Народ и партия – «Единство»?
Власть опирается на общество ради его же блага, для чего последнее, организуясь, стремится оформить четко и популярно свои пожелания и ожидания и убедить государственные структуры реализовать на практике поставленные задачи. С этой целью и создаются политические партии, иногда – общественные политические движения и просто общественные движения. Но особо проницательных и приближенных всегда называют "партией власти".
Вы помните из курса новейшей истории нашей Родины кадеты? Или ВКП(б) в вариациях КПСС с её поздним выкидышем – КПРФ?
А из совсем новой – "Выбор России"? А также НДР и, наконец, "Единство".
Благие намерения предшественников "медведей" стать реальной политической силой, не опирающейся исключительно и только на лидера и его политический вес в данный конкретный исторический момент, остались таковыми. Достигнув благословенных вершин властной вертикали, необратимо происходило постепенное разложение и, как логическое завершение – распад. Причины различны и многочисленны: нет опоры, нет программы действий, нет идеологии.… Нет собственного лица. Единственная цель и стратегическая задача – достичь власти. Любыми способами, обычно – массированной пропагандой благодаря отличным голосовым связкам и контролю над информационными каналами. Но добиться и удержать не одно и тоже.
Тремя китами политической программы уважаемой партии стали умеренность, взвешенность и здравый смысл. Выраженная в доступной, хотя и несколько лапидарной форме национальная идея (вернее, её отдельные и весьма разрозненные составляющие, типа "мочить в сортире", что подразумевает активную оборонительную жизненную позицию российского государства на современном этапе и его возрождение на пути к всеобщему благоденствию) привлекла отчасти благодаря прекрасной пиаровской кампании широкие слои населения. И сейчас уже около 250 тысяч человек по всей стране подали заявления на вступление в партию, а региональные отделения «Единства» в срочном и весьма организованном порядке преобразуются в партии из общественных движений.
Уловив ностальгию общества по консерватизму, приверженность к традициям в сочетании с государственной мудростью идеологи "Единства" пытаются выстроить и идеологическую базу, и конкретную программу действий. Так, на 2001 год стратегический документ назван "Программа реальных дел". Красиво, оригинально и весьма напоминает европейскую тактику «малых шагов».
Претендуя на лавры и положение, аналогичное занимаемому Демократической партией Соединенных Штатов – одного из столпов демократического не государства, но общества, наша политическая элита слегка просчиталась. Забыли, что демократы существуют лишь в неразрывном единстве с республиканцами плюс определенный процент независимых (как правило – сумасбродных магнатов, желающих потратить деньги с шиком по возможности наиболее экстравагантным способом, сделав мимоходом прекрасную – отчасти за государственный счет – рекламу своему бизнесу и потешив собственное самолюбие нетрадиционным методом). Но напарника себе пока не подобрали или просто не нашли на нашей политической арене достойных соперников и реальных оппонентов. Скомпрометировавшая себя поведением буфера между властью и недовольными КПРФ вряд ли может послужить партнером, поскольку не обладает достаточным здравым смыслом и научной обоснованностью своей программы, которая не содержит ничего кроме лозунгов откровенно дешево-популистского толка, и электората её вряд ли хватит ещё на две-три федеральные кампании, учитывая, что продолжительность жизни в России неуклонно сокращается. Нужны действительные противники, оппоненты, конкуренты, соперники. Найдутся ли они? Надеюсь.
Инициативы партии можно лишь приветствовать. Настойчивые попытки заострить так называемую «проблему 2003 года», который будет самым тяжелым с точки зрения выплат по внешнему долгу, неприятностей в социально-демографической сфере и выбытия изношенных производственных фондов. Активная работа над законом о партиях, главный смысл которого заключается в поднятии роли партий в жизни страны и создании политической системы, в которой Президент и органы государственной власти опирались бы не на военных, чиновников или олигархов, а на партийное гражданское общество. Правда, в этой связи "Единство" предлагает переход к институту партийного президента, что оценивается неоднозначно в контексте становления демократических институтов, но поддерживает идею финансирования партий. Наконец, третьим направлением деятельности стало установление рабочих связей с правящими партиями ведущих стран. Поскольку, по словам лидера фракции "Единство" Бориса Грызлова, «сегодня между партиями развитых стран мира не существует серьезных идеологических различий», а различия заключаются, скорее, в национальных приоритетах, мы считаем для себя важным налаживание отношений с так называемым клубом лидеров, то есть правящими партиями, которые имеют реальное влияние на деятельность исполнительной власти. Кроме того, "Единство", по мнению Грызлова, может содействовать смягчению инвестиционного климата в России, показав всему миру, что курс Президента имеет поддержку не только в высоких кабинетах. Все это, безусловно, важно и прекрасно. Но что будет на деле? Вершина уже покорена, идти же дальше во много раз сложнее.
|