Управление самоуправлением
Любарев А.
19 декабря этого года истекает срок полномочий депутатов муниципальных собраний Москвы.
По всем законам и в соответствии с общепринятыми международными нормами в декабре должны пройти их перевыборы — одновременно с выборами депутатов Государственной думы и мэра. Однако их проведение под угрозой. Уже в июне стало ясно, что к муниципальным выборам в Москве никто не готовится. Муниципальные собрания ушли на летние каникулы, не приняв необходимых решений. Мосгоризбирком не подготовил никаких разъяснений. Правительство Москвы не внесло в городскую думу нужных законопроектов, а дума не стала настаивать.
И вот теперь позиция мэрии прояснилась. На днях два высокопоставленных чиновника правительства Москвы (заместитель мэра Анатолий Петров и руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы Сергей Зверев) высказали на заседании комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению свою точку зрения. Личную точку зрения, как они подчеркивали, поскольку муниципальные собрания в Москве теперь, мол, самостоятельны и никто не вправе ими командовать.
Впрочем, все понимают, что самостоятельны муниципальные образования только на бумаге. Большую часть финансов они по-прежнему получают из городского бюджета. А ближайшие муниципальные выборы просто должны финансироваться из городского бюджета — так записано в законе. Поэтому мнение Петрова и Зверева для муниципалов почти равносильно директиве.
Итак, Петров и Зверев считают, что муниципальные выборы проводить в декабре нежелательно, а надо их отодвинуть на три месяца и совместить с президентскими. По мнению Зверева, закон это позволяет. Однако есть юристы, которые придерживаются противоположной точки зрения.
В поддержку своей позиции чиновники мэрии привели два сногсшибательных аргумента. Во-первых, они заявили, что для проведения выборов недостаточна юридическая база (упрека в том, что она недостаточна благодаря их бездействию, они не приняли). И самая серьезная проблема: в Москве вообще еще не созданы муниципальные образования! Но это же абсурд: органы местного самоуправления есть, а муниципальных образований нет. Ассоциация муниципальных образований есть (напомню, что Зверев является членом совета этой ассоциации), а самих муниципальных образований нет.
Во-вторых, Петров и Зверев сослались на еще не принятый в окончательном виде федеральный закон об организации местного самоуправления ("закон Козака"), который заставит все равно проводить новые муниципальные выборы в конце 2004 года. Этот аргумент тоже не выдерживает никакой критики. Во-первых, при принятии "закона Козака" во втором чтении 2004 год был заменен на 2005-й. Во-вторых, законопроект предусматривает проведение в 2005 году выборов только во вновь образованных муниципальных образованиях. В-третьих, этот аргумент одинаково направлен как против декабрьских, так и против мартовских выборов.
Противники переноса выборов (представители СПС, "Яблока", КПРФ, Конгресс самостоятельных муниципальных образований Москвы, ряд депутатов муниципальных собраний) обвиняют мэрию в том, что она стремится установить контроль над муниципальными выборами. В декабре, когда одновременно пройдут выборы и мэра, и депутатов Госдумы, у чиновников не будет времени заниматься муниципалами, и они боятся, что народ выберет "не тех". Исход же президентских выборов предрешен, поэтому основные силы московское чиновничество сможет бросить на муниципальные выборы.
В этих рассуждениях, по-видимому, есть доля истины, особенно в отношении декабрьских выборов. Самое сомнительное: действительно ли мэрия хочет провести муниципальные выборы в марте?
Расчет, по-видимому, все на тот же "закон Козака". Представители правительства Москвы обещают осенью внести в городскую думу закон об "образовании муниципальных образований". По некоторым их высказываниям можно догадаться, что они предложат перенарезку — и тогда муниципальные образования действительно окажутся вновь образованными. Выборы в таких муниципальных образованиях проводить надо будет лишь в 2005 г., а проведение выборов в старых будет просто лишено смысла.
Зачем это нужно мэрии? Да просто затем, чтобы окончательно подавить даже те слабые попытки сделаться действительно самостоятельными, которые предпринимают некоторые муниципальные собрания. Сейчас они лишены почти всех необходимых полномочий, а с теми, которые есть, муниципальные чиновники могут справиться и без депутатов. Но некоторые еще пытаются бороться. К 2005 г. таких, вероятно, не останется.
Если кому-то мой прогноз покажется излишне пессимистичным, я напомню недавнюю историю.
По указам президента РФ от 26 и 29 октября 1993 г. выборы представительных органов местного самоуправления должны были быть проведены с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Позднее указом от 21 марта 1994 г. было разрешено перенести эти выборы на осень 1994 г. Однако в Москве ни в 1994-м, ни в 1995 г. муниципальные выборы проведены не были. Вместо этого 28 июня 1995 г. был принят Устав города, в котором вопреки Конституции РФ городские органы власти были объявлены одновременно органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, а районные управы были названы просто "органами власти района".
И первые выборы советников районных собраний прошли лишь в декабре 1997 г.
Думаю, что и теперь городские власти и послушные им (хотя формально самостоятельные) муниципальные собрания рады будут тянуть с муниципальными выборами столько, сколько возможно, и даже больше, чем возможно. Если мы им это позволим.
Аркадий ЛЮБАРЕВ,
эксперт по избирательному законодательству,
член Межрегионального объединения избирателей
21.07.2003
Статья опубликована в газете "Время МН"
№ 1200, 19 июля 2003 г. и на сайте Время МН
Постоянный URL статьи http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1200/3/4
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Откуда взять деньги местному самоуправлению?
Демократия.Ру: Вишневский Б., Реформам мешает наличие народа
Демократия.Ру: Новый порядок выборов в Мосгордуму заставит ее больше ориентироваться на Кремль
|