Леонид Седов:«Сейчас наступает момент смены поколений во властных структурах…»
Леонид Седов
В своем телевизионном общении с народом 27 сентября президент почти не говорил о политике, из чего, наверное, можно было сделать вывод о том, что народ эта проблема, а также все от нее производные: внутренняя и внешняя политика, изменения в избирательном законодательстве, особенности партийной системы, функционирование демократических институтов и гражданского общества, вовсе не интересуют. Отвечая на ключевой вопрос — о третьем сроке, президент сказал: «Я свою задачу вижу в том, чтобы создать условия для развития страны на длительную перспективу. Поэтому никаких резких изменений в законодательство, прежде всего в Конституцию Российской Федерации, вносить считаю нецелесообразным». Еще один вопрос, прозвучавший в президентском эфире, касался политических партий. Звонивший гражданин был возмущен монополией на власть и той бесконтрольностью, которую сегодня имеет «Единая Россия». Он сравнивал ее с КПСС и говорил о необходимости наличия в стране оппозиции. Путин в ответ парировал, что монополия КПСС была закреплена в советской Конституции, а «Единая Россия» добилась авторитетных позиций сама, да и оппозиция в стране, по его словам, сегодня есть. Первой оппозиционной партией он назвал ЛДПР, далее упомянул расколовшуюся «Родину» и КПРФ, которая была им обозначена как системная оппозиция.
О демократических партиях В.Путин не упомянул вообще. Не шла речь о демократии и в тех вопросах, которые были озвучены. Из чего должно было следовать, что демократия и такие ценности, как права и свободы, гражданское общество и многопартийность отныне вычеркнуты из общественного сознания и людей не интересует. Главное — хлеб насущный. Однако упор именно на этот ценностный блок, как известно, был сделан в последнем президентском Послании Федеральному собранию. Значит, Кесарю — кесарево, а Богу — божье? Или, может быть, игры в демократию закончены и демократическим партия окончательно указано на дверь?
Но значительная часть россиян поддерживает демократические ценности и попытки игнорировать интересы этих людей могут привести к дальнейшему расколу и поляризации общества. Высказать свою точку зрения об этом МиК попросил Леонида Седова, ведущего сотрудника Аналитического центра Юрия Левады:
- Да, речь идет именно о том, что демократическая оппозиция для власти нежелательна. Это абсолютно верная трактовка проблемы. И я думаю, что власть будет и дальше додавливать то, что называется демократической оппозицией, как это уже происходило и раньше. И я думаю, что СПС не удастся вылезти в любимчики, тем более, что в этой партии обозначается желание как-то проявить резкую оппозиционность Путину. Это первый момент.
Второй момент заключается в том, что его слова действительно немного соответствуют той политической реальности, которая сегодня наблюдается. То есть, наиболее оппозиционно по отношению к нему самому, во всяком случае, настроены как раз избиратели КПРФ и «Родины», о лидерах этих партий я не говорю. ЛДПР не столь жестко относится к президенту, скажем так, и это было видно в ходе обсуждения вопроса о третьем сроке Путина.
А избиратели «Родины» наиболее отрицательно воспринимают эту перспективу и вообще крайне негативно относятся к возможности дальнейшего участия Путина в политической жизни страны. И мы видим, что наибольший процент граждан, не желающих такого участия именно в этой партии — вообще по стране эта цифра равна 16%, именно столько людей не хотели бы, чтобы он вообще оставался в политической жизни, а в электорате «Родины» этот показатель зашкаливает за 30%. И это очень заметная позиция. Так что назвав эти партии оппозиционными, президент таким образом точно обозначил их положение в политическом спектре.
- Кстати, о третьем сроке. И в своем масштабном выступлении с социальными инициативами 5 сентября, и в ходе этого телевизионного общения с гражданами он дал понять, что проблема о третьем сроке закрыта. Отвечая на вопрос о целесообразности проведения референдума по этому вопросу — в целях обеспечения стабильности в стране, которая наступила в период его президентства, как утверждал позвонивший — В.Путин высказался в духе того, что нацелен на подготовку себе достойной смены. Значит, речь идет о преемнике, который за оставшееся до 2008 года время должен быть подготовлен?
Да, он высказал пожелание, чтобы к власти пришли молодые силы, и нам ясно, что теперь главным будет не только вопрос о преемнике, но и проблема омоложения власти в целом. Этот вопрос стоит, он актуален по всем политологическим раскладам. Сейчас вообще наступает момент смены поколений во властных структурах. И он эту тенденцию улавливает.
- Но, демократических политиков среди претендентов на высшую власть нет. Значит, произойдет смена кого кем?
