Осень эвакуации
Берсенева А., Власова И.
В Санкт-Петербурге объявлен общегородской конкурс, по итогам которого частным фирмам-победителям разрешат эвакуировать неправильно припаркованные машины. И хотя принудительный увоз автомобилей запрещен законом, на участие в тендере кандидатов немало – слишком уж велики прибыли. Между тем, как удалось выяснить «НИ», эвакуаторы продолжают действовать практически по всей России. И даже власти Москвы, год назад запретившие подобную деятельность из-за громадного количества злоупотреблений, готовятся в ближайшее время вернуть эвакуаторы на улицы.
Начало осени принесло автомобилистам по всей России новые проблемы. Фирмы, занятые эвакуацией машин, с особым рвением принялись увозить автомобили в неизвестном направлении. Ничего удивительного: несмотря на многочисленные обещания ГИБДД навести порядок в этой сфере, схема работы эвакуаторов остается насквозь коррумпированной.
«Эвакуаторы всегда были вне закона, – убежден известный адвокат Леонид Ольшанский. – Они запрещены всеми кодексами. И работа эвакуаторов – грубое нарушение закона. Эта деятельность противоречит статьям 12.19 и 12.32 Кодекса об административных правонарушениях. Поэтому если у граждан начинают забирать автомобиль, они имеют право не подчиняться требованиям эвакуаторщиков. Впрочем, наши законотворцы хотят изменить российское законодательство. В бой пустили тяжелую артиллерию: сейчас готовится законопроект о реанимации эвакуаторов, который продвигает первый вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска».
Конкурс за место под солнцем
В Петербурге стремление изъять как можно больше автомобилей объясняется просто: среди эвакуаторщиков начался конкурс, в ходе которого фирмы-победители могут получить право штрафовать водителей. Тендер продлится до конца сентября, сообщает собкор «НИ» Мария СЕЛЕЗНЕВА. Победители получат право увозить машины на штрафстоянки, хранить их там и выдавать водителям в соответствии со статьей 27.13 Административного кодекса – за деньги.
Как заявляют в ГИБДД, эвакуация как способ борьбы с нарушителями призвана разгрузить городские улицы. Борьба идет так успешно, что на 25 существующих в Петербурге штрафстоянках уже не хватает мест для реквизированных автомобилей. Но увеличения числа парковок конкурс не предусматривает, а документы составлены так, что в победителях окажутся не те, у кого шире парковка, а те, у кого больше эвакуаторов. Оно и понятно: принудительная транспортировка машины в Питере обходится владельцу машины в 2927 рублей (хотя добровольный вызов эвакуатора стоит 1500 рублей), а час стоянки – всего в 12 рублей.
Иначе говоря, эвакуировать в Питере будут еще больше. Но есть опасения, что казна от этого не выиграет: то ли у коммерческих фирм, работающих в тандеме с ГАИ, большие льготы по налогообложению, то ли реальные прибыли в их отчетностях сильно занижены. Эвакуаторщики, по сути, подтверждают это, жалуясь, что работа у них неблагодарная, и отнимают они машины чуть ли не из любви к человечеству. Между тем реальная месячная прибыль питерской эвакуирующей компании составляет около 200 тыс. долларов. В день на различные штрафстоянки в Питере увозится до 100 автомобилей.
Что творится вокруг этих стоянок, трудно вообразить. Попадая сюда, понимаешь, что претензии эвакуаторщиков на разгрузку улиц от пробок – не более чем высокопарный миф. Пробраться к штрафстоянке невозможно: подъезды до отказа забиты пустыми и гружеными эвакуаторами. Не меньше машин и вокруг самой парковки. Вопросами сохранности чужой собственности, волею гаишника оказавшейся у них в ведении, эвакуаторщики не озадачиваются. Количество угонов автомобилей со штрафстоянок в Питере растет катастрофическими темпами.
Новость о том, что после конкурса полномочия штрафных парковщиков будут значительно расширены, приводит питерских водителей в ужас. По неофициальным данным, частные эвакуаторщики вообще бьются за получение полномочий ДПС и готовы сами составлять акты об изъятии автомобилей.
Штраф выше стоимости автомобиля
Год назад администрация Приморского края издала постановление за подписью вице-губернатора Александра Костенко о создании штрафстоянок для эвакуированных машин. По итогам тендера, сообщает наш собкор Дмитрий КЛИМОВ, эвакуацией машин стала заниматься компания «Автомиг». За вызволение каждой машины владельцы платили от 2 до 4 тыс. рублей. Были случаи, когда стоимость услуг за стоянку (52 рубля в час) превышала стоимость машины. Тогда представители «Автомига» приходили к владельцам и просили передать им документы на машины – мол, без них продать машину не можем. Наглость, с которой «Автомиг» с помощью ГИБДД забирал машины, а потом тянул время, чтобы взять с владельцев больше денег; снятые фары, царапины на машинах довели автовладельцев до кипения. Только за наклейку трех полосок бумаги с печатями на двери машины эвакуаторщики брали 881 рубль.
