Пять ножей в спину "Родины"
Полянский А.
Недавний скандал, связанный со стремлением части фракции "Родины" отправить в отставку зампреда Государственной думы по квоте этого блока Сергея Бабурина, свидетельствует об остром кризисе в этом блоке. Кризис стал отражением ситуации в "Родине", вызванной изменением отношения к ней власти.
Монетизация льгот стала, как известно, серьезнейшим испытанием для власти. По существу, в стране разразился политический кризис, охвативший как регионы, так и центр. Будучи фактически загнана в угол, власть стала проводить инвентаризацию союзников и занялась поиском новых. В частности, вновь было активизировано сотрудничество с либералами, которым в январе-феврале пришлось стать главными "объяснителями" необходимости монетизации льгот обществу. Наверняка появятся и иные, не планировавшиеся союзники, ведь те, кому положено "по штату" помогать власти в подобной ситуации, - блок "Родина", эту функцию выполнить не в состоянии.
Для власти вполне естественным было бы привлечение в союзники популярной партии, аккумулировавшей голоса протестного электората и к тому же, как известно, "всегда готовой". Но это оказалось невозможно.
Причем если раньше проблемы можно было списывать на козни внутренних врагов вроде Сергея Глазьева, то теперь стало ясно - трудности связаны с политикой Рогозина и его ближайшего окружения, которая вылилась в пять миникризисов по всем сферам жизнедеятельности этого политического объединения.
Кризис бизнес-модели
Устранив в начале 2004 года из руководства блока Сергея Глазьева, Рогозин стал строить партию "Родина" по своему усмотрению: как "взлетную полосу" для себя лично и как бизнес-структуру. До Дмитрия Рогозина бизнес-модель партии реализовал только Жириновский. Рогозин пошел по его стопам.
Составляющие бизнес-модели "Родины" таковы: а) получать ресурсы власти в обмен на якобы противодействие оппозиции; б) получать средства от олигархов за лоббирование бизнес-проектов (прежде всего, аналитики связывают рогозинскую партию с "Русским алюминием"); в) сдавать в аренду партийный брэнд на региональных выборах - осуществлять так называемый партийный франчайзинг, то есть передачу лейбла "Родина" политикам или политическим объединениям на определенных условиях.
К началу 2005 года стало ясно, что выдавливать оппозицию не получается - в феврале-марте активизировались все кому не лень (Зюганов, Явлинский, Касьянов, Семигин, Каспаров) безо всякого противодействия со стороны "Родины", и Дмитрий Рогозин с его наспех организованной и наспех свернутой голодовкой их заслонить и оттеснить на политическую периферию не смог. Отсюда - раздражение Кремля по отношению к Рогозину.
Средства от олигархов сохраняют роль ключевого источника финансирования, но откровенно признавать это - значит, ломать антиолигархическое звено партийной идеологии.
На региональных выборах политический франчайзинг в исполнении "Родины" оказался неэффективен. Наибольшего успеха удалось добиться там, где "Родина" была представлена региональными блоками, а не шла сама по себе; где использовался не брэнд "Родины", а, так сказать, брэнд патриотической идеи, связанной с этим движением.
Например, в Сахалинской области, где блок "Наша Родина - Сахалин и Курилы" получил 19,94% голосов и занял первое место, в Тульской области, где два блока, образованных партиями-учредителями федерального блока "Родина" ("Засечный рубеж - партия "Родина" и "Глас народа - За Родину!") вместе набрали также почти 19%.
Того же плана примеры - избрание поддерживаемых "Родиной", но не входящих в нее кандидатов на губернаторских выборах в Рязанской области (Георгий Шпак) и Ненецком автономном округе (Алексей Баринов) соответственно, в начале прошлого и начале этого года. Шпак, напомним, входил в думскую фракцию "Родины", но позиционировал себя как сочувствующий этому блоку. Несмотря на широко разрекламированную в Москве поддержку ему со стороны "Родины", в Рязани он победил безо всякой поддержки местной организации "Родины" (из-за слабости таковой). Его победа - личная победа Шпака.