Пока персонально это никак не выявляется. Время смены подошло, это чувствуется. Но персонально это не выявляется, в том числе, нет явных лидеров и в молодежных движениях, и вообще не видно перспектив их вхождения во власть, хотя тем же «Нашим» что-то администрацией президента обещано. Но достаточно ярких фигур, которые могли бы претендовать на ведущие роли в политике, среди молодежи пока нет.
- На выборах в Мосгордуму, которые состоятся в декабре с.г., объединились СПС и «Яблоко», что многим казалось невозможным. Можно ли ожидать, что, в случае успешного участия в выборах этой коалиции, демократов и на федеральном уровне, на выборах в Государственную думу 2007 года, может ожидать успех? Поддержка демократических идей в целом в обществе, конечно, не так велика, но лиха беда началo…
Я думаю, что многое, конечно, будет зависеть от того, как они выступят на московских выборах, и удастся ли им превратить это объединение в некий успех. От этого во многом будут зависеть настроения избирателей на федеральном уровне.
Но я могу сказать, что по моим не только ощущениям, но и данным, которые мы получаем, большого прибавления голосов я не ожидаю от этого объединения. Есть достаточно много людей, особенно в электорате СПС, которые воспринимают «Яблоко» отрицательно. Я имею в виду именно рядовых избирателей СПС. Поэтому прибавление будет не очень значительное. Но я не исключаю, что 10%-ый барьер коалиция все же преодолеет.
Еще один момент, который нужно отметить, заключается в следующем. Если говорить о рядовых избирателях, настроения которых мы, собственно говоря и изучаем, не столько лидеров, сколько простых людей, то, конечно, то, о чем я сказал — антагонизм, наблюдаемый в среде рядовых избирателей СПС по отношению к «Яблоку», он очень заметен. Есть и некоторые другие разделяющие моменты — например, по последним результатам анализа наших данных получается, что яблочный электорат довольно положительно воспринял путинские социальные инициативы, и что там оппозиционность Путину несколько снижается. А СПС, как мы знаем, как раз сейчас больше настаивает на обозначении резкой оппозиционности Путину. Это тоже может послужить причиной для взаимного непонимания избирателей той и другой партии.
А что думает народ?
В числе политиков, названных в ходе репрезентативного опроса, который провел Аналитический центра Юрия Левады в августе, как возможные кандидаты на пост президента, если бы выборы состоялись в ближайшее время, только четыре человека собрали более 1%: В.Путин (37%), Г.Зюганов (4), В.Жириновский (3) и Д.Рогозин (2). Учитывая, что В.Путин, согласно Конституции, не сможет претендовать на избрание, 31% предпочли бы поддержать предложенного им кандидата («преемника»), 20% — принципиально другого кандидата, 37% — поступать в зависимости от обстоятельств, 12% затруднились ответить. Из предложенного респондентам списка возможных кандидатов в президенты относительно большую поддержку получили Ю.Лужков (10%), В.Жириновский (9), Г.Зюганов, Б.Грызлов (6), Д.Рогозин (5), С.Глазьев (3). Очевидно, что общественное мнение, как и политическая элита, пока не имеют представления о ситуации и фигурантах будущих выборов.
Более половины (53%) опрошенных считают очень вероятным или довольно вероятным, что результаты президентских выборов 2008 г. будут сфальсифицированы. Правда, только четверть (24%) заранее склонна протестовать против нечестных выборов, а 28% — участвовать в контроле за подсчетом голосов.
В августе были отмечены некоторые подвижки в распределении симпатий опрошенных к политическим силам. Уровень симпатий к коммунистам в июле составлял 15%, в августе — 12%, к «патриотам» — соответственно, 7 и 4%, к «партии власти» — 14% и 11. На прежней отметке (12%) остался показатель доверия к «демократам». С 42 до 51% увеличилась доля не испытывающих симпатий ни к какой из политических сил.
Приход к власти «левых» (социалистов, социал-демократов, коммунистов) склонны поддержать около четверти опрошенных — 10% «определенно» и 16% «скорее» одобрили бы такой сдвиг, 47% высказываются против этого.
Леонид Седов
29.09.2005
Статья опубликована на сайте Информационного Агентства МиК
Постоянный URL статьи http://iamik.ru/?op=full&what=content&ident=23414
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Осовцов А., Не уверен - не удвояй!
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
Демократия.Ру: Новопрудский С., Великий поворот не туда
Демократия.Ру: Бовт Г., Нищета философии «оттепели»
Демократия.Ру: Пионтковский А., Изгнанные из суперлиги
Демократия.Ру: Пионтковский А., Дети Гершензона
Демократия.Ру: Леон Арон, Куда идет Россия?
Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии
Демократия.Ру: Куда идет Россия после Беслана?
|