Подмосковный "бублик" и "Боевое братство"
Кынев А.
Московская область (впрочем, как и Ленинградская) является очень необычным и чрезвычайно сложным по своему устройству регионом. Многие особенности возникают из-за того, что это область без центра – администрация области и общеобластные структуры как бы выведены за скобки собственно региона. Города, который бы воспринимался как "главный" и был бы центром концентрации элиты, в области нет, есть целый ряд примерно равновеликих центров, оказывающих существенное влияние на областную политику – Мытищи, Ногинск, Химки, Одинцово, Красногорск, Балашиха, Подольск, Люберцы, Сергиев Посад. При этом территории области более чем разнообразны – это и типично сельские районы типа Серебрянопрудского или Лотошинского, и индустриальные города типа Воскресенска, Коломны, Серпухова, и ближние пригороды Москвы, почти с ней сросшиеся (Реутов, Красногорск), и наукограды типа Троицка, Черноголовки, Пущино, Дубны или Протвино.
Наличие более чем 70 самостоятельных муниципальных образований городского и районного уровня превращает область в своего рода "Священную Римскую империю", где возможности губернатора прямо пропорциональны экономическому благосостоянию, а значит независимости того или иного города или района. По мнению многих экспертов за 1990-е годы в регионе во времена правления губернатора Анатолия Тяжлова постоянно возрастала фактическая независимость глав администраций от губернатора и их "политическая самостийность". С приходом к власти в 2000 году нового губернатора Бориса Громова, человека военного и склонного к "субординации", начались постепенные попытки если не поставить под контроль, то существенно обуздать местную "вольницу": все последнее годы в регионе происходят постоянные конфликты областной администрации с теми или иными городскими и районными главами. Излюбленным стилем стало жесткое давление на того или иного главу вплоть до отстранения его от должности и попытка внедрения на последующих выборах своего ставленника – "варяга", часто имеющего связи с близкой к новому губернатору организацией воинов-"афганцев" "Боевое братство" или поработавшего некоторое время на том или ином посту в областной администрации. Именно "Боевое братство" со всем специфическим для организаций ветеранов афганской войны колоритом и стилем и стало главной составляющей новой властной вертикали, заставив подчиниться или как минимум проявить лояльность даже многие местечковые околокриминальные группировки. По сравнению с администрацией Громова бывшая администрация Тяжлова представляла собой старую партийную номенклатуру, сильно бюрократизированную, неповоротливую, но довольно мягкую и слабую. При новой власти политика стала намного жестче, включая и давление на бизнес. Администрация установила полный контроль и над региональным медийным пространством.
Показательно, как областные власти пытались навести "порядок" в двух бедных сельских районах. Так в Волоколамском районе был успешно отстранен по суду за нарушения глава администрации Николай Кураленко (это прошло довольно безболезненно, так как он настроил против себя всю местную элиту – было доказано что при избрании глава предоставил недостоверные документы), в Шатурском же районе первоначально отстранить главу администрации Аркадия Парвицкого не удалось, так как за него вступился мебельный комбинат "Шатура-мебель". Однако, когда дело дошло до новых выборов главы района, то с целью сорвать новое избрание Парвицкого их даже умудрились отменить, найдя формальные нарушения регламента при их назначении. "Ноу-хау" областной администрации на территориях, где побеждали нежелательные кандидаты или возникали иные кризисы, стало фактическое создание "параллельных" районных администраций – так называемых "территориальных исполнительных органов" (город Железнодорожный, Лотошинский, Серпуховский, Сергиево-Посадский районы, Звенигород). Положение о территориальном исполнительном органе государственной власти Московской области утверждалось постановлением правительства МО для каждой территории отдельно. Руководитель ТИО назначается лично губернатором. Именно им поручался контроль на территории за расходованием средств областного бюджета. Создание этих органов указывало населению на "неправильность" сделанного выбора, а новому главе давало понять, "кто в доме хозяин".
