Одним президентом меньше
Самигуллина А.
В России начался процесс переименования президентов национальных республик. Их будут называть как угодно, но не так, как сейчас. Как сейчас можно будет называть вскоре только Владимира Путина. Первым эту неотложную и очень важную работу проделал парламент Северной Осетии.
В субботу депутаты парламента Северной Осетии в третьем чтении единогласно проголосовали за то, чтобы руководитель республики назывался отныне «главой Республики Северная Осетия – Алания». «В стране очень много работы, но это не означает, что все должны работать президентами. Президент в стране должен быть один, десятки президентов в одном государстве – это политико-правовой нонсенс», – обратился председатель парламента республики Таймураз Мансуров к своим коллегам перед голосованием.
«Когда в стране много президентов и они, согласно конституций своих субъектов, располагают такими же правами, как и президент всей страны, – это вовсе не способствует укреплению вертикали власти», – накануне озвучила такую же позицию руководитель информационно-аналитического центра Фатима Хабалова. «Слово «президент» должно иметь конкретное наполнение», – подчеркнула она.
Еще в 1998 году, когда руководителем республики был все тот же Александр Дзасохов, обсуждался вопрос о смене титула. «Но тогда по ряду обстоятельств конституцию нельзя было трогать или вносить какие-то изменения», – напомнил спикер. Теперь это было сделано, осталось только утвердить поправки. Правда, пока Дзасохов по-прежнему остается «президентом». Если закон и, соответственно, изменения в конституцию Северной Осетии будет приняты, то должность «глава республики» появится только в январе 2006 года. Впрочем, тот факт, что решение о переименовании принято сейчас, да еще в порядке «инициативы снизу», вероятно поможет Дзасохову сохранить свой пост, несмотря на требования его отставки, которые все настойчивее звучат со стороны части жителей республики.
Парламентарии Северной Осетии намерены вынести свою законодательную инициативу на суд других субъектов Федерации, где главы исполнительной власти также именуется «президентом». Тем самым формат законодательной инициативы получит знаменитый тезис спикера Совета федерации Сергея Миронова о том, что в России «слишком много президентов, а должен быть один». С тех пор, как эта фраза прозвучала, в различных регионах России периодически предпринимаются более или менее успешные попытки по отмене или переименованию президентского поста. Последняя из них провалилась в конце апреля в Удмуртии, где местный Госсовет торпедировал инициативу референдума об отмене поста президента Удмуртии, поддержанного рядом массовых митингов в Ижевске, организованных Координационным Советом гражданских действий и Общественным советом пенсионеров. Глава комиссии по законодательству Госсовета Жанна Дворцова объяснила нежелание депутатов проводить референдум тем, что гражданам может быть не ясно, упраздняется институт президентской власти в Удмуртии совсем или речь идет лишь о переименовании высшего должностного лица из президента в кого-нибудь еще.
Не очень удачно складывается пока и ситуация с ликвидацией поста президента республики Адыгеи Хазрета Совмена. Почуяв недоброе со стороны национального парламента, он первым распустил обе его палаты своим указом от 20 мая.
Официально роспуск был объяснен неисполнением постановления конституционного суда республики от 23 июля 2002 года в отношении нескольких статей закона о республиканском бюджете. Неофициальная версия заключается в том, что давно конфликтующий с парламентом Совмен опасался инициированной депутатами процедуры импичмента. На одном из парламентских слушаний в середине апреля на голосование был поставлен вопрос о выражении недоверия президенту республики. Оппозиционерам не хватило совсем чуть-чуть голосов, чтобы вопрос об импичменте был внесен в повестку дня.
Позже депутаты, старающиеся ускорить процесс объединения Адыгеи с Краснодарским краем, предложили отменить пост президента республики, так как он всячески старается не допустить этого слияния (Адыгея будет в результате поглощена Краснодарским краем и адыгейский президент никому не будет нужен). Результатом «парламентских провокаций» стало то, что, выбрав удобный момент, Хазрет Совмен распустил обе палаты парламента. Причем распустил именно в тот день, когда в столице республики Майкопе отсутствовали их председатели. Глава Совета представителей Татьяна Попова лежала в больнице, а председатель Совета Республики Мухарбий Тхаркахов находился в служебной командировке в Москве. Обиженные депутаты обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в конфликт и отозвать Хазрета Совмена с поста президента республики Адыгея. Если это произойдет, то очевидно, что выборов нового президента в Адыгее уже не будет.
Алия Самигуллина
21.05.2005
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/2005/05/21/oa_158274.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Третья чеченская. Не надо выдавать некомпетентность за непреклонность
Демократия.Ру: Бовт Г., Нищета философии «оттепели»
Демократия.Ру: Укрепление России или ее распад?
Демократия.Ру: Туровский Р., Кому мешали губернаторские выборы?
Демократия.Ру: У Путина есть 3 способа остаться главным человеком в стране
|