Та же самая ситуация была в Ненецком округе. "Родина" объявила, что поддерживает Баринова, но Алексей Баринов вообще никак с "Родиной" связан не был, являлся и является членом "Единой России". И победил не благодаря поддержке "Родины", а просто как популярный в регионе политик. Более того, многие считают, что если бы "Родина" слишком педалировала факт поддержки в НАО, результат Баринова оказался бы хуже.
Там, где партия "Родина" шла в "чистом виде", то есть отдавала свой брэнд в пользование тем или иным региональным структурам, она в лучшем случае повторила довольно слабый результат осени 2003 года, предшествовавший ее громкому успеху на выборах в Государственную думу. Так произошло в Калужской области и Иркутской.
В Брянской же, Курганской областях и Хакасии результаты существенно ухудшились. Причем в Курганской области "Родина" вообще не прошла в областную думу. Единственный регион, где собственно партия "Родина" на региональных выборах добилась прироста полученного процента голосов -- это Архангельская область, где она получила 12,67% вместо 9,8%.
Курганский провал "Родины" - яркий пример "инструментальности" этой организации. В губернаторы области шел член партии харизматичный свердловский политик Сергей Капчук, однако "Родина" после серии переговоров решила его не выдвигать и фактически поддержать губернатора Олега Богомолова, с которым Капчук при этом продолжал бороться. Список "Родины" в Кургане возглавил лояльный губернатору Николай Кривощеков. В результате партия оказалась и без административного ресурса, и без популярного кандидата в губернаторы.
Большие вопросы вызывает разборчивость Рогозина при выборе союзников в регионах. Так, к примеру, в Брянской области третьим номером списка партии был заместитель генерального директора ОАО "Брянскхолод" Сергей Антошин, человек с весьма неоднозначной репутацией. 26 ноября 2004 года Брянский областной суд снял С. Антошина с выборов по причине того, что он "скрыл судимость", не указав ее в поданных документах.
Другой пример - Рязанская область. Здесь список "Родины" на грядущих выборах в законодательное собрание возглавил бывший соперник Шпака на губернаторских выборах депутат Госдумы Игорь Морозов, в прошлом глава московского охранного агентства "Альтернатива-М", который совсем недавно сменил политическую веру: перебежал из "Единой России" в "Родину". Рогозина при этом не смутило, что за Морозовым нет никакой региональной организации, что он даже не может сформировать избирательный список из более или менее известных в области людей. При этом федеральная "Родина" продолжает на словах поддерживать популярного в стране и области Шпака, исподтишка играя на стороне его главного оппонента.
Идеологический кризис
Торжество бизнес-целей ведет к размыванию внятной идеологии блока. У "Родины" вообще нет внятных взглядов - в одних регионах она поддерживает движения с националистическим оттенком (Тульская, Сахалинская области), в других - с социальным и даже близким к идеологии СПС (Иркутская область).
Вспомним, что Рогозин по непонятным пока причинам поддержал Ющенко, хотя по идее должен был бы до конца выступать за Януковича.
Ранее Дмитрий Рогозин выступал с державными лозунгами в отношении Украины, и именно он разогревал ситуацию вокруг косы Тузлы, которая вылилась в бесперспективное противостояние двух государств. России пришлось уступить. Та же ситуация была с державными лозунгами, навязываемыми "Родиной", в отношениях с Грузией, Молдавией, Белоруссией. Во всех этих случаях гневная риторика Рогозина оказала России медвежью услугу.
Кадровый кризис
"Родина", как уже было сказано, создавалась как вторая партия власти, резервный фронт Кремля; была буквально нашпигована серьезными, авторитетными федеральными политиками.