Постепенно и из областной администрации были вытеснены "инородные" элементы типа бывшего "яблочника", вице-губернатора Михаила Меня (поддержка "Яблока" была важна Громову для победы на выборах губернатора в декабре 1999 – январе 2000 года). "Правой рукой" губернатора стал первый заместитель председателя правительства Московской области Алексей Пантелеев, фактический основатель того самого движения "Боевое братство". Еще в 1980-е годы в Афганистане Пантелеев служил адъютантом командующего 40-й армией генерала Громова. Близка к Пантелееву и целая группа военных отставников в областной администрации.
Однако, даже несмотря на жесткий громовский стиль, добиться полного контроля над регионом не получилось. Слишком много городов, слишком много разнообразных проблем и слишком мало реально компетентных людей, способных решать такое нагромождение сложных проблем не "через колено". Многие ставленники новой областной администрации на постах глав городов и районов на поверку оказались не самыми умелыми руководителями, а попытки давления приводили к громким скандалам. Можно привести хотя бы пример с возбуждением уголовных дел против фрязинского мэра Ухалкина. Общероссийский резонанс имела история в Климовске, где городской избирком прямо нарушил решение Центризбиркома РФ, обязавшего зарегистрировать незаконно недопущенных до выборов кандидатов. Выборы в Климовске провели так и не включив в бюллетени целую группу оппозиционных кандидатов. Ситуацию еще больше усугубила реформа местного самоуправления, резко увеличившая и без того не малое число муниципальных образований. И это в условиях, когда многие, даже формальные по статусу поселки, располагая дорогой подмосковной землей и объектами инфраструктуры, способны становиться самостоятельными политическими и экономическими игроками. В результате, в целом ряде территорий к власти стали приходить независимые от областной администрации, а иногда и прямо оппозиционные ей кандидаты. Так, несмотря на двукратные отмены своих побед на выборах главы Сергиево-Посадского района, с третьей попытки главой района все же стал А. Упырев.
При этом традиционно довольно независимы главы Красногорского, Домодедовского, Раменского, Ногинского, Наро-Фоминского и многих других наиболее крупных и богатых районов. И наоборот, наиболее зависимы от администрации главы маленьких и дотационных муниципальных образований, но они в области погоды не делают.
В области нет ни одной доминирующей экономической структуры или ФПГ – масштабы области для этого слишком велики. Нет ни одного министерства РФ или монополии, не имевшей бы в области своего интереса. В этих условиях доминирующим центром (самым крупным из имеющихся) становится областная администрация – это фактически единственная сплоченная общеобластная структура.
Регион разбит на множество субрегиональных клановых групп, находящихся друг с другом в сложных отношениях. К примеру, в сферу влияния группы, связанной с компанией "Ост-алко" входят Ногинский, Балашихинский районы, города Реутов и Железнодорожный, в сферу интересов "Росавиакосмоса" – города Королев, Юбилейный, Реутов. В большинстве районов (особенно в Ленинском) имеет большое влияние "Межрегионгаз" ("Газпром"). Среди существенных игроков на областном политическом поле – "Ферейн" Владимира Брынцалова (пик влияния пришелся на 1997-1999 годы), Минатом, "Базовый элемент", "Ист-Лайн", Клинский пивкомбинат. Во многих городах, превратившихся за годы постоянного роста цен на недвижимость, фактически в "новые спальные кварталы" Москвы, большое влияние имеют различные строительные компании.
Московская область – один из самых престижных, если не самый престижный регион с точки зрения цен на землю и предстоящей купли-продажи земли. Близость к Москве и огромное количество коттеджных поселков делают ее "золотым дном". Именно земля – главный предмет борьбы за контроль над областью и именно за получение самых престижных земельных участков и бьются различные коммерческие структуры.
С этой особенностью региона связана и его другая особенность – сильнейшая криминализированность, пожалуй даже более высокая, чем в Свердловской области и Приморском крае. По сути, на многих территориях доминируют конгломераты различных криминальных (как минимум, в прошлом) группировок (либо одной группировки), иногда пришедшие к власти почти открыто, иногда поставившие у власти своих людей. Первая причина этого – вторичный, спекулятивный характер областных капиталов (спекуляции с землей и недвижимостью, высокая доля "левых" производств, нелегальных складов – своеобразный "тайник" Москвы). Область играет роль "логова" многих московских городских криминальных группировок, в ряде поселков существуют целые коттеджные кварталы "братвы". При этом постоянные чистки УВД не помогают. Так, в 2001 году объявлен в федеральный розыск бывший глава областного УВД Юрий Юхман.
Вторая причина сильной криминализации Московской области – традиционное для России и многих иных стран возникновение вокруг крупных городов специфической полосы "отчуждения", деклассированных пригородов, где концентрируется наименее обеспеченная часть городского населения (многие просто продают квартиры в дорогом городе и переезжают в более дешевый пригород). Именно сюда часто вначале попадает основная волна новых мигрантов из сельской местности, других стран и регионов. С одной стороны, жители этих окраин чувствуют себя ущемленными по отношению к тому городу, который для них является референтной группой, с другой – часто стремятся быть "святее папы римского". Утратив прежний социокультурный статус и не обретя нового, жители окраин являются прекрасной средой для развития специфической системы неформальных связей с ярко выраженным криминальным оттенком. Окраины Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Казани, Перми – "родина" большинства самых известных преступных группировок. Обычным делом здесь является присутствие в органах власти людей с ярко выраженной криминальной репутацией. Именно здесь фиксируется наибольшее число нарушений и манипуляций на выборах, а они сами зачастую превращаются в процесс откровенной купли-продажи голосов. Так, в Московской области за последние годы зафиксированы убийства мэра Жуковского Мосолова, мэра Троицка В. Найденова, города Дедовска В. Кудинова, главы Озерского района В. Сащихина, главы администрации поселка Салтыковка В. Москальца, заместителя главы администрации Подольского района П. Забродина, таинственная смерть главы Чеховского района Г. Недосеки.
Сложными являются отношения областной администрации и мэрии Москвы – это как имущественные, так и личные конфликты (показательно назначение Меня после ухода из областной администрации заместителем председателя правительства Москвы). Отдельные областные силы всегда пытались заигрывать с городом.
Московская областная дума всегда была в целом лояльна областной администрации, но состоит из множества лоббистов экономических группировок и ставленников глав тех или иных районов. Поэтому лояльность губернатору носит условный, прагматический характер. По сути, Московская областная дума – это переговорная площадка групп и кланов. На последних пока выборах спикера облдумы в 2001 году на этот пост было выдвинуто две кандидатуры – депутат по 8-му избирательному округу (Егорьевск) Валерий Аксаков и депутат Юрий Кораблин (округ N 45, Химки). С большим перевесом голосов (39 против 5) председателем Мособлдумы был избран Аксаков, который в прошлом работал на различных должностях в системе МВД, а также занимал пост заместителя председателя Комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям администрации области.
В преддверии выборов Московской областной думы 2007 года покончить с "местной вольницей" и зависимостью администрации области от местечковых групп решили "на корню" – упразднив одномандатные округа "как класс" и полностью перейдя к пропорциональной избирательной системе с 7-процентным заградительным барьером. При этом ввели "плоские" (то есть без разделения на региональные группы) партийные списки, где каждый кандидат расположен один за другим, а размеры избирательных фондов (соответственно, и размеры избирательных залогов) резко выросли (размер фонда – до 150 млн. руб., залог – 15 млн. руб., то есть около 570 тысяч долларов). В завершение, при распределении мандатов между списками еще вели методику империали, отдающую преимущество списку-фавориту.
