В сети пахнет выборами. Неофициальная избирательная кампания в российском интернете уже началась
Баусин А.
Судя по содержанию политических сайтов, многие партии уже взяли "низкий старт" в избирательной гонке, четко обозначая для себя и для пользователей интернета, кто у них враг, а кто друг.
В интернет-портале "Единой России" партийная хроника подается в чрезвычайно мажорных тонах: партия стремительно набирает обороты, мы снова будем лучшими. Видимо, такие оптимистические речевки призваны укрепить у сторонников веру в близкую победу и заодно попугать оппонентов. Соответственно подобраны и фото - вручение партийных билетов, поздравление женщинам "Единой России"и т.п. Но есть у этого "медвежьего угла" и одна особенность - четко указаны партийные враги. Здесь и реклама брошюры члена генсовета, зампреда Федерации независимых профсоюзов Андрея Исаева "КПРФ: слова и дела", где дается анализ "антинародной направленности политической позиции коммунистов". Здесь же и рубрика "Долой "красных" буржуев", где расписывается нелегкая жизнь региональных отделений "единороссов" под пятой "красных" губернаторов. Направление главного удара, таким образом, обозначено четко.
Коммунисты, впрочем, на своем сайте тоже врагов не жалеют - но бьют по "антинародному режиму" в целом, а не по его отдельным представителям. Тут яростный оппозиционер найдет все для услады своей мятежной души: можно прослушать Марш мотопехоты или же Марш борцов за мир и даже "красный" рэп. Есть шансы разместить рекламу или подписаться на новости. Представлены в изобилии биосправки на вождей, программные документы и т.п. И даже анекдоты про нынешнего президента. Одним словом, "все, что вы хотели знать про КПРФ, но боялись спросить".
Юмора, кстати, большинство партсайтов отнюдь не чурается. Народная партия, например, предлагает посетителям своего портала "народный анекдот", где в качестве главного героя выступает лидер этой парторганизации Геннадий Райков. А вот ЛДПР, Партия жизни и Партия возрождения России шутить отнюдь не склонны. Их сайты буквально оккупированы выступлениями соответствующих партийных вождей, а потому какие тут могут быть шутки…
"Голоса избирателей в основном собираются телевидением", - полагает Сергей Варшавчик, главный редактор партийного сайта "Союза правых сил". - Партийные сайты несут скорее представительские функции. Но наш ресурс мы изначально замышляли как электронное средство массовой информации. Делать некую застывшую партийную страничку с застывшими партийными текстами, на мой взгляд, неправильно". Действительно, на сайте СПС жизнь, можно сказать, кипит. Представлено несколько постоянно обновляемых новостных лент - новости партии, федеральные и региональные (почти все отделения партии "вооружены" интернетом), присутствует и рубрика "Новости избирательной кампании". Услугами сети региональные отделения пользуются и для оперативной связи с партийным руководством. Впрочем, жаркое дыхание приближающегося выборного сезона ощущается и здесь: в рубрике "Такова многопартийная жизнь" желающие могут ознакомиться с критическими статьями о противниках СПС.
Несмотря на то что визитная интернет-карточка есть у всех более или менее солидных партий, очевидно, что для большинства парторганизаций это далеко не основное средство агитации. Телевидение пока лидирует в списке партийных предпочтений. А некоторые, судя по всему, вообще рассчитывают прежде всего на административный ресурс. И зачем им это виртуальное пространство?
"Политики пока не научились использовать интернет", - полагает Иван Засурский, заместитель гендиректора интернет-холдинга "Рамблер". - Акцент в основном делается на использовании "грязных технологий". Но ни у кого не получилось сделать социальный сервис. Одно дело использовать сайт для размещения "говорящих голов" и статей, используя его в качестве партийной газеты или рекламной площадки, и другое - создать некий социальный проект. Ведь интернет - это фундамент новой социальной инфраструктуры. Если бы какая-нибудь партия взялась бы сделать в преддверии выборов сайт, посвященный, скажем, тому, как получить российское гражданство, то им бы пользовались очень многие. И в преддверии выборов это выглядело бы очень эффектно".
Кстати, создать подобный сайт стоит немного - от 15 до 100 тысяч долларов, по сравнению с общими затратами на избирательную кампанию - сущие копейки. Но даже партии с таким продвинутым, молодежным электоратом, не понаслышке знакомым с интернетом, как СПС и "ЯБЛОКО", пока не решились вкладывать средства в виртуальную реальность.
"Если бы "ЯБЛОКО" или СПС воспользовались этим шансом, то они могли бы пройти в Думу только за счет голосов интернетчиков", - полагает Иван Засурский.
Эксперты считают, что в преддверии выборов обитателей интернета ждет очередной вал "чернухи". Впрочем, как полагает Владислав Бородулин, главный редактор "Газеты.Ру", интернет в части использования "грязных технологий" пока отстает от традиционных СМИ. "Ведь читателей традиционных изданий больше, чем пользователей интернета", - объясняет он. Политики уже основательно заселили сеть. Но не все они догадываются о ее великом потенциале.
Алексей БАУСИН
19.08.2003
Статья опубликована в Независимой Газете # 172 (3004) 19 августа 2003 г.
Постоянный URL статьи http://www.ng.ru/politics/2003-08-19/2_internet.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Под колпаком у наблюдателей. Вешняков рассказал Путину о новой уникальной системе голосования
Демократия.Ру: Сводная таблица официальных интернет-ресурсов по выборам (568 Кбайт)
Демократия.Ру: Фирсов А.. Интернет и выборы
Кремль.Орг: Галицкий Е. Интернет в России
Демократия.Ру: СМИ, Интернет и выборы
|