Демократия.Ру




Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. Данте Алигъери


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:30

Обновлено: 26.08.2005  Версия для печати

...и звание народный. Теперь госслужащие вновь могут становиться депутатами

Вступил в силу закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Его принимали перед самыми парламентскими каникулами, и если кто и обсуждал его — так лишь на предмет создания новых условий наибольшего благоприятствования для чиновников. При этом абсолютно незамеченной осталась одна из норм, заложенных глубоко внутри нового закона. Между тем после принятия этой нормы с разделением властей можно проститься окончательно.

Десять лет назад — в июле 1995-го — был принят закон «Об основах государственной службы РФ», где среди ограничений, накладываемых на российских чиновников всех рангов, значилось: государственный служащий не вправе быть депутатом любого уровня, в том числе депутатом представительного органа местного самоуправления.

акрытые перед чиновниками двери к депутатским мандатам — один из ключевых принципов разделения властей, вытекающий из принципиально различной природы представительной и исполнительной власти.

Одна из них строится по системе публичных выборов, другая — по системе «вертикальных» назначений. Одна из них получает свою власть и полномочия от граждан, другая — от вышестоящего начальника. Одна из них устанавливает «правила игры», другая обязана их выполнять. Одна из них является контролирующей, другая — контролируемой. В новом законе о государственной службе ограничение снято.

Теперь государственные служащие не могут быть только депутатами Госдумы и депутатами региональных парламентов, но могут быть депутатами местного самоуправления (МСУ). Между тем именно муниципальная власть, избираемая жителями, — самая распространенная и самая многочисленная в стране. Муниципалитетами являются Нижний Новгород и Пермь, Екатеринбург и Челябинск, Краснодар и Новосибирск, Омск и Самара, Саратов и Казань…

Органы власти всех российских городов (за исключением Москвы и Петербурга), районов и других поселений — муниципальные. И, следовательно, будут открыты перед федеральными и региональными чиновниками, которым ничто теперь не помешает совмещать свои посты с муниципальными депутатскими мандатами.

Сомневаться в том, что это будет происходить повсеместно, не приходится. После этого муниципальная власть де-факто перейдет в прямое подчинение региональной исполнительной власти.

Это будет означать то самое установление «вертикали» сверху донизу, о котором всю путинскую пятилетку мечтают идеологи «сильного государства».

До сих пор по мере своего продвижения вниз «вертикаль» упиралась в непреодолимый барьер: Конституцию, отделяющую местное самоуправление от государственной власти, и Европейскую хартию местного самоуправления, которую Россия в свое время ратифицировала и которая закрепляет этот же принцип.

Именно это заставило Кремль отказаться от плана по закреплению принципа назначения мэров губернаторами (по той же схеме, как губернаторы назначаются президентом). Теперь же найдено простое решение. Депутатами МСУ станут подчиненные губернатору чиновники, которые выберут мэром того, кого прикажут. Если для этого надо будет отнять у жителей право прямых выборов мэра, так невелико и препятствие. Что касается всех прочих решений муниципального совета — они будут написаны в губернаторской канцелярии и переданы «для исполнения».

И не надо менять Конституцию, нарушать Европейскую хартию, ссориться с Советом Европы…

Экономическая «вертикаль» за последние годы успешно построена — все без исключения муниципалитеты поставлены в железную финансово-бюджетную зависимость от региональной власти и стоят перед ней с жалостливо протянутой рукой. Так же, впрочем, как сама региональная власть стоит перед федеральной властью.

Теперь ее экономическую «вертикаль» дополняют политической, при которой «низы» должны лишь беспрекословно выполнять команды «верхов».

Когда-то запрет чиновникам «сидеть на двух стульях» и быть одновременно еще и депутатами позволил «вырвать» представительную, избранную гражданами, власть из фактического подчинения исполнительной, как это было принято в советские времена. Теперь все возвращается обратно.

Борис ВИШНЕВСКИЙ,
обозреватель «Новой Газеты»

25.08.2005


Статья опубликована в Новой Газете, № 62, 25 августа 2005 г.

Постоянный URL статьи http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/62n/n62n-s02.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Полесков К., Присяжные надзиратели

 Демократия.Ру: Леон Арон, Куда идет Россия?

 Демократия.Ру: Сара Мендельсон, Россия: отход от демократии?

 Демократия.Ру: Леон Арон, Риски Путина

 Демократия.Ру: Руднева Е., Пахан кремлевский

 Демократия.Ру: Новый "ледниковый период" в России

 Демократия.Ру: Владимир Рыжков: В основе всего, что делает власть, лежит глубокое презрение к народу

 Демократия.Ру: Кириченко Л., Специфические особенности российских законов о выборах

 Демократия.Ру: Кынев А., Пропорциональная Россия




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта