Кремль остался без связи
Ковалев Г.
Третье чтение законопроекта "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" прошло сегодня в Госдуме в автоматическом режиме. К 310 депутатам, поддержавшим "драконовские" поправки к действующему закону во втором чтении, сегодня прибавилось еще 26 народных избранников. Таким образом, резко негативная реакция общественности на поправки никак не сказалась на судьбе законопроекта.
Как и ожидалось, против принятия очередного чиновничьего шедевра выступили большинство депутатов от фракций "Родина" и КПРФ (в полном составе), а также еще несколько "независимых". Общее количество оппозиционеров составило всего лишь 97 человек. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь коммунисты окажутся либеральнее по своим взглядам, чем представители "партии власти". Видимо, на позиции КПРФ сказался десятилетний опыт в области законотворчества "плечом к плечу" вместе с либеральными политическими проектами, в различных вариантах присутствовавших в стенах Госдумы до декабря прошлого года. Нынешний формат российского парламента, как показали минувшие выборы, не предусматривает наличия либералов (СПС и РДП "Яблоко"), а потому на их лавры начинают претендовать, как ни странно, депутаты от КПРФ.
Впрочем, в данном конкретном случае этому можно найти объяснение. КПРФ с момента своего возникновения позиционировала себя в качестве партии, оппозиционной существующему режиму, будь то "антинародный режим Ельцина" или "полицейский режим Путина". Вместе с тем косность ЦК не позволяла ей предпринимать креативные шаги на пути к расширению электоральной базы и, как следствие, к победе на выборах. В подобной ситуации в борьбе за власть со стороны КПРФ был задействован ряд демократических достижений "пореформенных лет", включая политические права граждан, закрепленные в Конституции РФ (в частности, ст. 31, предусматривающая право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование). Институт митинга, по сути, был одним из немногих инструментов в руках коммунистической оппозиции, с помощью которого она могла мобилизовывать свой электорат. Бесспорно, ранее существовала практика запрещения массовых мероприятий, чему есть масса свидетельств. Сегодня же Госдума своим решением, по сути, закрепила эту практику, законодательно ограничив оппозицию в использовании инструмента мобилизации электората. В проигрыше может оказаться и народ - по крайней мере, та его часть, которая участвует в публичных мероприятиях.
Отныне митинги и демонстрации будут проводиться в любых местах, безопасных для людей, кроме территорий, прилегающих к резиденциям президента, вредным производствам, судам, тюрьмам, железным дорогам. Для того чтобы провести митинг, шествие или пикетирование организатор, должен не просто уведомить соответствующий орган исполнительной власти о своем намерении, но и согласовать с чиновниками время и место проведения публичного мероприятия. Если такое согласование будет отсутствовать, "организатор не в праве проводить мероприятие". Более того, организатор обязан обеспечить в пределах своей компетенции общественный порядок, включая безопасность в ходе запланированного мероприятия. К этому стоит добавить еще и ограничение по времени проведения акции, которое также играет не в пользу митингующих и означает только одно - "сидение шахтеров на Каменном мосту", или так называемые "палаточные городки", станут пережитком прошлого. Но что более существенно, в соответствии с новой редакцией законопроекта организаторы должны будут отправить представителям власти почасовой регламент устраиваемого ими публичного мероприятия, а неграждане вообще не будут иметь право на организацию митинга.
По сообщениям СМИ, ожидается, что уже девятого июня одобренные сегодня в третьем чтении законопроект рассмотрит Совет Федерации, после чего его тут же подпишет президент, и после официального опубликования закон вступит в законную силу. Все это планируется сделать до двенадцатого июня с тем, чтобы Россия встречала День независимости уже по новому закону, на который, как известно, уже запланированы массовые акции со стороны оппозиции. Между тем, представляется важным отметить, что, если новый закон и играет сейчас в пользу действующей власти, то только на краткосрочную перспективу. Ибо, администрируя формы народного волеизъявления, Кремль обрекает себя на ситуацию, в которой будет ограничена и обратная связь с обществом. А это, как показывает история, чревато. Прежде всего, для действующей власти.
Георгий Ковалев
04.06.2004
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/2004/zloba4252.php
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кириченко Л., Специфические особенности российских законов о выборах
Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс
Демократия.Ру: Фирсов А., Тезисы о Либерализме и Тоталитаризме
Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
Демократия.Ру: Джульетто Кьеза, Печальная республика Путина
ИноСМИ.Ру: Келвин О., Россия не понимает, что такое свобода слова
Финам.Ру: Из хроник будущего правления Государя Владимира Владимировича
Новая Газета: Джемаль О., Серова Я., Всероссийский кляп. Страсти вокруг референдума
|