О нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан говорят давно, но для чего он строится – непонятно
Григорьев С.
Комментировать приостановку грузинским Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан довольно сложно, потому что российская сторона не имеет ни к этому строительству, ни к его приостановке никакого отношения.
Свою роль мы обозначили еще на стадии принятия решения о его строительстве. Нас призывали поддержать эту стройку, но мы посчитали этот проект экономически необоснованным, а в экономически неоправданных проектах наша компания не участвует.
Для нашей компании этот трубопровод не является конкурентом, хотя бы потому, что для нас объемы азербайджанской нефти в 2,5 млн. тонн в год сопоставимы с каплей в море, тем более, что еще ни разу азербайджанская сторона не выполнила договорных условий, хотя соглашением предусмотрены поставки в объеме 5 млн. тонн.
Говорить о конкуренции в данном случае вообще не имеет смысла. Если бы азербайджанская сторона хотела увеличить объемы поставок своей нефти за рубеж и обратилась к нам, то наша компания сумела бы без большого напряжения обеспечить весь требуемый объем поставок. При этом разговоры о трубопроводе до Джейхана велись еще лет десять назад, а трубопровод все еще не построен. И не понятно для чего он строится.
Сейчас в Азербайджане добывается 13-15 млн. тонн нефти. Определенная ее часть перерабатывается на местном НПЗ для собственных нужд. Сначала были разговоры о колоссальных масштабах добычи. Регион называли чуть ли не вторым Кувейтом, а затем оказалось, что одной только азербайджанской нефтью заполнить трубопровод мощностью 50 млн. тонн в год невозможно и говорить стали о возможном привлечении казахстанской нефти.
А объем добычи нефти в Казахстане равен приблизительно 10 млн. тонн. Тогда поступили предложения в адрес России. Расчет в то время был и на то, что разработки на Каспии будут увеличены, но оказалось слишком много пустых скважин, неподтвержденных запасов. Нам это было видно еще десять лет назад. Но политика в этом мире определяет все.
Мы занимается не политикой, а экономикой и ее конкретной составляющей по доставке нефти. Наш трубопровод на Новороссийск сейчас работает без перебоев и перекачивает 5 млн. тонн нефти в год. Мы могли бы увеличить, по крайней мере, вдвое пропускную способность за счет введения в строй новых мощностей, если бы такая просьба поступила с азербайджанской стороны.
Когда встал вопрос о безопасности перекачки нефти по территории Чеченской республики, мы оперативно построили ветку в обход Чечни, причем это никак не отразилось на тарифе для Азербайджана. Для нашей компании, обеспечивающей доставку 450 миллионов тонн, осуществившей проект Балтийской трубопроводной системы мощностью уже в 42 миллиона тонн, обеспечить дополнительную перекачку дополнительных 10-15 миллионов тонн нефти не составляет большого труда. А почему грузинское министерство приостановило строительство, можно только догадываться. Но, как видите, экономика здесь не при чем.
Сергей Григорьев, Вице-президент ОАО "АК "Транснефть"
23.07.2004
Статья и фото опубликованы на сайте Кремль.Орг
Постоянный URL статьи http://www.kreml.org/opinions/61092764
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Страна.Ру: В Тбилиси обсудят рамочный договор между Грузией и Россией
Ирак.Ру: Российское благосостояние спасет только всеобщая катастрофа
Демократия.Ру: Ирак: Зачистка, Восстановление, Референдум
Демократия.Ру: Яковерко И., Трубный яд. Новая мораль: власти достаточно нефтяной халявы, и ей не нужны люди, созидающие и совершающие поступки
Интерньюс.Ге: Визит Михаила Саакашвили в Москву
Демократия.Ру: Олейник А., О победителях и проигравших
|