Потешная палата
Олейник А.
Основные пункты программного выступления президента В. Путина на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года – в их числе отказ от прямых выборов губернаторов и переход к выборам в Государственную Думу по партийным спискам – уже вызвали вполне заслуженную критику. Как-то менее замеченной оказалась «ложка меда», предназначенная для «бочки дегтя»: конкретизация прозвучавшей несколькими днями ранее, по горячим следам трагедии в Беслане, фразы о необходимости более активного участия гражданского общества в борьбе с террором. А зря, ведь сказано красиво. Включению данного пункта при случае мог бы позавидовать и Макиавелли.
Из экспертов, наконец дружно осознавших в предложенных В. Путиным мерах давно очевидные тенденции к укреплению авторитаризма, лишь немногие – в их числе С. Марков – одновременно отреагировали и на идею создания Общественной Палаты, без визы которой не будут приниматься важнейшие решения по искоренению террора, этого последнего пятна на светлом настоящем, не говоря уже о еще более светлом будущем, России. Будучи, как и остальные сознательные граждане, оптимистами, эти эксперты по достоинству оценили идею как доказательство неистребимости тенденций к демократизации, успешно уравновешивающих отдельные проявления авторитаризма.
Посмотрим внимательнее на рецепт ноу-хау, - наверняка он будет использован, и не раз, в будущем. Люди, лично встречавшиеся с действующим президентом (хотя, к счастью, до организации встреч населения с теми, кто видел «живого Путина», дело пока не дошло), отмечают силу его обаяния и умения расположить к себе. Секрет обаяния прост – он заключается в умении создать впечатление безграничного внимания к собеседнику, иногда даже говорить его словами. Кукиши за спиной не видел, врать не буду. Не знаю, возможно в лучшие времена этому учили в Высшей школе КГБ: тогда нужно незамедлительно ввести данную дисциплину во всех российских вузах и заработать море денег на иностранных студентах, которые смогут наконец убедиться в качестве и востребованности российского образования.
Но дело не в этом (хотя на месте министра образования и ректоров ведущих вузов я бы не стал скептически ухмыляться), а в том, кто именно был тем собеседником, ради которого В. Путин включил в свою во всех иных отношениях прекрасную и жизнеутверждающую речь данные слова. Наверное, речь идет о пока отдельных странах Запада, не на шутку встревожившимися после трагедии в Беслане методами построения «светлого будущего» г-ном президентом (их позиция, нашла, в частности, отражение в заявлениях МИД Голландии и Франции о необходимости публичного и более детального расследования трагедии). Для них, этих представителей «старой» Европы, демократия и права человека пока еще дороги как память (наверное, это возрастное). Учитывая данный факт, нельзя же откровенно плевать в их сторону совсем уж неприкрытыми движениями к укреплению самодостаточности, читай самодержавности, власти. Надобна хотя бы одна ложка меда. Et voilà, - нашему обаянию нет предела!
Впрочем, поднесем эту ложку меда к свету и рассмотрим ее поподробнее (конечно же, дождавшись, пока удовлетворенные собеседники не удалятся восвояси). Oh, my God, на поверку мед оказался не отличим от дегтя.
Состав Общественной палаты будет не избираться, а назначаться. Хотя, казалось бы, никаких проблем не создает и формально избранная Дума, так можно было для чистоты эксперимента и здесь пойти до конца, заявив о выборности нового органа (нет, есть еще чему поучиться у Макиавелли, чуть-чуть, но есть). Учитывая, что новая палата, как и все созданные в последнее время органы государственной власти, будет встроена в единую ее вертикаль, можно даже сделать несколько достаточно смелых предложений по ее персональному составу. Приглашения в конвертах, от «которых трудно будет отказаться», наверняка получат многие члены другого весьма сходного органа (нет-нет, что Вы, никаких ассоциаций), комиссии по защите прав человека при президенте. И тот ее член, который всего несколько месяцев назад обвинил (sic, это не опечатка и не плод воспаленного воображения) иностранных наблюдателей и работников неправительственных организаций в Чечне в том, что критикуя российскую политику в этом регионе, они лишь мешают нам – в смысле не населению, а властям – строить светлое будущее в отдельно взятой горной республике. И тот ее член, который уж долго как ратует за заключение «общественного договора» с властью (в смысле вы нас уж не слишком «приходуйте», а мы взамен будем тихо сидеть и сохранять оптимизм), хотя по точному – и давнему – выражению Г. Явлинского для подобный вещей есть значительно более адекватное и лаконичное название: сделка. Вы будете смеяться, но в Москве (нет, неправда, не в Одессе) даже есть институт (конечно же, со статусом неприбыльной и неправительственной структуры, но об этом см. выше), плодотворно – в финансовом смысле – работающий над реализацией данного прожекта по заключению сделки от нашего с вами имени. Интересно, а мертвые души могут рассматриваться в качестве субъектов подобных контрактов? Ведь какие перспективы открываются!
Стоит ли после всего этого удивляться, почему демократия в России стала ругательным словом? Нет, ну Вы скажите, стоит?
14.09.2004
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
RBCdayly.Ru: Попов А., Кремль готовит губернаторов к 2008 году
Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс
Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти
Демократия.Ру: Мостовщиков С., Планы Путина – планы народа
Демократия.Ру: Новый "ледниковый период" в России
Демократия.Ру: Ильин В., Повышение роли партии в государственном строительстве
Демократия.Ру: Михайлова С., Новый порядок выборов в Мосгордуму заставит ее больше ориентироваться на Кремль
Демократия.Ру: Олейник А., Перед заходом солнца
Демократия.Ру: Олейник А., Шаг к укреплению формальной демократии
Политком.Ру: Ковалев Г., Общественная палата: "Совет мудрецов" или деловая игра?
|