И снова гендерный вопрос…
14 февраля 2001 года состоялся круглый стол «Проект закона о партиях глазами женщины», организованный Американской Ассоциацией Юристов Центрально- и Восточно-Европейская Правовая Инициатива при содействии Комиссии по делам женщин при Председателе Совета Федерации. Активное участие в его проведении приняли представительницы политического общественного движения «Женщины России», Федерации мира и согласия, женского инновационного проекта «Восток-Запад», партии «Яблоко», несколько женских организации из российских регионов.
В непродолжительной вступительной речи директор гендерной программы Завадская Л. Н. обратила внимание участников семинара на актуальность и важность проблемы равенства полов в свете намеченной реформы политической системы России.
На семинаре рассматривался один проект «О политических партиях», внесенный в Государственную Думу Президентом РФ. Альтернативные проекты остались на семинаре не затронутыми. По словам Завадской Л. Н. Проект носит явный гендерный характер, поскольку закрепляет принцип равенства мужчины и женщины и употребляет понятие «пол».
Необходимо отметить, что ситуация на политической арене России кардинально изменилась относительно 1993-95. В тот период политическое движение «Женщины России» самостоятельно прошло в Государственную Думу. На выборах же 1999 года депутатские мандаты получили лишь 35 женщин, что составляет 7,8 %, при этом по федеральным спискам избирательных объединений и блоков ещё меньше – около 3%. Статьи
законопроекта, непосредственно представляющие гендерный интерес - это
1. п.1 и 4 ст.8: Основные принципы деятельности политических партий. «Политические партии способствуют обеспечению равных прав и обязанностей» явно относится к разряду политической лирики, поскольку не предусматривают конкретного механизма их реализации.
2. п.3 ст.9: Ограничение на создание и деятельность политических партий. Запрещение на создание партий по признаку пола (также, как и по профессиональному и социальной принадлежности) отмечено как необоснованно ограничивающее права и свободы граждан на свободу создание союзов и ассоциаций. При этом российские активистки ссылались на опыт Исландии, имеющей «женскую» партию, куда могут быть приняты только представительницы «слабого» пола.
3. п.3 ст.14: Проведение съезда общероссийского общественного движения для преобразования в политическую партию. Встает вопрос о возможности перерегистрации женских общественных организаций в соответствующие политические партии по признаку борьбы с дискриминацией пола. Более целесообразным и приемлемым решением для активисток российского женского движения было бы создание женских секций при партиях, как, например, Рабочее сообщество женщин при Социал-демократической партии ФРГ.
4. п.10 ст.23: Членство в политической партии. По мнению участников здесь закрепляется в негативной, перевернутой форме принцип равенства (Конституция РФ, ст.19): «не может быть ограничено в зависимости от пола», а должна быть включена формулировка, содержащаяся в Конституции РФ, в соответствие с которой равенство полов «должно гарантироваться».
Предложение, с которым выступили участницы семинара - внесение поправки о гендерном квотировании в руководстве партии и при выдвижении партийных списков на выборах. Законодательное закрепление квот увеличит представительство женщин на политической арене, будет способствовать обучению приемам и тактике борьбы, обеспечит поддержку со стороны государства, которое в соответствие с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин должно устанавливать “аффирмативные” права для столь социально незащищенной категории.
|