Приживутся ли «праймериз» в России?
В Москве прошел двухдневный семинар на тему «Первичные выборы в России: опыт и перспективы», организованный Международным Республиканским Институтом.
В состоявшемся 25-26 ноября в гостинице «Аэростар» семинаре приняли участие депутаты Госдумы, представители партий и общественных организаций, а также видные политтехнологи и политологи. Были приглашены и представители ИРИС.
В своем вступительном слове Директор московского представительства Международного Республиканского Института д-р Ли Питерсон сказал, что существующие проблемы в американской избирательной системе лежат в сфере восприятия, а не технологий. Эти же проблемы были и в начале этого века, когда система уже не только давно сложилась, но и успела утратить доверие избирателей. Довод в пользу введения «primaries» в США – необходимость восстановить доверие к избирательной системе. Ради восстановления этого доверия, равно как для обеспечения большей прозрачности избирательного процесса в 1904 году в США и была впервые применена практика первичных выборов. Нет никаких причин, почему бы это не могло сработать и в России. Чем больше существует доверия к системе – тем больше давления, в конечном счете, она может вынести. Опыт же проведения предварительных выборов в Ярославле и Санкт-Петербурге позволяет очертить границы пространства, в котором возможно вести дискуссии о дальнейшей судьбе подобной практики в России.
Выступивший член Политсовета Союза Демократических Сил Болгарии Михайл Михайлов, поведал об успешном опыте использования «primaries» в ходе президентских выборов в Болгарии в 1996 году, в немалой степени способствовавших победе единого кандидата от СДС Петра Стоянова. В 1997 году болгарские демократы успешно повторили первичные выборы применительно к выборам парламента. Опыт проведения предварительных выборов в Болгарии показал, что «праймериз» при определенной адаптации к политическим, правовым, национальным и иным условиям страны, успешно можно применять и на прямых выборах, при условии наличия политической воли лидеров и четком выполнении оговоренных правил игры.
Тем не менее, до повсеместного внедрения практики предварительных выборов в России предстоит провести немалую работу. Большинство выступавших с российской стороны, сошлись на том, что в российских условиях, когда так называемые «правые» партии разобщены, предварительные выборы вполне могу быть полезны для определения единого кандидата от демократов. Без регламентации предварительных выборов законом, необходимо разработать единые для участников правила проведения «праймериз», в которых кандидаты и политические организации обязуются, в случае проигрыша, не выставлять свою кандидатуру на выборах (снять свою кандидатуру в пользу победителя) и работать в единой команде на победителя. Очевидно, что это должно быть обязательным условием соглашений. Проведение же «праймериз» на региональных выборах должно подготовить общественное мнение, а также и самих потенциальных кандидатов на высшие выборные посты в стране, к предварительным выборам как демократической процедуре отбора единого кандидата от демократических сил.
Несмотря на то, что попытки Политического интеллект-клуба «Сургутальт» провести первичные выборы в Ярославле в 2000 году встретили организованное противодействие со стороны местных властей (губернатор мотивировал это тем, что народ настолько глуп, что примет первичные выборы за «настоящие» и в день официального голосования просто не явится на участки), интерактивные выборы в прямом эфире НТВ, после которых кандидат в президенты Евгений Савостьянов снял свою кандидатуру в пользу Григория Явлинского, позволяет надеяться, что такая практика может быть плодотворно применена и в дальнейшем. Особенно важной, по мнению выступавших на семинаре Виктора Шейниса и Евгения Савостьянова, она может стать в свете последних попыток президента Путина создать двухпартийную систему «сверху», и повсеместному ослаблению позиций демократов в регионах.
Что касается возможного внедрения практики предварительных выборов, то её следует рассматривать в двух плоскостях: в условиях действующего законодательства и при его изменении. В случае внесении изменений в действующее законодательство необходимо предусмотреть проведение «праймериз» как до объявления выборов, так и после объявления выборов, но до регистрации кандидатов, а также после регистрации кандидатов.
Во второй части семинара обсуждались конституционно-правовые аспекты проведения первичных выборов в России, а также роль администраций регионов, избирательных комиссий и средств массовой информации.
О.Ляхович
(При написании статьи использовались материалы к семинару «Первичные выборы в России: опыт и перспективы», подготовленные Международным Республиканским Институтом и НП «Проектный Центр»)
|