Первый, пошел!
Кынев А.
Президент России впервые уволил избранного губернатора
9 марта 2005 года Президент РФ Владимир Путин впервые отрешил от должности избранного населением губернатора. «Первой жертвой» стал губернатор Корякского автономного округа В.Логинов, избранный на свой второй губернаторский срок лишь 4 апреля 2004 года. Как гласит указ Президента, В.Логинов отстранен «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей».
Надо признать, что «первая жертва» данной новой нормы федерального законодательства была выбрана как нельзя удачно – Владимир Логинов действительно был очень слабым и очень непопулярным губернатором, не критиковал которого только ленивый. Увольняя Логинова, Президент страны твердо знал, что ни сам уволенный, ни кто либо еще не станет его защищать. Корякия тот редкий случай, когда в региональном представительном органе – Думе КАО – у противников губернатора устойчивое большинство, выборы Думы КАО, состоявшиеся 19 декабря 2004 года, сторонники губернатора уверенно проиграли, а большинство получили коммунисты во главе с Ниной Солодяковой и примкнувшие к ним независимые депутаты.
Корякия давно имеет репутацию одного из самых «проблемных» регионов страны. Округ расположен в стороне от основных транспортных магистралей, фактически это географический изолят, так как не имеет с остальной страной иного сообщения, кроме авиационного и морского (и то в очень короткий период навигации). Главное средство сообщения – авиация, представленная ГУП «Корякавиа», авиапарк которого составляют полуразвалившиеся вертолеты и малые самолеты, летающие по одному богу известному графику из-за погоды и постоянных технических сбоев, причем и на эти редкие рейсы достать билет практически невозможно. Иногда даже районные центры неделями оказываются в полной транспортной изоляции, а уж про маленькие поселки и говорить не приходится. Автодороги в округе фактически отсутствуют (трасса из Паланы в Эссо – центр Быстринского района Камчатской области, которая должна стать «улучшенным зимником» давно и безнадежно строится). Фактически в округ приходится завозить все – от большинства продуктов питания до топлива, соответственно своевременное проведение северного завоза для округа это вопрос жизни и смерти. Транспортный фактор и хроническое недофинансирование привели к плачевному состоянию местное образование и медицину. Больницы укомплектованы врачами лишь на 48%, медсестрами на 54,5%. Ощущается сильная нехватка квалифицированных кадров, потому как именно они в первую очередь покидают округ.
Округ давно живет в основном за счет государственных дотаций. Большинство жителей КАО имеют доходы ниже прожиточного минимума и фактически живут за счет самообеспечения (тотальное браконьерство на море и охота). В 2002 решением губернатора Логинова из-за проблем с финансированием принято решение о снижении северного районного коэффициента с 2,0 до 1,6. Округ также занимает одно из ведущих мест в РФ по численности безработных на тысячу населения. КАО является одним из регионов РФ с самыми высокими потребительскими ценами, к примеру, стоимость минимального набора продуктов питания в Палане в три раза выше, чем в Благовещенске, самая высокая на Дальнем Востоке. Из-за резкого ухудшения условий жизни с 1990 года население округа уменьшилось на 40%. Миграционный отток естественной убыли населения составляет 80 процентов. Средняя продолжительность жизни коренных народов Севера - 40 лет.
Единственные богатства округа – это рыба и платина, которую добывает ЗАО «Корякгеолдобыча» (КГД), генеральным директором которой до 2000 и работал Владимир Логинов.