Прокуратура, куда обратились автолюбители, проверила деятельность компании, нашла нарушения в деятельности ГИБДД, в режиме работы предприятия – машины выдавали до 18 часов. Выяснилось, что забирали все подряд машины, а не те, которые действительно мешали движению. Но мер никто так и не принял. Тогда за работу взялись юристы. Подкрепившись ответами из Законодательного собрания края, они составили грустную картину применения рекомендаций правительства РФ в Приморье.
Оказалось, что вице-губернатор Костенко вообще не имел права подписывать постановление – на это ему не дал полномочий ЗакС. Тарифы на эвакуацию были завышены даже по сравнению с коммерческими. Эвакуация – от 1,5 до 3 тыс. рублей, час на стоянке – 52 рубля (хотя на коммерческих стоянках сутки стоят от 30 до 80 рублей). Штрафстоянка была коммерческой, а не муниципальной, как того требует закон. Юрист Анатолий Кузнецов и активист местного «Яблока» Владимир Никифоров подали в краевой суд иск с требованием признать недействительным постановление об эвакуаторах с момента его подписания. В этом случае деятельность «Автомига» признавалась бы незаконной, и в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ весь ущерб, причиненный автомобилистам (несколько миллионов долларов), возмещали бы из краевого бюджета. Когда иск уже находился в суде и была назначена дата слушаний, администрация края отменила постановление, и суд вынес решение о прекращении делопроизводства. Тогда кассационную жалобу с требованием продолжить разбирательство отправили в Верховный суд. «Автомиг» тем временем продолжает забирать машины.
«По сути, постановление краевой администрации использовали в интересах группы лиц, причастных к эвакуации. Это пример массового нарушения прав граждан, поэтому, если Верховный суд откажет нам, мы будем обращаться в суд по правам человека», – говорит адвокат Анатолий Кузнецов.
«Это беспредел»
Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышов давно жаловался на стихийные парковки и грозил воспитывать водителей эвакуацией. Теперь, по постановлению городской администрации, в случае неправильной (под углом 30 градусов или в неположенном месте) парковки сотрудник ГИБДД обязан выписать водителю штраф в размере 1020 рублей и еще 300 рублей за эвакуацию. Об этом инспектор обязан сообщить в дежурную часть. Оттуда свяжутся с диспетчерской, регулирующей маршруты эвакуаторов. По инструкции представитель ГИБДД обязан составить протокол об административном правонарушении и заполнить бланк строгой отчетности.
Однако на деле все обстоит не так гладко. «Придумали новую кормушку, – заявил собкору «НИ» Анастасии ОРЛОВОЙ ростовский таксист Егор Демичев. – Хотите, расскажу, как зарабатывают на эвакуаторах? Гаишники вызывают эвакуатор, но не составляют протокол, пока не объявится водитель. Если владелец автотранспорта платит им 500 рублей, эвакуация прекращается. Если не сошлись в цене, заполняет протокол».
Сегодня в Ростове работают три частные эвакуирующие компании. С муниципалитетом они связаны только договором и официально в казну платят только налоги. «Мы не ставим задачу заработать на нарушителях, речь идет об устранении причин, парализующих движение в городе, – заявил заместитель главы администрации Ростова Виктор Кочерга. – Транспорт уже оставляют на остановках общественного транспорта, и водители автобусов вынуждены высаживать пассажиров прямо на проезжую часть».
Видимо, исключительно из того же альтруизма занимаются своим бизнесом и хозяева штрафстоянок. «Бизнес абсолютно нерентабельный, – жалуется корреспонденту «НИ» хорошо одетый сотрудник штрафстоянки. – Дорогая техника, огромный расход топлива, зарплаты и постоянные отчисления в администрацию, не предусмотренные никаким договором. К тому же большинство эвакуированных автомобилей водители успевают забрать в течение первых трех часов, которые являются бесплатными».
Отношение ростовчан к эвакуаторам неоднозначно. «Раньше на дорогах царил беспредел, – говорит водитель со стажем Федор Абрамов. – Стало больше порядка». По мнению других горожан, эвакуация транспорта – полное беззаконие. «В нескольких местах постоянно проводят эвакуацию, остальные, даже в центре города, остаются без внимания. Таксисты бросают машины прямо на автобусных остановках, карауля пассажиров. И ни один гаишник не подойдет».