Но весь последний год ее список тает на глазах. Из-за конфликта с Рогозиным фактически покинул "Родину" Глазьев (остается только во фракции "Родины" в Думе, занимается собственной политической карьерой и созданием вокруг себя нового движения). Шпак тяготеет к "Единой России"; Геращенко ушел в ЮКОС и перестал заниматься политикой; Лебедев сосредоточился на развитии своего Национального резервного банка.
Бабурин все больше дистанцируется от Рогозина и строит собственные коалиции. По его примеру многие члены думской фракции и партии "Родина", не порывая формально связь с Рогозиным, все больше тяготеют к Семигину.
Внутри партии собственные олигархи стыдятся выходок вроде знаменитой голодовки в думских стенах. От нее, например, отмежевались входящие во фракцию "Родины" бизнесмены Южилин и Шишкарев.
По сути дела, в блоке "Родина" каждый политик занимается своей собственной судьбой, блок прекратил свое существование. А в партии "Родина" единственная видная фигура - сам Рогозин, ему приходится для усиления политического веса вербовать игроков "второго плана" вроде Игоря Морозова, журналиста из "Совершенно Секретно" Михаила Маркелова, экс-мэра Грозного Бислана Гантамирова.
Кризис модели теневого правительства
Сейчас налицо проблемы и у "Единой России", и у правительства Михаила Фрадкова. Невнятность, инертность "ЕР" многих в Кремле тяготит. Правительство же Фрадкова настолько нестабильно, что шатается от любого дуновения ветерка. Но от когорты видных персон, составлявших блок "Родина", остался по существу один Рогозин, он не в состоянии предложить Кремлю команду серьезных политиков.
Вместо того чтобы участвовать в реальной политике, Дмитрий Рогозин сосредоточил внимание на PR-акциях вроде голодовки в знак протеста против монетизации. В это время инициативу перехватывает Геннадий Семигин - политик хоть и "кремлевского розлива", но не связанный, как Рогозин, обязательствами выполнять определенную функцию в политической системе. Семигин, как известно, объявил о формировании теневого "народного правительства", в которое, кстати, вошли многие авторитетные представители блока, фракции и даже партии "Родина".
Рогозин же в силу неспособности предложить такое правительство, стремится сохранить свое влияние за счет интриг в Кремле.
Кризис фортуны
Звезда "Родины" взошла во время думских выборов 2003 года. Ни до, ни после такого результата у Рогозина не было. Думские выборы-2003 остаются, пожалуй, единственным успешным ее проектом. Проанализировать причины этого везения, извлечь из него уроки в "Родине" не смогли. В результате - одна неудача за другой.
Проиграны все довыборы в Думу - даже таким ярким политиком, как Михаил Делягин. Региональные движения, поддержанные "Родиной", занимаются политическим самоопределением и не связывают себя обязательствами перед федеральной структурой. Губернаторы Шпак и Баринов реализуют политическую линию, не связанную с "Родиной".
"Родина" не смогла использовать в своих интересах ни монетизационный кризис, ни проблемы в правительстве Фрадкова, неприкрытой торговлей брэндом и своим каналом доступа в "Кремль" Рогозин полностью скомпрометировал "Родину".
В этой ситуации Кремль, скорее всего, "отформатирует" "Родину": создаст в патриотической части политического спектра два-три управляемых центра силы: рогозинский, семигинский и, возможно, глазьевский. На этом историю блока "Родина" как резервной партии власти можно будет считать оконченной.
Александр Полянский - главный редактор журнала "БОСС"
18.03.05
Статья и фото опубликованы на сайте Политком.Ру
Постоянный URL cтатьи http://www.politcom.ru/2005/zloba5408.php
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Гарри Каспаров: Голодовка рогозинцев - признак скорых отставок в правительстве
Демократия.Ру: Дима, верни взносы!
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., В мире животных
Демократия.Ру: КПРФ перестраивает ряды, а Кремль ищет альтернативу "Единой России"
|