Хотя губернатор Корякского автономного округа является высшим должностным лицом КАО и лично возглавляет систему исполнительной власти округа, тем не менее, по сравнению с большинством иных субъектов РФ его полномочия являются гораздо более ограниченными, чем у большинства российских губернаторов. Причин здесь несколько – высокая роль коммунистов, имевших значительное влияние, как в Окружном совете народных депутатов, так и в Думе КАО всех созывов, и всегда выступавших за расширение полномочий представительных органов власти и коллегиальный характер принятия решений (в результате губернатор фактически все основные кадровые решения обязан согласовывать с Думой КАО, все депутаты которой работают на освобожденной основе), отсутствие сплоченных и организованных общеокружных элитных группировок, которые могли бы стать основой для сильной исполнительной власти, а также высокая степень развитости местного самоуправления (по факту в КАО уже с середины 1990-х действует двухуровневое местное самоуправление и почти в каждом селе есть свои избранные населением и независимые от губернатора глава и сельский совет). Ослабляет центральные власти КАО и географическое положение округа: большинство районов и населенных пунктов естественно-географически изолированы друг от друга, размещение населения округа сильно децентрализовано (формальный центр Палана – это всего 14% населения округа). Таким образом, с одной стороны губернатор КАО в глазах избирателей персонифицирует региональную власть и находится «в ответе за все», а с другой – имеет очень слабые рычаги влияния на ситуацию в бедном и депрессивном регионе. Сложилась ситуация, когда эффект ожидания населения от губернатора не соответствует его реальному властному положению. В сочетании с постоянным ухудшением ситуации в регионе в течение 1990-х это вело к тому, что все корякские губернаторы 1990-х избравшись один раз на общеокружных выборах, следующие выборы неизбежно проигрывали, и только В.Логинов весной 2004 с большим трудом впервые смог переизбраться на второй срок. Причем благодарить за победу, по мнению наблюдателей, ему нужно было скорее не себя, а конкурентов, главным из которых стал прокурор округа Борис Чуев. Именно ошибки и перегибы кампании Чуева и позволили непопулярному Логинову остаться губернатором.
Когда Логинова избирали губернатором в 2000, большинство избирателей верило в него как в «крепкого хозяйственника», который вложит в округ «платиновые деньги» и все население КАО заживет, как добывающие платину работники «Корякгеолдобычи» (и если хуже работников КГД, но не сильно). Однако чуда не произошло, и кризис только год от года нарастал. Уже вскоре после избрания Логинова в 2000 выяснилось, что новый губернатор не имеет ни команды, ни знаний, ни средств для реализации каких-либо устойчивых программ развития. При формировании Логиновым окружной администрации изначально ставка была сделана не на расширение политической опоры губернатора и формирование вокруг него коалиции разных элитных мини-групп (а такие группы несомненно можно было найти), а наоборот, на сужение сектора политической поддержки губернатора. Фактически ничего не получили и очень быстро перешли в оппозицию губернатору коммунисты, что сразу усугубило ситуацию в Думе КАО (а без ее поддержки, как уже отмечено, губернатор фактически не может проводить никакой целенаправленной политики). Таким образом, Логинов фактически повел себя не как губернатор «всех жителей КАО», а как в первую очередь ставленник КГД. Хотя, насколько известно, ряд руководителей КГД также оказался откровенно разочарован результатами работы своего ставленника на посту губернатора. Причем явно проявился эффект завышенных ожиданий и неизбежного разочарования избирателей – жители КАО, и в частности Олюторского района, не стали ни жить, ни получать, как сотрудники КГД. Реально в КГД работает лишь незначительное число жителей округа, а месторождение платины осваивается преимущественно вахтовым методом. Причем среди жителей округа просто нет такого числа специалистов нужных категорий для работы в компании, однако жителям округа это объяснить невозможно и настроения социального иждивенчества, воспитываемые в округе многие годы, крайне сильны («раз завезли сюда жить - содержите»), и по этому ситуация во многом просто безвыходная. КГД само усугубило ситуацию раздражения некоторыми своими излишними «роскошествами» на фоне ужасающей нищеты местной жизни – чего стоит один офис компании в стиле евроремонт в поселке Тиличики, утопающем в грязи, среди разрушающихся жилых зданий.
Начались бесконечные конфликты с окружной думой, прокуратурой и т.д. Не удалось сформировать полноценную администрацию: пригласить «внешних» спецов денег не было, а из местных просто никого не было нужного уровня. Окружная Дума вынудила уйти в отставку «правую руку» губернатора С.Засухина. Сильно усугублял ситуацию редкий дар губернатора давать разным людям одновременно взаимоисключающие обещания, тем самым быстро превращая во врагов собственных союзников (нормальным явлением было, когда губернатор дал добро для участия в местных выборах кому-то, тот выдвинулся, а губернатор передумал, но ему не сообщил, и уже уговаривает другого человека). Таким образом, губернатор сам умножал количество собственных проблем.