В результате выдвижения были заверены списки девяти партий: "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, СПС, "Яблоко", Российская экологическая партия "Зеленые", "Патриоты России" и Народная партия. Уже на этапе выдвижения отсеялись, так как не были по различным причинам приняты облизбиркомом, списки АПР, партии Мира и Единства и Социалистической единой партии России (СЕПР).
Несомненным является доминирование "Единой России", список которой возглавили губернатор Борис Громов, председатель облдумы Валерий Аксаков и депутат облдумы, известная лыжница Лариса Лазутина. В списке фигурируют также глава Ленинского района Василий Голубев (N 4), член Совета Федерации от облдумы Игорь Брынцалов (N 5), зампреды облдумы В. Алексеев (N 6), В. Егерев (N 14) и И. Жуков (N 8), глава Одинцовского района А. Гладышев (N 7), глава Подольска Н. Пестов (N 9), главы Наро-Фоминского района А. Баранов (N 13), Дмитровского В. Гаврилов (N 15), Мытищинского А. Мурашов (N 35), глава Коломны В. Шувалов (N 40), областной министр социальной защиты В. Лагункина (N 10), руководитель аппарата областного правительства С. Юдаков (N 11), глава областных профсоюзов В. Кабанова (N 12), министр образования области Л. Антонова (N 25), глава поселка Ильинский Раменского района С. Демин (N 31).
Как видно из перечисленного списка, "паровозов" у "партии власти" хватает. Учитывая, что в 2003 году у "Единой России" в области было около 34 % голосов и концентрацию чиновников различного ранга в партийном списке, сейчас скорее всего будет не меньше. На руку администрации играет и общее относительно благоприятное экономическое положение. За минувшие годы администрация Громова много делала для внешнего пиара – построено и реконструировано большое количество новых дорог, школ, больниц, автовокзалов, газопроводов, спортивных объектов. В тоже время, в 2005-2006 годах в области, как и в Москве, бушевали скандалы, связанные со "строительными пирамидами", зарплаты у многих жителей Подмосковья ниже московских, но близость столицы подтягивает областные цены к городским, что не может не тревожить жителей области.
На второе место несколько претендентов. В 2003 году второй в области была "Родина" с 15,49 % голосов (Глазьев тогда одновременно баллотировался по Подольскому округу), затем шли КПРФ с 9,68 %, ЛДПР с 9,27 %, "Яблоко" с 5,86 %, СПС с 4,4 %, у блока Партии пенсионеров и Партии социальной справедливости было 2,8 %, у АПР 2,5 %. Еще 6 % жителей голосовали тогда "против всех".
"Родины" сейчас, как известно, нет, вместо неё "Справедливая России". Список партии возглавили президент ЗАО "МТК-ХОЛДИНГ" С. Жигарев, генеральный директор Дмитровского ПО "Роял Канин" А. Романович и ведущий математик "Физтех-Центра" С. Кравченко. Из нынешних депутатов облдумы в списке состоят В. Букин из Лобни (N 6) и А. Гарнаев из Жуковского (N 7). N 8 занимает генеральный директор "Главмособлстроя" Е. Каминский.
Список КПРФ, традиционно сильной во многих районах области, возглавляет депутат Госдумы РФ, заместитель председателя ЦК КПРФ В. Кашин, в 1999 году бывший кандидатом в вице-губернаторы области в паре с Г. Селезневым. В списке фигурируют также зампред облдумы В. Куликов (N 3), действующий депутат от Чехова П. Лыков (N 5).
Список ЛДПР возглавили лично В. Жириновский и депутат Госдумы А. Головатюк. В прошлом представители партии неоднократно избирались в области главами городов и районов.
Скандальная ситуация возникла у правых. Сначала на пресс-конференции о создании коалиции заявили представители СПС, "Яблока", ДПР и "Свободной России", но затем федеральные руководители "Яблока" и "Свободной России" действия своих региональных лидеров дезавуировали. Затем председатель регионального отделения "Яблока" Валерий Бакунин вместе с печатью организации и рядом соратников перешел в СПС, заняв в его списке 3-е место. Возглавили же список СПС председатель Н. Белых и бывший депутат Госдумы, много работающий в области Борис Надеждин. 4-е место досталось экс-лидеру областного отделения ДПР М. Аксеновой (для участия в выборах она была вынуждена покинуть свою "родную" партию), 5-е – депутату облдумы от Пущино и Протвино, бывшему "свободороссу" Юрию Тебину.
В ответ на уход Бакунина и его соратников "Яблоко" выдвинуло список во главе с депутатом Госдумы Г. Хованской и академиком А. Яблоковым, при всей своей авторитетности малоизвестных, собственно, в Московской области.
Наконец, нужно упомянуть еще о трех списках. Во-первых, это "Патриоты России" во главе с рядом малоизвестных кандидатов, во-вторых – Народная партия (лидер списка – депутат Госдумы от Коломенского округа, председатель партии Г. Гудков, в своем округе он довольно популярен, но на остальной территории области известен меньше), в-третьих – Российская экологическая партия "Зеленые".
Последние начали пиарить себя в области давно, особенно, учитывая появление во главе списка партии Людмилы Митволь, жены известного борца с незаконными постройками Олега Митволя. Но облизбирком "зеленым" в регистрации отказал, придравшись к наличию в списке беспартийной Митволь (что, кстати, совсем не противоречит закону). Кроме того, комиссия сделала вывод о неправомерности решения Московского областного отделения партии о выдвижении списка кандидатов, принятого 29 декабря 2006 года, в связи с тем, что данное решение принималось без отмены решения о выдвижении списка кандидатов от 19 декабря 2006 года и без указания оснований для повторного выдвижения единого списка. При этом ранее, 28 декабря прошлого года, Мособлизбирком отказался заверить список кандидатов, выдвинутый на конференции отделения партии 19 декабря, на основании того, что в поданном в комиссию списке значилось 24 кандидата, в то время как на конференции было выдвинуто 26 кандидатов. При этом комиссия проигнорировала представленное ей решение совета регионального отделения партии об исключении двух кандидатов, вовремя не подготовивших необходимые для выдвижения документы. Обжалованию данного решения комиссии в Центризбирком отделение партии предпочло проведение повторной процедуры выдвижения списка. Повторно выдвинутый список Мособлизбиркомом был заверен, после чего отделением партии был внесен избирательный залог. Комиссия же высказала свои новые претензии только 26 января, в последний день установленного для принятия решения о регистрации списка срока. "Зеленые" намерены биться за регистрацию в суде и насколько им это удастся – большой вопрос.
Кому повезет 11 марта, будет зависеть не только от персонального состава списков (который в любом регионе имеет огромное значение), но и тот того, насколько качественные избирательные кампании проведут конкретные партии. Многое решит и явка на конкретных территориях – жители многих городов и районов области привыкли к "персональным" выборам в одномандатных округах, где могут голосовать за своих местных кандидатов. Теперь они такой возможности лишены и перед партиями стоит непростая задача привести на участки именно своих потенциальных сторонников, при отсутствии у многих из них в бюллетенях "проходных" кандидатов из их родных городов и районов.
Александр Кынев,
кандидат политических наук
31.01.2007
Статья опубликована на сайте Новая Политика
Постоянный URL статьи http://www.novopol.ru/article15402.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., Ленинградская область: борьба в тени Петербурга
Демократия.Ру: Кынев А., Выборы и состояние гражданского общества в регионах России
Демократия.Ру: Гусева Д., Партии наголо. Местные элиты используют региональные выборы для сведения счетов
Демократия.Ру: Кынев А., Коми: от Спиридонова к Торлопову и обратно
Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти
Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов
|