«У нас действительно не хватает инспекторов, – оправдываются в областном управлении ГИБДД. – К тому же в городе работают всего 5–10 эвакуаторов. А обычный штраф за неправильную парковку всего 60 рублей. Выписывать протокол не имеет смысла: нарушитель просто не заплатит. И никакой судебный пристав за такую ничтожную сумму не пойдет выбивать штраф».
Почему они исчезли в прошлый раз
Кстати, и в Москве готовятся этой осенью вновь вернуть эвакуаторы на улицы. Запретили их использование в начале прошлой зимы, после того как тысячи москвичей стали жертвами злоупотреблений эвакуаторщиков. Как будет работать новая система (а о том, что она будет новой, говорил мэр столицы Юрий Лужков), доподлинно пока неизвестно.
«Я слышал, Лужков недавно признался, что в правительстве так и не смогли придумать эффективный механизм эвакуации неправильно припаркованных автомобилей на коммерческой основе, который бы гарантировал полную защиту граждан от жуликов, – заявил «НИ» Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автовладельцев. – Поэтому, по словам мэра, проблемой создания такого механизма надо озадачить коммунальные службы, которые больше всего за эти эвакуаторы и выступали (мол, автомобили им улицы убирать мешают). Эти слова градоначальника – первый признак того, что никакой замены прошлой системе не будет и эвакуаторы вернут в том виде, в котором они и покинули московские улицы. Кстати, насколько мне известно, убрали их только потому, что в одну прекрасную ночь на эвакуаторе увезли машину одного очень влиятельного человека. Кого именно, я не знаю, но шума после этого было предостаточно, и Лужков чуть ли не на следующий день подписал постановление об отмене эвакуаторов. Правда, в других российских городах они существуют до сих пор – там всех «шишек» знают по пальцам и такого, как в Москве, произойти не может. Хоть эвакуаторы за неправильную парковку незаконны, они вернутся в Москву. А чтобы не противоречить закону, чиновники будут именовать эвакуацию «перемещением». Я уверен, что кое-как припаркованные автомобили действительно надо убирать с улиц, но нельзя отвозить машины на штрафстоянки. Эвакуация должна быть бесплатной».
ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКИХ ЭВАКУАТОРОВ
Московские власти впервые ввели штрафстоянки и утвердили правила принудительной эвакуации автомобилей в 1995 году. Пострадавшие граждане опротестовали действия чиновников в Верховном суде, который в 1997 году встал на сторону автомобилистов. Московским властям напомнили, что по Конституции лишать гражданина собственности можно только по решению суда. Депутаты Госдумы в июле 1997 года запретили эвакуировать автомобили за нарушение правил остановки и стоянки, записав это в виде специального примечания к статье 115 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Это положение перешло в новую редакцию КоАП, вступившего в силу с 1 июля 2002 года.
4 февраля 2003 года правительство Москвы приняло постановление «О дополнительных мерах по обеспечению пропускной способности улично-дорожной сети города Москвы при проведении общегородских мероприятий», в котором разрешало эвакуацию автомобилей, мешающих уборке снега, проведению митингов и движению общественного транспорта. 28 марта Генпрокуратура направила мэру Москвы Юрию Лужкову предписание об отмене этого постановления, как противоречащего КоАП. Постановление отменено только в апреле 2004 года.
18 декабря 2003 года правительство России приняло постановление № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства и помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», которым поручило Минэкономразвития разработать нормативы, устанавливающие расценки на принудительную эвакуацию и услуги спецстоянок.
В октябре 2004 года в Москве начались показательные акции масштабной эвакуации всех припаркованных транспортных средств на тех или иных улицах и площадях. 10 декабря 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о приостановке в столице работы эвакуаторов до разработки мер «по обеспечению контроля за работой эвакуаторов, исключающих злоупотребления при их использовании».
Анастасия Берсенева, Ирина Власова
05.09.2005
Статья опубликована в газете Новые Известия
Постоянный URL статьи http://www.newizv.ru/news/2005-09-05/30863/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Потомучта! Два года условно за взятку инспектору ГАИ
Демократия.Ру: Борис Акунин: В России невозможно заставить уважать свои права
Демократия.Ру: Россия – страна, где нет презумпции невиновности
Демократия.Ру: Фирсов А., К вам подошел милиционер
Демократия.Ру: Латынина Ю., «Звонок Путину», Так называется новая пытка, которую полюбили менты. В войне против собственного народа любые средства хороши
|