Сам Логинов вел себя крайне непоследовательно, кидаясь из крайности в крайность и находясь под влиянием «всех во все стороны». В результате фактически «зависшим», брошенным на произвол судьбы оказался такой важнейший сектор, как социальная сфера (а бюджетники составляют в округе большинство избирателей), крайне слабым является правовое управление (решения губернатора регулярно опротестовывает прокуратура), у администрации округа практически полностью отсутствует пиар-обеспечение деятельности – нет ни нормальной пресс-службы, ни аналитического управления (которое должно бы идее разрабатывать стратегию и тактику деятельности администрации).
Была проиграна борьба за рыбные квоты (если это вообще была борьба), а главное – в 2002 решением губернатора из-за проблем с финансированием принято решение о снижении северного районного коэффициента с 12,0 до 1,6, что вызвало настоящий взрыв недовольства. Администрация объясняла неизбежность этого решения тем, что правительство РФ повысило зарплаты бюджетникам, тем самым лишив округ возможности доплачивать жителям по коэффициенту 2,0.
Выяснилось также, что само КГД не очень отдавало себе отчет, зачем оно поставило в округе своего губернатора, если денег для помощи ему нет. У компании большие сложности – месторождение платины исчерпывается, а новые «золотые» проекты требуют огромных инвестиций (компания постепенно переориентируется на золотодобычу). Кроме того, у нового губернатора не оказалось сколько-нибудь серьезной системы политического и экономического лоббизма на федеральном уровне (иначе столь грубое игнорирование интересов округа при Логинове практически всеми федеральными ведомствами от Госкомрыболовства до МНС трудно объяснить). Из позитивных изменений при Логинове можно отметить реализацию перспективных проектов (начало строительства мини-ТЭЦ, вяло строящиеся новые дороги, добыча золота в Карагинском и Пенжинском районах). Создан внебюджетный Фонд по развитию экономики и поддержке ЖКХ КАО.
И хотя Логинов в апреле 2004 с большим трудом избрался на второй срок, в Думе сохранялось оппозиционное большинство, и это большинство не намеревалось идти ни на какие уступки губернатору. В частности, губернатор так и не смог сформировать полноценный состав своей новой администрации. По окружному закону у главы округа должно быть 7 вице-губернаторов, однако дума согласовала назначение только четырех. Все основные кадровые предложения Логинова Дума отвергла, в частности не были утверждены представитель при Правительстве РФ В.Шевеленко и вице-губернатор по экономике и инвестициям (в том числе «по северному завозу») Михаил Соколовский, которые продолжили работать уже в ранге исполняющих обязанности. Именно фигура Михаила Соколовского, уроженца Украины, закончившего Киевскую духовную семинарию, а затем работавшего в страховом бизнесе, вызвала наибольшее удивление депутатов. По слухам он имел какое-то отношение к финансированию избирательной кампании В.Логинова, но никогда не работал в КГД. И когда осенью 2004 в округе разразился крупномасштабный кризис, связанный со срывом завоза топлива, который привел к тому, что на грани замерзания оказались многие поселки западного побережья, именно Соколовский оказался «крайним» и с ним связан самый корякский скандал этого года. Его обвинили в том, что летом 2004 года от имени администрации КАО он подписал с московским ЗАО «Стройтек» договор о поставке 3,5 тыс. тонн жидкого топлива, на счет компании были перечислены 58 млн руб., однако топливо поставлено не было. По мнению прокуратуры, имел место предварительный сговор Соколовского с гендиректором этой компании. Сам Соколовский заявляет, что его как нового в регионе человека, подставили. В ноябре 2004 (т.е. разгар кампании по выборам Думы КАО) Соколовский был задержан в Москве, где он постоянно проживает, и этапирован в Петропавловск-Камчатский, а затем в Палану, где суд со второй попытки дал согласие на его арест. Катастрофа в сфере ЖКХ (поскольку топливо вовремя не завезли по морю, то для спасения людей его были вынуждены возить вертолеты МЧС – что во много дороже обычного «морского» завоза) и «дело Соколовского» оказались настоящим подарком окружной оппозиции, давно говорившей о неэффективности и профессиональной непригодности губернатора.
