституции.

Константин КАТАНЯН
21.07.2003

Статья опубликована в газете "Время МН"
№ 1200, 19 июля 2003 г. и на сайте Время МН

Постоянный URL статьи http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1200/3/1


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Ковалев Г., Зорькин тряхнет стариной




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта