Новейшая переписка Курбского с Грозным
В 1564 году сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Михайлович Курбский бежал в Литву. Вскоре началась знаменитая полемическая переписка царя с Курбским, ставшая одной из жемчужин русского эпистолярного жанра и политической мысли. Спустя 436 лет Борис Абрамович Березовский продолжил славную традицию обличения неправедной власти, распространив свои обвинения не только в печатном, но и в электронном информационном пространстве.
В заявлении, опубликованном в газете "Коммерсантъ", бывший сподвижник Владимира Владимировича заявил о своём решении не возвращаться на допрос в Россию в связи с усиливающимся давлением со стороны властей и лично Президента Путина. По словам Березовского, его вынуждают сделать выбор - стать политзаключенным или политэмигрантом.
Как утверждает Борис Абрамович, так называемое дело ''Аэрофлота'' было инспирировано Евгением Примаковым, а затем реанимировано с ведома и по инициативе Президента Путина. Из заявления следует также, что прибыль ряда швейцарских фирм, работающих с "Аэрофлотом", использовалась для финансирования блока "Единство" и президентской предвыборной кампании, о чем сам Путин знал. В данном контексте вполне понятно справедливое недоумение Бориса Абрамовича, как его смогли перевести из свидетелей в обвиняемые. И это за верную службу-то, сослуженную Владимиру Владимировичу! Что ж, на то царская воля – казнить своих холопов или миловать. Это, по крайней мере, со времен Ивана Грозного на Руси не изменилось. Да и должны же быть какие-то национальные константы.
Далее Березовский с горечью признал, что способен ошибаться в людях, в частности, во Владимире Путине, которого считал достаточно дальновидным и сильным. Однако, бизнесмен исключает возможность ошибок в своей оценке политических процессов, происходящих в России. В заключение Борис Березовский пообещал провал режима Владимира Путина до истечения конституционного срока.
К сожалению, остались тайной взгляды Бориса Абрамовича на фундаментальные вопросы развития России, принципиальные разногласия по которым и явились, по его словам, главной причиной разрыва с президентом.
Впрочем, вряд ли заявление Березовского потрясет основы политической жизни России. Как известно – собака лает, а караван идет. Так, сравнительно недавняя публикация в газете "The Moscow Times" журналистского расследования массовых фальсификаций во время президентских выборов не вызвала вообще никакой реакции заинтересованных лиц, и, думается, отнюдь не из-за отсутствия в ЦИК РФ или в аппарате президента людей, владеющих английским языком. Да и смешно ведь, в самом-то деле – миллионом голосов больше, миллионом – меньше, какая разница? Лишь бы человек, избираемый на высший государственный пост, был хороший. В России же, по словам Александра Вешнякова, выборы проходят “более демократично и объяснимо для избирателей”, чем где-нибудь в Палм Бич, c их треволнениями по поводу каких-то нескольких десятков или сотен голосов. Кому прозрачность, а кому – управляемая демократия.
На этом фоне нельзя не подивиться мужеству Александра Альбертовича, заявившему в интервью радиостанции “Эхо Москвы”, что если у Березовского действительно есть документы, подтверждающие высказанные им обвинения, то виновных лиц необходимо привлечь к ответственности. Г-н Вешняков также дал понять, что не исключает возможности отмены результатов президентских выборов в случае, если такие доказательства найдутся. Впрочем, памятуя о том, что в России, со времен двенадцати чемоданов Руцкого, сенсационность подобных обвинений компенсируется их полной голословностью и отсутствием каких бы то ни было доказательств, главе ЦИК вряд ли стоит беспокоиться о том, чтобы довести свои предупреждения до дела.
О.Ляхович
|