Сформированная Логиновым новая администрация, по мнению многих экспертов, оказалась крайне неэффективна, так как никоим образом не являлась командой. Так Урывский, который, по сути, курировал избирательную кампанию и должен был мобилизовать административный ресурс, является человеком, не имеющим большого веса в КГД – главной опоре губернатора. Так как Логинов осенью много болел, то на хозяйстве фактически оставался вообще не укоренный в области, зато имеющий хорошие отношения с КГД А.Гончаров, ранее проживавший в Белгородской области (в округе он оказался, так как учился вместе с нынешним генеральным директором КГД В.Кнолем).
Причем против губернатора в этой ситуации играла уже не только Дума – редкую активность проявил новый прокурор округа В.Чистов (прежний прокурор Б.Чуев после проигрыша Логинову ушел в отставку), бывший заместитель прокурора Камчатской области, явно намеренный делать дальнейшую карьеру, и по этому готовый «рыть землю». Так как ситуация сложилась двухполюсная - «губернатор-Дума», а Дума в глазах населения прочно ассоциирована с КПРФ и Н.Солодяковой, то любые шаги против губернатора, кто бы их не предпринимал (в данном случае прокуратура) явно «лили воду» на мельницу оппозиции. Таким образом, Чистов подтверждал правоту коммунистов, возбуждая уголовные дела, а «Южные электрические сети», торгующиеся с администрацией округа по поводу оплаты долгов округа, организовали мощный пиар «корякского кризиса» по центральному ТВ, включая интервью Н.Солодяковой по Первому каналу в программе «Время». А так как во многих поселках нет иной информации кроме двух центральных каналов (газеты на территории округа почти отсутствуют, привозятся редко и с большим опозданием), а информация, показанная по ТВ воспринимается почти как «истина в последней инстанции», то ценность фактически сделанного ЮЭС подарка (а в Палану были привезены журналисты не только Первого канала, но также НТВ, РенТВ и других СМИ) оппозиции невозможно переоценить.
Боролись с администрацией округа не только прокуратура и ЮЭС. Сама администрация довела ситуацию до того, что федеральные чиновники просто вынуждены были комментировать ситуацию в КАО. Так глава федерального агентства по строительству ЖКХ В.Аверченко в сентябре 2001 вообще заявил, что будет настаивать на привлечении к уголовной ответственности руководства КАО.
В результате на выборах Думы КАО 19 декабря триумфа добилась оппозиция губернатору – первое место по спискам получила КПРФ с 35,13% (3 мандата), «Единая Россия» заняла только второе место с 22,68% голосов (2 мандата; в декабре 2003 было 48% - то есть поддержка упала более чем вдвое). По единому пятимандатному округу избрано все 3 кандидата, выдвинутых КПРФ – председатель Думы Н.Солодякова (41,29%), член Совета Федерации А.Суворов (31,62%) и бывший глава Карагинского района В.Атяшкин (20,14%), а также еще 2 кандидата фактически поддержанных коммунистами – бывший прокурор округа Б.Чуев (26,25%) – тот самый, что баллотировался против В.Логинова на выборах губернатора и бывший вице-губернатор В.Мышляев (16,14%) – фактически крупный по местным меркам бизнесмен, поссорившийся с Логиновым в начале 2004 и имевший собственные губернаторские амбиции. Все кандидаты «Единой России» по единому пятимандатному округу получили голосов даже меньше, чем отдано «против всех». Таким образом, оппозиция получила 8 мест из 12 – то есть большинство в 2/3 голосов. Это обстоятельство стало еще одной «черной меткой» губернатору и об уходе Логинова стали говорить как о вопросе решенном.
24 января 2005 года вице-губернатором КАО, курирующим в том числе северный завоз, под давлением полпреда президента в ДвФО К. Пуликовского, был назначен крупный приморский бизнесмен Олег Кожемяко, «Преображенской БТФ» которому в Корякии в частности принадлежит Тымлатский рыбокомбинат. В декабре 2004 на выборах губернатора Камчатской области О.Кожемяко занял третье место с почти 14% голосов, а на территории Корякии – вообще первое.
Первый тур выборов губернатора Камчатской области 5.12.2004 на территории Корякии
|
КАО в целом |
Карагинский район |
Олюторский район |
Пенжинский район |
Тигильский район |
Явка |
5872 (33,4%) |
32,9% |
34% |
39% |
31,6% |
A.Дудников |
861 (14,7%) |
6,83% |
18,56% |
18,79% |
14,71% |
О.Кожемяко |
2092 (35,6%) |
54,01% |
31,86% |
30,09% |
26,32% |
М.Машковцев |
411 (7%) |
4,81% |
4,31% |
5,12% |
10,57% |
Б.Невзоров |
1559 (26,5%) |
20,77% |
24,45% |
21,81% |
31,89% |
Против всех |
720 (12,26%) |
9,41% |
15,39% |
14,45% |
10,44% |
Поле выборов губернатора Камчатки стало очевидно, что именно О.Кожемяко обладает на территории КАО наиболее развитой штабной сетью и контролирует наибольший объем электората.
Когда О.Кожемяко стал вице-губернатором Корякии, всем было ясно, что когда заместителем губернатора становится человек, чей личный политический вес в разы превышает политический вес самого губернатора, то именно заместитель становится реальным губернатором, а губернатор формальный, по сути, превращается в «английскую королеву». На новом посту Кожемяко развернул бурную деятельность – широкие программные интервью в прессе, поездки по территории, которые он не только согласовывал с В.Логиновым, но и вообще не ставил последнего в известность о них.
3 марта стало известно, что у губернатора Камчатской области М.Машковцева по инициативе региональной организации «Единой России» прошло совещание, где было решено провести 2 октября 2005 референдум об объединении Камчатской области и Корякского АО в один субъект Федерации. Логинова на это совещание не позвали…
Губернатор Корякии вспылил, в данном «Коммерсанту» комментарии он прямо назвал это решение «неэтичным», поскольку обсуждение проходило без участия представителей Корякии. Более того, В.Логинов выразил уверенность в том, что жители округа не согласятся на объединение, так как Камчатку интересуют прежде всего природные ресурсы округа…
Тем временем полпред Президента в ДвФО К.Пуликовский создал «оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации в КАО», по сути, взяв округ под свое оперативное управление, а все центральные телеканалы немедленно показали однотипные сюжеты о «замерзающей Корякии» (хотя Корякия замерзала еще с начала осени и никаких радикальных изменений в начале марта в ней не происходило), началась «артподготовка». Судьба губернатора была решена…. Утром 9 марта К.Пуликовский прямо заявил, что будет добиваться привлечения к ответственности руководства КАО за срыв отопительного сезона 2004-2005 годов. А днем того же дня Президент РФ заявил, что отстраняет Логинова и и.о. губернатора КАО становится О.Кожемяко.
То что именно Кожемяко будет предложен на пост губернатора, не вызывает сомнений. Уже имеющий опыт договоренностей с депутатами Думы КАО он скорей всего будет утвержден, несмотря на ее «коммунистичность» (при утверждении на пост вице-губернатора он получил 9 из 12 голосов «за»), после чего с удвоенной энергией возьмется за организацию референдума 2 октября. Если Камчатка и Корякия объединятся, значит, будут прекращены полномочия и губернатора Камчатки, а объединенный субъект возглавит новое лицо. Учитывая отношения М.Машковцева с прокуратурой и возбужденные против камчатского губернатора уголовные дела можно предположить, что у него есть серьезные шансы через некоторое время отправиться дорогой Владимира Логинова. А что касается Олега Кожемяко - большому кораблю большое плавание.
Только изменится ли после этого жизнь в Корякии и на Камчатке? Если раньше у федерального центра денег для дальневосточной окраины страны не находилось, с какой стати они появятся сейчас? Объединив одну нищету с другой проблему нищеты не решить…
А.Кынев,
кандидат политических наук
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Выборы Думы Корякского округа 19 декабря 2004: Электоральные эксперименты на фоне тотального кризиса систем ЖКХ
Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии
Демократия.Ру: Туровский Р., Кому мешали губернаторские выборы?
Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти
Демократия.Ру: Кынев А., Пропорциональная Россия
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински
Демократия.Ру: Мостовщиков С., Планы Путина – планы народа
Демократия.Ру: Новый "ледниковый период" в России
|